ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/2021 от 09.02.2021 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-168/2021

УИД: 89RS0002-01-2021-000031-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Когаева Г.Ю.,

при ведении протокола с/з помощником судьи Моисеевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда, взыскании штрафа за нарушение прав потребителя и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, отбывающий наказание в виде лишения свободы по приговору суда, в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб., штрафа за нарушение прав потребителя в размере 2 500 руб., поскольку почтовым отделением в нарушение п. 31 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 и п. 5.3.9 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 N 98-п, на кассовом чеке (квитанции) не воспроизводится информация об отправителе регистрируемого почтового отправления. Его претензия предприятием почтовой связи на предмет возмещения причиненного морального вреда при имевших место обстоятельствах оставлена ответчиком без удовлетворения. Кроме того, просил взыскать почтовые расходы, связанные с пересылкой корреспонденции, в размере 130 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Почта России» в суд не явился. О времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в возражениях на исковое заявление просил в иске отказать, указав на незаконность требований истца и на отсутствие доказательств нанесение истцу морального вреда.

Представитель Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в судебное заседание для дачи заключения по делу в интересах потребителя ФИО1 не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела. В заключении по делу указано на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку законодательно не установлена обязанность операторов почтовой связи, указывать инициалы отправителя.

Выслушав истца и изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на основании приговора суда, имеет правовой статус осужденного.

Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так и Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи».

Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с несвоевременной доставкой почтового отправления предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Видно, что для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес АО «Почта России» направлялась претензия по почтовому отправлению (л.д. 6).

Из ответа руководителя отдела по работе с обращениями Макрорегиона Урал АО «Почта России» ФИО4 от 10.11.2020 на указанную претензию следует, что наличие в квитанциях, подтверждающих отправку регистрируемого почтового отправления, информация об отправителе регистрируемого почтового отправления не предусмотрено (л.д. 7).

В соответствии со ст.91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии со ст.14 Закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

В соответствии с п. 31 Правил, при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция на бумажном носителе и (или) квитанция направляется в электронной форме на предоставленные отправителем абонентский номер либо адрес электронной почты, в случае предоставления отправителем абонентского номера либо адреса электронной почты для направления квитанции в электронной форме до момента расчета (при наличии технической возможности у оператора почтовой связи направить квитанцию отправителю в электронной форме). В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).

Как следует из материалов дела и было установлено судом, почтовые отправления: РПО от 04.09.2020, РПО от 17.09.2020, РПО от 17.09.2020, были приняты в отделении почтовой связи 629420 Харп Ямало-Ненецкого АО (л.д. 4-5).

При приеме регистрируемого почтового отправления, отправителю были выданы соответствующие квитанции на бумажном носителе.

Из анализа указанных квитанций следует, что в них имеется информация о виде и категории почтового отправления, фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (л.д. 4).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Следовательно, указанная в п. 31 Правил, необходимая и предусмотренная действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, информация имеется на кассовых чеках (квитанциях), выданных истцу.

Таким образом, нарушений требований законодательства в области почтовой связи в данном случае не допущено.

Доводы ФИО1 о том, что согласно п. 5.3.9 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 N 98-п, при оформлении приема РПО на ПКТ на кассовом чеке (квитанции) воспроизводится информация, представленная в приложении N 13 к настоящему Порядку, в том числе информация о наименовании отправителя, в данном случае, не могут быть приняты во внимание, в силу следующего.

Согласно п. 4.2 Генеральных условий оказания услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг, курируемых Блоком почтового бизнеса и социальных услуг АО «Почта России», утвержденных приказом АО «Почта России» от 30.04.2020 N 155-п, вышеуказанный Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (утвержден Приказом ФГУП «Почта России» N 98-п от 07.03.2019) относится к локальным нормативным актам АО «Почта России». Данный локальный нормативный акт не регулирует взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также не устанавливает права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Более того, АО «Почта России» не несет ответственности перед потребителями услуг почтовой связи за исполнение своих внутренних локальных нормативных актов, направленных на организацию работы предприятия.

В результате рассмотрения иска, доказательств совершения ответчиком каких-либо виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, не добыто.

Таким образом, доводы истца, приведенные в подтверждение требований о нарушении личных неимущественных прав виновными действиями ответчика, суд находит неубедительными, не основанным на доказательствах и законе, что исключает удовлетворение заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за нарушение прав потребителя и судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда, взыскании штрафа за нарушение прав потребителя и судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий ...

...

...

...

...

...