Дело №2-168/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Гусарского В.Ф., при секретаре Ивановой Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,
уставил
Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») обратилось в суд с названным иском, указав, что, 07.11.2015 транспортное средство СКАНИЯ Р 400, государственный регистрационный знак №, прицеп (полуприцеп) 96226-00000-10, государственный регистрационный знак №, принадлежащее ответчику, осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения 1Р-402 «Тюмень-Омск», с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения. Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК - 52, 589 км. федеральной автомобильной дороги 1Р-402 Тюмень-Омск и подтверждается актом № 3999 от 07.11.2015 согласно которому ответчик в нарушение п. 1 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257 - ФЗ и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 3885 от 15.09.2015, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства. Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 166 310 руб. 81 коп. Просил суд взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета в лице Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») причиненный автомобильной дороге общего пользования федерального значения вред в размере 166 310 руб. 81 коп.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 исковые требования полагал частично обоснованными, указав, что размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика, осуществляющим перевозку, составляет 160 218 руб. 19 коп.
Представитель истца Федерального казенное учреждение «Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требований п. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с п. 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, т.е. Федеральным дорожным агентством.
Согласно пунктов 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения (пункты 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу п. п. 11, 13, 14 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1, ч. 3, п. 1 ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 в пределах компетенции, предоставленной ч.ч. 8, 9 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов.
Порядок выдачи такого разрешения, порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции 08.08.1996 N 1146.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» предусмотрено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В силу пункта 2, 3 Правил расчеты размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения осуществляются Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
На основании положений статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 1).
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2.1).
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N22-П следует, что, устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, Правительство Российской Федерации тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать, нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. ИХ содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства,. свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.
Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в частности, возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).
Под убытками, согласно ст. 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управление транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Согласно п. 20 указанного Постановления по смыслу ст. 1079 ГК РФ лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование, и он пользуется им по своему усмотрению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по договору аренды транспортного средства, ДД.ММ.ГГГГФИО3 передал ФИО1 в аренду транспортное средство СКАНИЯ Р400, государственный регистрационный знак №, и полуприцеп, без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации для использования в своей хозяйственной деятельности (л.д. 9), который управлял им в момент взвешивания. Факт принадлежности ФИО3 транспортного средства подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства на грузовой автомобиль и полуприцеп, выданными межрайонным отделом технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области (л.д. 8).
Как следует из материалов дела, водитель ФИО1 управлял транспортным средством, поименованное стороной ответчика н оспаривалось.
В соответствии со ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
По правилам ст. 648 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
07.11.2015 при осуществлении весового контроля на автодороге федерального значения СПВК – 52 г.Омск сотрудниками Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства – седельного тягача марки СКАНИЯ Р400, государственный регистрационный знак №, с полуприцепом ГРАЗ, государственный регистрационный знак №, принадлежащего ответчику по праву аренды, о чем был составлен соответствующий акт №. Владельцем транспортного средства СКАНИЯ Р400, государственный регистрационный знак №, с полуприцепом ГРАЗ, государственный регистрационный знак №, данное обстоятельство не оспаривалось.
Так, по результатам взвешивания был составлен акт N 3999 от 07.11.2015, которым зафиксировано превышение допустимых нагрузок на оси транспортных средств. Автомобилем пройдено расстояние по федеральным дорогам Тюмень – СПВК-52 длиною 216 км из указанного акта также следует, что автомобиль имел превышение допустимой массы (л.д. 5).
Так, согласно которому вышеуказанное транспортное средство при нормативной массе 44 тонн имело фактическую массу 59 340 тонны, осевые нагрузки: на первую ось превышения не имелось, на вторую ось – 9 740 тонн при допустимой нагрузке 8 000 тонн, на третью ось – 9 560 тонн при допустимой нагрузке 8 000 тонн, на четвертую ось – 10 860 тонн при допустимой нагрузке 7 500 тонн, на пятую ось – 10 880 тонн при допустимой нагрузке 7 500 тонн, на шестую ось – 10 960 тонн при допустимой нагрузке 7 500 тонн.
Из свидетельства о поверке № 29326 (л.д. 11) следует, что последнее действительно до 09.07.2016 и подтверждает, что средство измерения – система дорожного контроля СДКАМ 02 - 1 - 2 весы автомобильные переносные с заводским номером 400, принадлежащие ГП Омской области «Омсавтодор», поверены в соответствии с ГОСТ 8.453-82 и на основании результатов периодической поверки признаны пригодными к применению.
Акт подписан водителем ФИО1, без каких-либо возражений, замечаний.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приходит к выводу о том, что ФИО1, как владелец транспортного средства СКАНИЯ Р400, государственный регистрационный знак №, и полуприцепа, обязан компенсировать вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения и с превышением допустимых осевых нагрузок при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или муниципального значения. Исходя из этого, суд полагает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу истца в счет возмещения материального ущерба 166 310 руб. 81 коп.
На основании указанного акта истцом произведен расчет ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге Тюмень-СПВК-52, который составил 166 310 руб. 81 коп.
Наличие вреда и причинно-следственной связи между причиненным вредом и виновными действиями ответчика подтверждается актом взвешивания, в котором зафиксировано превышение фактических осевых и весовых нагрузок транспортного средства, принадлежащего ответчику, над допустимыми показателями нагрузок.
Таким образом, предъявленное истцом требование направлено на взыскание ущерба нанесенного федеральным дорогам, в связи с чем, является обязательством, возникающим из причинения вреда имуществу, которое регулируется нормами ст. 1064 ГК РФ.
Расчет суммы ущерба судом проверен, представленный ответчиком контррасчет, согласно которому размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика, осуществляющим перевозку, составляет 160 218 руб. 19 коп., во внимание судом не принимает, поскольку суд полагает более верным, расчет ущерба, произведенный истцом, согласно которому ущерб, причиненный ответчиком автомобильной дороге общего пользования федерального значения составляет 166 310 руб. 81 коп.
Расчет истцом произведен на основании правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 934 от 16.11.2009, правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 исходя из вида транспортного средства, предельно допустимых значений полной массы транспортного средства, каждой осевой массы, базового компенсационного индекса и протяженности маршрута.
Расчет вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства - тягач СКАНИЯ Р400 государственный номер №, прицеп (полуприцеп) 96226-00000-10 государственный помер №, согласно таблицы №1 Приложения к Постановлению Правительства РФ №934 от 16.11.2009, учитывая, что допустимая полная масса – 44,000 тонн, допустимая с учетом погрешности измерений – 44, 000, фактическая - 59,340 тонн (результат взвешивания), превышение - 15,340 тонн, размер вреда (на 100 км.) = 7802,00 руб.
Таблица 3
РАЗМЕР
вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения от превышения допустимой для автомобильной дороги массы транспортного средства
(рублей на 100 км)
Превышение допустимой массы (процентов) | Федеральный округ | ||||||||
Центральный | Северо-Западный | Южный | Приволжский | Уральский | Сибирский | Дальневосточный | Северо-Кавказский | Крымский | |
До 10 | 8599 | 7225 | 9105 | 6143 | 5863 | 5454 | 8219 | 6546 | 3500 |
Свыше 10 до 20 | 9833 | 8262 | 10412 | 7025 | 6705 | 6237 | 9398 | 7486 | 4002 |
Свыше 20 до 30 | 11067 | 9299 | 11719 | 7906 | 7546 | 7020 | 10578 | 8425 | 4505 |
Свыше 30 до 40 | 12301 | 10336 | 13025 | 8788 | 8388 | 7802 | 11757 | 9365 | 5007 |
Свыше 40 до 50 | 13535 | 11373 | 14332 | 9669 | 9229 | 8585 | 12937 | 10304 | 5509 |
Свыше 50 до 60 | 14769 | 12410 | 15639 | 10551 | 10070 | 9368 | 14116 | 11243 | 6012 |
Свыше 60 | рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов |
Примечание. При определении размера вреда согласно таблице 3 для дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог следует умножать значение размера вреда на коэффициент K, значения которого приведены в таблице 4.
Расчет размера вреда при превышении значений допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, оборудованного пневматической или эквивалентной ей подвеской, согласно таблицы №2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 934 от 16.11.2009:
Превышение массы но 2-й оси:
8,000 т. - допустимая (Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), 8,000 т. - допустимая с учетом погрешности измерений, 9,740 т - фактическая (результат взвешивания), превышение - 1,740 т. Превышение в процентном отношении составляет: (9,740 - 8,000) / 8,000 х 100% - 21,75 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства составляет 5021,00 руб. на 100 км.
Превышение массы по 3-й оси:
8 000 т. - допустимая (11риложсние № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), 8,000 т. - допустимая с учетом погрешности измерений. 9,560 т - фактическая (результат взвешивания), превышение - 1,560 т. Превышение в продет ном отношении составляет: (9,560 - 8,000) / 8,000 х 100% 19,50 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства составляет 3139,00 руб. на 100 км.
Превышение массы по 4-й оси:
7,500 т. - допустимая (Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), 7,500 т. - допустимая с учетом погрешности измерений, 10,860 т. - фактическая (результат взвешивания), превышение - 3,360 т. Превышение в процентном отношении составляет: (10,860 - 7,500) / 7,500 х 100% = 44,80 %, Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства составляет 10821,00 руб. на 100 км.
Превышение массы по 5-й оси:
7 500 т. - допустимая (Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), 7,500 т. - допустимая с улетом погрешности измерений. 10 880 т. - фактическая (результат взвешивания), превышение - 3,380 т. Превышение в - процентном отношении составляет: (10,880 - 7,500) / 7,500 х 100% - 45,07 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства составляет 10821,00 руб. на 100 км.
Превышение массы по 6-й оси:
7,500 т. - допустимая (Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), 7,500 т. - допустимая с учетом погрешности измерений, / 10,960 т. - фактическая (результат взвешивания), превышение - 3,460 т. Превышение в р процентном отношении составляет: (10,960 - 7,500) / 7,500 х 100% - 46,13 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства составляет 10821,00 руб. на 100 км.
Базовый компенсационный индекс 2015 года составляет 1,5900.
На официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет (http://economy.gov.ru) размещены индекс-дефляторы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в прогнозе социально-экономического развития РФ до 2015 года.
Базовый компенсационный индекс 2015 рассчитывается:
Индекс-дефлятор 2009 г. х Индекс-дефлятор 2010 г. х Индекс-дефлятор 2011 г. х Индекс-дефлятор 2012 г. к Индекс-дефлятор 2013 г. х Индекс-дефлятор 2014 г. х Индекс- дефлятор 2015 г.
Таким образом, индекс-дефлятор 2015 года равен:
105,0 х 107,9 х 108,8 х 106,8 х 105,5 х 104,8 х 108,9 = 1,5900
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ, ПРИ ДВИЖЕНИИ ТАКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Утверждены Постановлением Правительства От «16» ноября 2009 года № 934 Таблица 1.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тони/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства
(рублей на 100 км)
Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов) | Федеральный округ | ||||||||
Центральный | Северо-Западный | Южный | Приволжский | Уральский | Сибирский | Дальневосточный | Северо-Кавказский | Крымский | |
До 10 | 2747 | 2386 | 1637 | 1520 | 2059 | 1963 | 2773 | 1387 | 1274 |
Свыше 10 до 20 | 4392 | 3815 | 2618 | 2430 | 3291 | 3139 | 4434 | 2218 | 2037 |
Свыше 20 до 30 | 7026 | 6102 | 4188 | 3887 | 5265 | 5021 | 7093 | 3548 | 3258 |
Свыше 30 до 40 | 10616 | 9221 | 6329 | 5874 | 7956 | 7587 | 10718 | 5361 | 4923 |
Свыше 40 до 50 | 15141 | 13152 | 9026 | 8377 | 11347 | 10821 | 15286 | 7646 | 7022 |
Свыше 50 до 60 | 20584 | 17879 | 12271 | 11389 | 15426 | 14711 | 20781 | 10395 | 9546 |
Свыше 60 | рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов |
Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.
Таким образом, размер вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесных грузов:
1 х [7802,00 + (0 + 5021,00 + 3139,00 + 10821,00 + 10821,00 + 10821,00)] х 2,16 х 1,5900 = 166310,81 руб.
где: 7802,00 - размер вреда для транспортных средств при общей массе;
2,16 км. - протяженность маршрута;
5021,00 руб. - размер вреда для транспортных средств по 2-ой оси (рублей на 100 км.);
3139,00 руб. - размер вреда для транспортных средств по 3-ой оси (рублей на 100 км.);
10821,00 руб. - размер вреда для транспортных средств по 4-ой оси (рублей на 100 км.);
10821,00 руб. - размер вреда для транспортных средств по 5-ой оси (рублей на 100 км.);
10821,00 руб. - размер вреда для транспортных средств по 6-ой оси (рублей на 100 км.);
1,5900- базовый компенсационный индекс 2015 года.
Доказательства нарушения истцом методики расчетов, а также недостоверности исходных данных, в материалах дела отсутствуют.
Доводы ответчика, о том, что имеются расхождения размера нанесенного ущерба, указанного в акте и предъявленной в иске сумме ущерба в размере 166 310,81 руб. отклоняются ввиду следующего.
Так, согласно ч. 8 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением № 1334 от 20.06.1997, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, установленном п.п. 5. 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, и согласно Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996, исходя из вида транспортного средства, предельно допустимых значений полной массы транспортного средства, каждой осевой массы, базового компенсационного индекса и протяженности маршрута.
Расчет исковых требований о возмещении вреда произведен в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации». Данными Правилами установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, в также порядок определения размера такого вреда.
Размер причиненного вреда, приложенный к исковому заявлению и размер вреда, указанный в акте действительно различны. К исковому заявлению приложены копия Акта о причинении вреда, составленного инспектором УГАДН по Омской области и расчет причиненного вреда.
Следует отметить, что в соответствии с Положением об УГАДН по Омской области инспекторы УГАДН имеют лишь полномочия производить взвешивание транспортных средств и в случае установления перегруза транспортного средства, либо по осям составляют Акт, в котором указывают данные перегруза в целом транспортного средства и/или по осям.
В полномочия УГАДН не входит - расчет причиненного автомобильной дороге вреда. В связи с чем, в случае, если инспектором УГАДН произведен расчет вреда, что в данном случае инспектор вышел за пределы своих полномочий и этот расчет (денежный) не имеет юридической силы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 934 расчет вреда вправе производить владелец дороги, в данном случае ФКУ «Сибуправтодор», и следовательно судом при рассмотрении дела должны приниматься во внимание только расчет, сделанный ФКУ «Сибуправтодор».
Расчет исковых требований сделан истцом в соответствие с данными о транспортном средстве, содержащимися в Акте № 3999 от 07.11.2015 и в порядке, определенным Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934.
Касаемо ссылок ответчика на п. 4 приказа Минтранса РФ № 125 от 27.04.2011, в котором допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленной на территории РФ или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%, суд отмечает следующее.
В данном случае 2 % - это погрешность весового оборудования, которая учтена истцом при составлении Акта и расчете. Более того, она составляет меньше 2 %. Соответственно взвешивание производилось технически исправным средством измерения.
В Российской Федерации действует федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», регламентирующий эксплуатацию весового оборудования. Согласно этому закону, подлежащие государственному метрологическому контролю контрольно-измерительные приборы в обязательном порядке проходят проверку сразу после выпуска, или ремонта, а также в том случае если они ввезены по импорту. В том случае, если весы находятся в эксплуатации, не реже одного раза в год должна выполняться их плановая поверка. Поверка весового оборудования проводится для того, чтобы подтвердить соответствие установленным техническим требованиям средств измерения.
Ссылки ответчика о том, что произведенное взвешивание транспортного средства осуществлено с нарушения закона, отклоняются по мотиву неубедительности.
Так, В соответствии с п. 1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса от 21.07.2011 № 193 Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки (далее - регламент), устанавливает сроки и последовательность административных действий должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) при исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения (далее - государственная функция).
В п. 2 указано, что исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (далее - управления Госавтодорнадзора).
На основании п. 5 Регламента результатом исполнения государственной функции является определение весовых параметров транспортного средства, пункта Регламента юридическим фактом исполнения государственной функции является: составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.
Пункт 18 Регламента указывает на то, что государственная функция, осуществляемая на стационарных контрольных пунктах, включает следующие административные процедуры: взвешивание транспортных средств, составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; направление в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство акта по результатам взвешивания транспортного средства в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.
Пунктом 19 Регламента установлено, что взвешивание транспортных средств осуществляется при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором Госавтоинспекции в случае поступления информации о превышении данным транспортным средством допустимых весовых параметров от должностного лица при получении данных системы весового контроля для динамического взвешивания, установленной на подъезде к стационарному контрольному пункту.
Согласно п. 20 Регламента должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства.
Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме. Далее должностным лицом производится сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.
В силу п. 22 Регламента должностное лицо составляет акт по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 № 125. Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Пункт 23 Регламента устанавливает, в соответствии с п.п. 2.1.1.2.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Таким образом, взвешивание транспортных средств осуществляется при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором Госавтоинспекции в случае поступления информации о превышении данным транспортным средством допустимых весовых параметров от должностного лица при получении данных системы весового контроля для динамического взвешивания (в движении), установленной на подъезде к стационарному контрольному пункту. При выявлении превышении данным транспортным средством допустимых весовых параметров при динамическом взвешивании (в движении) далее проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме (покое), показания которых являются окончательными.
В том случае, если поверка весоизмерительного оборудования завершилась успешно, владелец средства измерения получает свидетельство.
В связи с вышеуказанным, истцом было представлено свидетельство о поверке выданное на средство измерения: Система дорожного контроля СДКА-02-1-2 заводской номер №, в Акте № 3999 от 07.11.2015, указана эта же марка весов СДКА-02-1-2 с датой поверки от 09.07.2015.
Таким образом, взвешивание проводилось технически исправным средством измерения.
Согласно п. 29 Регламента российские перевозчики (далее - заявители) имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц, а также принимаемого ими решения при исполнении государственной функции по весовому контролю в досудебном и судебном порядке.
По правилу п. 30 Регламента решения Ространснадзора и его управлений Госавтодорнадзора, принятые в рамках исполнения государственной функции, могут быть обжалованы: в Министерство транспорта Российской Федерации; в судебном порядке.
В соответствии с п. 31 Регламента заявители могут обратиться с жалобой на действие (бездействие) или решение, принятое в ходе исполнения государственной функции должностными лицами (далее - жалоба), к начальнику управления Госавтодорнадзора.
Согласно п. 32 Регламента если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы в управлении Госавтодорнадзора, то они вправе обратиться письменно в Ространснадзор.
Акт экземпляра водитель ФИО1 получил, о чем имеется соответствующая отметка в акте (п. 16 акта № 3999). Указанный акт, ответчиком не обжаловался. Таким образом, полагать, что взвешивание транспортного средства осуществлялось сотрудниками УГАДН по Омской области с нарушением норм Административного регламента и Порядка осуществления весового контроля транспортных средств, отсутствуют.
Отклоняются по мотиву необоснованности доводы ответчика о том, что результаты взвешиваний и размер применяемых погрешностей весов зависят так же и от того какая модификация СДК применяется - без настила или с металлическим настилом, что модификация весов в материалах дела не указано.
Так, Базовая модификация системы (СДК.Ам-01) состоит из следующих компонентов: грузоприемное устройство; кабель связи; измерительно-вычислительный комплекс.
Модификация системы СДК.Ам-02 дополняет базовую модификацию подсистемой видеонаблюдения.
Модификация системы СДК.Ам-03 дополняет модификацию системы СДК.Ам-02 подсистемой автоматизированного управления грузовым потоком.
Более подробная модификация оборудования предусмотрена п. 3 «Состав изделия» Руководством по эксплуатации СДК.Ам-01-000-000.
п. 5.5.2 «Процедура Весы» Руководства по эксплуатации СДК.Ам-01-000-000 предусмотрено, измерение осевых нагрузок, массы, межоссевых расстояний, и скорости движения ГС. При поосном взвешивании автомобиля система определяет нагрузки от каждой оси. Общий вес ТС рассчитывается как сумма осевых нагрузок.
Процедура весы статические обеспечивает измерение осевых нагрузок и массы неподвижного ТС. При этом автомобиль наезжает поочередно осями и останавливается.
10-% погрешность при подобном измерении не допускается.
Суд считает необходимым отметить, что участки автомобильных дорог общего пользования федерального назначения в границах Омской области запроектированы и построены под нормативную осевую нагрузку ТС до 100 кН/10 тс. Данная информация представлена в справке №362 от 25.02.2015.
Доводы ответчика о том, что правила перевозок грузов автомобильным транспортом, не ограничивают нагрузки по осям при перевозке груза навалом, насыпью или наливом отклоняются в силу нижеизложенного.
Статьей 29 Закона N 257-ФЗ установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 15 ст. 31 Закона N 257-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства.
Согласно п. 75 Правил N 272 (в редакции, действующей на момент составления акта от 10.02.2014 N 2270) размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 40 тонн.
Вместе с тем, п. 75 Правил N 272 (в редакции, действующей в настоящее время) установлено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам, а допустимые осевые нагрузки транспортных средств не превышали допустимые осевые нагрузки транспортных средств, установленные в приложении N 2 к настоящим Правилам.
В силу указанной нормы делимый груз на транспортном средстве надлежит размещать не только, не превышая установленные допустимые массы транспортных средств, как о том указывает истец, но и установленные допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Из содержания п. 75 Правил N 272 (в редакции, действующей на момент составления акта от 10.02.2014 № 2270) с учетом положений перечисленных выше правовых норм не следует, что они каким-либо образом освобождают от соблюдения требований, предъявляемых к допустимым нагрузкам на ось транспортного средства при погрузке груза. Соблюдение требований к осевым нагрузкам необходимо вне зависимости отнесения груза к делимому или неделимому.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 № 18-АД16-166.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 526 рублей 22 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета в лице Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») в счет возмещения ущерба причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения вред в размере 166 310 рублей 81 копейка.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 526 рублей 22 копейки.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Таврический районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ф. Гусарский
Резолютивная часть решения оглашена 02.04.2018
Мотивированное решение составлено 06.04.2018
Судья В.Ф. Гусарский
Дело №2-168/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
02 апреля 2018 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Гусарского В.Ф., при секретаре Хныкиной И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета в лице Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») в счет возмещения ущерба причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения вред в размере 166 310 рублей 81 копейка.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 526 рублей 22 копейки.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Таврический районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ф. Гусарский