ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/2013 от 16.12.2013 Гремячинского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-168/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск «16» декабря 2013 года

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Козель Н.Ю.

с участием помощника прокурора г. Гремячинска Худяковой Е.В.

представителейя ответчика администрации Гремячинского городского поселения ФИО1, ФИО2, ФИО3 на основании доверенностей

3-го лица ФИО4

при секретаре Котовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц – жителей Гремячинского городского поселения о признании бездействия администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным и о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению муниципального земельного контроля на территории поселения, о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском к администрации Гремячинского городского поселения о признании бездействия администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению муниципального земельного контроля на территории поселения, для чего принять нормативно-правовые документы по осуществлению муниципального земельного контроля и освобождению муниципальных земель от самовольных построек, создать и вести реестр самовольных построек юридических и физических лиц, принять меры по освобождению муниципальных земель от самовольных построек, возведенных во дворах многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> в г. Гремячинске.

В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Гремячинска по обращению гр. ФИО4 проведена проверка в администрации Гремячинского городского поселения по вопросу осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Основанием к обращению заявителя явилось возникшее дд.мм.гггг в дд.мм.гггг. возгорание самовольных построек во дворе дома по <адрес> в г. Гремячинске, что зафиксировано органами гос.пож. надзора по ФИО5. Из обращения следует, что наличие самовольных деревянных построек, расположенных вблизи многоквартирных жилых домов по <адрес> в г. Гремячинске создает пожароопасную ситуацию и угрозу жизни, здоровью, имуществу жителям близлежащих домов.

Согласно п.п. 20 п. 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г.  № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 20 ст. 6 Устава Гремячинского городского поселения к вопросам местного значения Гремячинского городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

В соответствии с п. 25 ст. 41 Устава Гремячинского городского поселения администрация поселения: организует разработку генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждает подготовленные на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждает местные нормативы градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель поселения.

дд.мм.гггг в процессе осмотра с участием заместителя главы городского поселения ФИО6 на территории городского поселения дворов многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> в г. Гремячинске, установлены многочисленные самовольные постройки, которые с учетом размещения вблизи многоквартирных жилых домов представляют угрозу жизни и имуществу граждан.

Между тем, согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 65  Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Однако, как следует из представленного ответа администрации Гремячинского городского поселения от дд.мм.гггг № 1767/01-13  земельный контроль на территории поселения при использовании земель, занятых самовольно возведенными постройками, не производился.

Проверка показала, что бездействием администрации городского поселения в использовании муниципальных земель поселения нарушены следующие принципы земельного законодательства, определенные ст.1 Земельного кодекса РФ: приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Фактическая бездеятельность органов местного самоуправления может повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей, проживающих в границах поселения, повреждению имущества граждан и юридических лиц в результате пожара, негативно сказывается на противопожарную защищенность городского поселения.

В связи с тем, что бездействия администрации Гремячинского городского поселения по устранению нарушений требований законодательства о муниципальном земельном контроле нарушают права неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения, поэтому прокурором предъявляется настоящее заявление в их интересах.

В судебном заседании пом. прокурора Худякова Е.В. поддержала заявленные ранее исковые требования, уточнила, пояснив, что прокурор г. Гремячинска просит признать бездействие администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным, обязать администрацию Гремячинского городского поселения устранить нарушения законодательства по обеспечению муниципального контроля на территории поселения, для чего: признать незаконным бездействие администрации Гремячинского городского поселения, выражающееся в не принятии мер, в пределах установленной законом компетенции по разработке и принятию нормативного правового акта, определяющего полномочия, функции и порядок деятельности администрации Гремячинского городского поселения, перечень должностных лиц администрации и их полномочий при осуществлении муниципального контроля; в срок до 01 июля 2014 года разработать и принять нормативно правовые документы, определяющие полномочия, функции и порядок деятельности администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля, перечень должностных лиц, их полномочий при осуществлении муниципального контроля; в срок до 01 июля 2015г. принять меры по выявлению и освобождению муниципальных земель от самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек, возведенных во дворах многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес> в г. Гремячинске, указывая на то, что согласно ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)_ и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

В силу ч.1 ст. 41 Устава Гремячинского городского поселения, администрация поселения осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель поселения.

Постановлением администрации Гремячинского городского поселения №112 от 27.05.2013 утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Гремячинского городского поселения, который устанавливает порядок и стандарт проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Гремячинского городского поселения (п. 1.2 указанного административного регламента).

В то же время в данном регламенте проведения проверок не определены полномочия, функции и порядок деятельности администрации при осуществлении муниципального земельного контроля, перечень должностных лиц, их полномочий при осуществлении муниципального контроля. Ранее на территории Гремячинского городского поселения действовало Положение о муниципальном земельном контроле на территории Гремячинского городского поселения, утвержденное решением Думы Гремячинского городского поселения от 27.07.2006 №107, которое определяло, в том числе права и обязанности муниципальных инспекторов в области муниципального земельного контроля, их ответственность.

Решением Думы Гремячинского городского поселения от 29.12.2011 №220 указанное выше решение Думы Гремячинского городского поселения от 27.07.2006 №107 отменено, при этом администрации городского поселения надлежало в срок до 01.02.2012 подготовить и вынести на утверждение в Думу Положение о земельном контроле в новой редакции, соответствующее действующему законодательству (п. 3 указанного решения), однако данный правовой акт не разработан. Таким образом, в нарушение требований ст. 2, ст. 6 указанного выше Федерального закона РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ, на территории Гремячинского городского поселения отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий полномочия, функции и порядок деятельности администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля, перечень должностных лиц, их полномочий при осуществлении муниципального земельного контроля. Поскольку муниципальный земельный контроль осуществляется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушение требования указанного ФЗ РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ в связи с не принятием данного правого акта нарушает права и свободы граждан, создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод при осуществлению муниципального контроля. Кроме того, руководствуясь п. 3.6 раздела 3 «Содержание зданий, жилых домов и придомовой территории» Правил содержания и благоустройства территории Гремячинского городского поселения, утвержденных решением думы Гремячинского городского поселения от 27.04.2006 №68, не допускается гражданами и организациями самовольные строительство сараев, гаражей, штакетных и других ограждений. В силу п. 11.1 и 11.2 указанных выше Правил, контроль за соблюдением установленных норм и правил в сфере содержания и благоустройства населенных пунктов обеспечивают администрация Гремячинского городского поселения, органы внутренних дел и другие уполномоченные на это органы (должностные лица) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления несут ответственность за содержание территории Гремячинского городского поселения в пределах административных границ; обеспечивают и контролируют содержание всей территории поселения, в том числе внутриквартирных и дворовых территорий, строительство, ремонт и эксплуатацию объектов муниципальной собственности. Согласно п. 4.4 -4.6 Положения о порядке освобождения земельными участков, занятых самовольно установленными (размещенными) некапитальными объектами и самовольными постройками, на территории Гремячинского городского поселения, утвержденных решением Думы Гремячинского городского поселения от 26.04.2007 №178, выявление самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек возлагается на администрацию Гремячинского городского поселения, а также органы, наделенные соответствующими полномочиями действующим законодательством. Выявление самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек производится в том числе при осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной земель (п. 4.5 Положения). Выявление самовольно построенных капитальных объектов возлагается на администрацию Гремячинского городского поселения (п. 4.6 указанного выше Положения). В случае выявления факта самовольного установления некапитального объекта или самовольной постройки выдает предписание об устранении нарушений, принимают иные меры, в том числе по выходу в суд с исковым заявлением о сносе самовольной постройки.

Представители ответчика администрации Гремячинского городского поселения ФИО1. ФИО2, ФИО3 с исковыми требованиями не согласились, ФИО1 пояснила, что работа по земельному контролю администрацией Гремячинского городского поселения ведется, ведется реестр самовольных построек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, предоставлять гражданам землю в аренду – полномочия администрации ФИО5, кроме того, администрация Гремячинского городского поселения занимается самовольными постройками в рамках генплана, а не муниципального земельного контроля. Муниципальный земельный контроль-это контроль за содержанием муниципальных земель, к самовольным постройкам не имеет никакого отношения. Письменный отзыв представлен. ФИО3 пояснила, что для использования в работе ей достаточно должностной инструкции и административного регламента, ФИО2 пояснила, что в настоящее время находятся на согласовании у представительного органа постановление о создании комиссии по работе с самовольными постройками, Положение о комиссии.

В качестве соответчика по делу определением суда от 05 ноября 2013г. привлечена администрация Гремячинского муниципального района, представитель ответчика администрации ФИО5 ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменный отзыв представлен, из которого следует, что администрация Гремячинского городского поселения с исковыми требованиями не согласна, к компетенции администрации района решение вопросов в области осуществления муниципального земельного контроля не относится, в судебном заседании 03.12.2013г. поясняла, что договоры аренды земельных участков с гражданами заключает администрация ФИО5.

З-е лицо ФИО4 исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что 01.07.2013г. в районе его проживания произошёл пожар, от которого пострадали жители пяти домов, у него сгорел сарай и металлический гараж, считает, что администрация Гремячинского городского поселения не принимала никаких мер до пожара по выявлению самовольных построек во дворе многоквартирных домов, сам он с заявлениями до пожара и после в администрацию Гремячинского городского поселения о проведении проверки по факту незаконно установленных во дворе многоквартирных домов строений не обращался. С требованиями прокурора согласен полностью. Считает, что вся ответственность за бездействие по земельному муниципальному контролю должна быть возложена на администрацию Гремячинского городского поселения, а не на администрацию ФИО5.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ( часть 2 ст. 11 ЗК РФ).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а так же не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по обращению гр. ФИО4 проведена проверка в администрации Гремячинского городского поселения по вопросу осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Основанием обращения ФИО4 явилось возникшее 01.07.2013г. в 14 час 17 мин возгорание построек во дворе дома по <адрес> в <адрес>. В процессе осмотра с участием зам. главы городского поселения ФИО6 на территории городского поселения дворов многоквартирных домов по <адрес>,6,8, по <адрес> в <адрес> ( л.д.16-24) установлены многочисленные некапитальные постройки (сараи, гаражи), которые с учетом размещения вблизи многоквартирных жилых домов представляют угрозу жизни и имуществу граждан.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п.п 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

В соответствии с п. 25 ст. 41 Устава Гремячинского городского поселения администрация поселения: организует разработку генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждает подготовленные на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждает местные нормативы градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель поселения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дд.мм.гггг N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим, либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Согласно ст. 17.1 этого же закона к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу п.4 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль- деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципальных образований проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Согласно п. 2 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

Организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

Разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;

Организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ;

Осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий.

В соответствии с Указом губернатора <адрес> от 29.12.2009г. № ( в ред. от 15.02.2013г.) «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории <адрес>» органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> рекомендовано установить порядки организации и осуществления муниципального контроля на территориях муниципальных образований <адрес> в соответствующих сферах деятельности; принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территории муниципальных образований <адрес> в соответствующих сферах деятельности ( пп. 6.1, 6.2).

Из приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов. Непринятие административного регламента свидетельствовало бы о незаконном бездействии администрации Гремячинского городского поселения. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается прокурором, постановлением Главы городского поселения от 27.01.2013г. № утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Гремячинского городского поселения.

Решением Думы Гремячинского городского поселения от дд.мм.ггггг. № утверждено Положение о порядке освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными (размещенными) некапитальными объектами и самовольными постройками на территории Гремячинского городского поселения, согласно которого действие Положения распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и граждан.

Как следует из п. 4.4 Положения выявление самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек возлагается на администрацию Гремячинского городского поселения, а так же органы, наделенные соответствующими полномочиями действующим законодательством. Выявление самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек производится при инвентаризации земельных участков и иных объектов недвижимости, осуществлении государственного и муниципального контроля за проведением подготовительных и основных строительно-монтажных работ в соответствии с выданными в установленном порядке разрешениями, градостроительными нормами и правилами, утвержденной градостроительной документацией. (п. 4.5 Положения), данное Положение так же предусматривает, что в случае отсутствия лица, осуществившего самовольную установку (размещение) некапитального объекта, либо данных о месте его пребывания самовольно установленные (размещенные) некапитальные объекты обращаются в собственность Гремячинского городского поселения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (п. 4.10 Положения).

Доводы прокурора о том, что своим бездействием по непринятию нормативных правовых актов администрация Гремячинского городского поселения нарушила законодательство по обеспечению муниципального земельного контроля, обеспечению содержания и благоустройства территории Гремячинского городского поселения, суд считает необоснованными. Нормами федерального и регионального законодательства не установлена обязанность органа местного самоуправления по принятию каких-либо конкретных нормативно-правовых актов, определяющих полномочия, функции и порядок деятельности, перечень должностных лиц и их полномочий при осуществлении муниципального контроля и муниципального земельного контроля.

Разрешая требование прокурора <адрес> об обязании ответчика – администрации Гремячинского городского поселения устранить нарушения законодательства по обеспечению муниципального земельного контроля, обеспечению содержания и благоустройства территории поселения для чего: признать незаконным бездействие администрации Гремячинского городского поселения, выражающееся в не принятии мер, в пределах установленной законом компетенции по разработке и принятию нормативного правового акта  , определяющего полномочия, функции и порядок деятельности администрации Гремячинского городского поселения, перечень должностных лиц администрации и их полномочий при осуществлении муниципального контроля; в срок до дд.мм.гггг разработать и принять нормативно правовые документы  , определяющие полномочия, функции и порядок деятельности администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля, перечень должностных лиц, их полномочий при осуществлении муниципального контроля; в срок до дд.мм.ггггг. принять меры по выявлению и освобождению муниципальных земель от самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек, возведенных во дворах многоквартирных домов по <адрес>, 6, 8, по <адрес> в <адрес>, исхожу из следующего.

В ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Из смысла ст. 12 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона от дд.мм.гггг за 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Данный вывод также подтверждается и положениями главы 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом, суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

Судом установлено, что Решением Думы Гремячинского городского поселения от дд.мм.ггггг. № утверждено Положение о порядке освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными (размещенными) некапитальными объектами и самовольными постройками на территории Гремячинского городского поселения, согласно которого действие Положения распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и граждан, реестр самовольных построек на территории Гремячинского городского поселения администрацией ведется. Постановлением Главы городского поселения утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Гремячинского городского поселения, из которого следует (п. 2.2), что муниципальный земельный контроль проводится в форме проверок (плановых и внеплановых) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Такие проверки администрацией Гремячинского городского поселения проводились (л.д. 75-84).

Внеплановые проверки в отношении физических лиц, согласно п. 3.1.4.1 Административного регламента проводятся в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства, таким образом, до пожара, произошедшего 01.07.2013г. во дворе дома по <адрес> в <адрес> в администрацию Гремячинского городского поселения сведения о нарушении земельного законодательства, а именно о том, что размещены некапитальные постройки во дворах домов в <адрес> без соответствующих разрешений не поступали. 3-е лицо ФИО4 так же пояснил, что он до пожара (01.07.2013г.) и после него в администрацию Гремячинского городского поселения по факту самовольных построек во дворах жилых домов, расположенных на территории Гремячинского городского поселения не обращался. Таким образом, оснований для проведения внеплановой проверки в отношении физических лиц в соответствии с Административным регламентом у администрации Гремячинского городского поселения не возникало.

Суд так же учитывает тот факт, что во дворе многоквартирных жилых домов № и № по <адрес> в <адрес> третьим лицом ФИО4 был установлен металлический гараж, сарай, которые сгорели 01.07.2013г., договор аренды земли на установку данных объектов ФИО4 не заключал, плату за землю не производил. Обратился в администрацию Гремячинского городского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под гараж площадью 18 м2 14.10.2013г. ( л. д. 168-169).

Суд считает, что понуждение к разработке и совершению действий, направленных на принятие нормативных правовых актов, а так же установление сроков, в данном случае означает вмешательство суда в компетенцию органов местного самоуправления.

Судом установлено, что меры по выявлению и освобождению муниципальных земель от самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов, самовольных построек, возведенных во дворах домов по <адрес>, 6, 8, по <адрес> городского поселения осуществляются в пределах своих полномочий, что подтверждается копиями заявлений граждан, разрешений на установку гаражей и сараев во дворах домов, статьями из газеты «Шахтер», не оспаривается прокурором <адрес>, ФИО4 Следовательно, на момент принятия решения судом, необходимость в понуждении к совершению действий отпала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – жителей Гремячинского городского поселения о признании бездействия администрации Гремячинского городского поселения при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным и о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению муниципального земельного контроля на территории поселения, о понуждении к совершению действий – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Гремячинский городской суд в течение одного месяца, начиная с дд.мм.гггг года.Судья Н.Ю. Козель