ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/2013 от 17.01.2013 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

  РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

 17 января 2013 года.                                              

 Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Васильева А.Ф.,

 при секретаре Зиновой Е.В.,

 с участием представителя истца - помощника прокурора Оренбургского района Газдарова К.Г.,

 представителя ответчика Аитбаева А.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения Дзержинского района города Оренбурга» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

 УСТАНОВИЛ:

 прокурор Оренбургского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в его обоснование на следующее.

 Согласно части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 27 - ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной и муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Порядок сообщения работодателем представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 года N 700.

 Учитывая, что Корчагина Н.Н. замещала должность заместителя начальника отдела камеральных проверок № 4 МИНФС России № 7 по Оренбургской области, на нее распространяются требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ.

 Далее прокурор указывает, что проведенной проверкой установлено, что 20.05.2011 г. между Корчагиной Н.Н. и МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга в лице директора Шатыркиной В.Я. заключен трудовой договор, и Корчагина Н.Н. привлечена к трудовой деятельности, однако сообщение о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту ее службы, то есть в МИНФС России №7 по Оренбургской области произведено не было.

 Следовательно, работодатель в лице директора МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга Шатыркиной В.Я. при заключении 20.05.2011 г. трудового договора с Корчагиной Н.Н., замещавшей должность федеральной государственной службы - заместителя начальника отдела камеральных проверок № 4 МИНФС России № 7 по Оренбургской области, в течении 2 лет после ее увольнения с государственной службы, обязан в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в МИНФС России №7 по Оренбургской области в порядке, установленном постановлением правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 700.

 Выполнение данной обязанности не ставится в зависимость от сообщения либо не сообщения принимаемым работником работодателю о существующих в отношении него ограничений.

 Согласно данным, представленным МИНФС России №7 по Оренбургской области, сведений о заключении трудового договора Корчагиной Н.Н. после ее увольнения не поступало.

 Таким образом, работодатель МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга в лице директора Шатыркиной В.Я. не выполнил, по мнению прокурора, установленную законом обязанность в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 С учетом изложенного прокурор просит:

 1. Признать незаконным бездействие работодателя МБУ КЦСОН

 Дзержинского района г. Оренбурга в части невыполнения обязанности при заключении трудового договора с Корчагиной Н.Н., ранее замещавшей должность государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после ее увольнения с государственной службы в десятидневный срок сообщить о заключении трудового договора представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы в МИНФС России № 7 по Оренбургской области в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 2. Обязать работодателя МБУ КЦСОН Дзержинского района г.Оренбурга сообщить представителю нанимателя Корчагиной Н.Н., ранее занимавшей должность государственного служащего, по последнему месту службы в МИНФС России №7 по Оренбургской области информацию о трудоустройстве в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной и муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

 Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

 Указанные в исковом заявлении обстоятельства увольнения Корчагиной Н.Н. с должности заместителя начальника отдела камеральных проверок № 4 МИНФС России № 7 по Оренбургской области и приема ее на работу с 20.05.2011 в МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга подтверждены материалами дела и никем не оспариваются.

 Прокурор обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц. В описательной части заявления также указано, что оно подано также в интересах государства.

 В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов      Российской      Федерации,      субъектов      Российской      Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской     Федерации,     федеральными министерствами,     государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными       (законодательными)       и     исполнительными       органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

 В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе скоррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

 В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федераций органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Несоблюдение установленных требований в части сообщения ранее занимавшего должность федерального государственного служащего, по последнему месту его службы - в МИНФС России №7 по Оренбургской области информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» препятствует осуществлению Национального плана по противодействию коррупции, способствует возникновению коррупционных проявлений, препятствующих осуществлению прав и свобод граждан, нарушает основные принципы противодействия коррупции, утвержденные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

 Статьей 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Изложенные прокурором нарушения свидетельствуют об умалении авторитета Закона, что ущемляет права и законные интересы граждан, заключающиеся в формировании единого правового пространства.

 С учетом указанных норм закона, а также предмета и основания иска, прокурор имел право обратиться в суд с рассматриваемым иском.

 Как указано выше, Корчагина Н.Н. была принята на работу в МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга 20 мая 2011 года.

 На тот момент действовали указанные прокурором пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статья 64.1 ТК РФ соответственно в следующих редакциях:

 « 4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации» (статья 12 Федерального закона);

 «Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации» (статья 64.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ).

 То есть, из данных норм, которые не содержат никаких отсылок на иные нормы, однозначно следует, что, если прежняя должность принимаемого на работу лица была включена в такой Перечень, то новый работодатель обязан в течение десяти дней со дня принятия такого лица на работу сообщить по последнему месту его службы о приеме его на работу.

 Приказом Федеральной налоговой службы Министерства финансов России от 25.08.2009 № ММ-7-04/430 утвержден ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, в которую включена, в том числе, должность заместитель начальника отдела в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.

 То есть, занимаемая Корачагиной Н.Н. должность заместителя начальника отдела камеральных проверок № 4 МИНФС России № 7 по Оренбургской области включена в указанный Перечень должностей…. Поэтому МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга было обязано в срок до 30 мая 2011 года по действующему в тот период законодательству сообщить в МИНФС России № 7 по Оренбургской области о приеме на работу Корачагиной Н.Н.

 Выполнение данной обязанности не ставится в зависимость от сообщения либо не сообщения принимаемым работником о существующих в отношении него ограничений.

 Поскольку такое сообщение, по признанию ответчика, не направлялось в предусмотренный законом срок и, соответственно, не представлено суду, то требование прокурора о признании такого бездействия незаконным подлежит удовлетворению.

 Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ внесены изменения и дополнения, в том числе в вышеуказанные статью 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

 В связи с данными изменениями указанные нормы закона стали действовать в следующих редакциях:

 - части 1,2 ст. 12 данного Федерального закона:

 «1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 4. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации» (часть 4 данной статьи в измененной редакции содержит отсылку на часть 1 этой же статьи, чего в ранее действующей редакции не было);

 - статья 64.1 ТК РФ:

 «Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

 Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

 Из совокупного содержания указанных измененных норм Федерального закона и Трудового кодекса РФ следует, что обязанность нового работодателя, принимающего на работу прежнего государственного служащего, по сообщению в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о приеме такого служащего после увольнения на новую работу, возникает при наличии одновременно двух условий:

 - если прежняя должность государственного или муниципального служащего, принимаемого на новую работу, включена в вышеуказанный Перечень должностей…;

 - если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, куда он поступает на работу, входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего по месту прежней службы.

 Как указано выше, первое условие имело место. Что касается второго условия, суд приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что Корчагина Н.Н., будучи заместителем начальника отдела камеральных проверок № 4 МИНФС России № 7 по Оренбургской области, осуществляла свою служебную деятельность только в пределах Оренбургского района, а ответчик - МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга осуществляет свою деятельность только на территории Дзержинского района г. Оренбурга. Доказательств обратному прокурором не предоставлено, хотя в соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 То есть, прокурором не представлено суду доказательств того, что отдельные трудовые функции Корчагиной Н.Н. в МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга входили в ее должностные (служебные) обязанности заместителя начальника отдела камеральных проверок № 4 МИНФС России № 7 по Оренбургской области.

 В связи с этим по действующему в период предъявления иска и рассмотрения его судом законодательству МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга не обязано сообщать МИНФС России № 7 по Оренбургской области о приеме на работу Корчагиной Н.Н., поскольку наличие второго условия прокурором не доказано, а Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ не предусмотрено предание его положениям обратной силы.

 Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 С учетом установленных обстоятельств и указанных норм закона требование прокурора об обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем сообщения в МИНФС России № 7 по Оренбургской области о приеме на работу Корчагиной Н.Н. не подлежит удовлетворению.

 Данное требование не подлежит удовлетворению и в связи с тем, что после предъявления в суд рассматриваемого искового заявления МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга направило в МИНФС России №7 по Оренбургской области информацию, касающуюся приема Корчагиной Н.Н на работу МБУ КЦСОН Дзержинского района г. Оренбурга.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 признать незаконным бездействие работодателя муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Дзержинского района города Оренбурга», выраженное в невыполнении обязанности при заключении трудового договора с Корчагиной Н.Н., ранее замещавшей должность государственной службы, сообщить о заключении данного трудового договора представителю нанимателя Корчагиной Н.Н. по последнему месту ее службы в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области.

 В удовлетворении требования прокурора Оренбургского района о возложении на муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Дзержинского района города Оренбурга» обязанности сообщить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №7 по Оренбургской области о заключении трудового договора с Корчагиной Н.Н. - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путем подачи через Дзержинский районный суд г. Оренбурга апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Судья:                                                   А.Ф. Васильев

 Полный текст решения составлен 22.01.2013