ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/2021 от 24.02.2021 Кукморского районного суда (Республика Татарстан)

УИД: 16RS0017-01-2021-000389-39 дело № 2-168/2021

учет № 090г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2021 года город Кукмор

Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,

при секретаре Грачевой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Хазиевой А.И. к исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстано признании незаконным решения об исключении из списков участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий»,

УСТАНОВИЛ:

Хазиева А.И. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком Кукморского района), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее – МСХиП РТ)о признании незаконным решения об исключении из списков участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», возложении обязанности включить семью истца в список граждан - участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».

В обоснование требований указано, что семья истца на основании заявления поставлена в исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан на учет по программе улучшения жилищных условий молодых семей и специалистов, проживающих в сельской местности по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». Протоколом заседания районной жилищной комиссии при исполнительном комитете Кукморского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ семья истца исключена из списка участников получателей субсидии на 2020 год.

С данным решением жилищной комиссии истец не согласен, поскольку на момент включения в программу его семья соответствовала предъявленным требованиям.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение районной жилищной комиссии при исполнительном комитете Кукморского муниципального района, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключенииее из списков участников мероприятий, обязать ответчиковвключить ее семью в списке участников мероприятий.

В судебном заседании истец Хазиева А.И. и ее представитель Галиахметов А.Г. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Исполкома Кукморского района в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в направленном в суд отзыве просил отказать в удовлетворении требований, дело рассмотреть в отсутствие представителя Исполкома.

Представитель ответчикаМСХиП РТв суд не явился, надлежаще извещен, в направленном в суд возражении возражал против удовлетворения иска, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела и учетного дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - ФЦП), которая является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р.

В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:

предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;

использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

Под сельскими территориями (сельской местностью) по ФЦП понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации указанной Федеральной целевой программы и Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235, Кабинет Министров Республики Татарстан Постановлением от 06.10.2014 N 724 утвердил Правила предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Согласно Приложению № 1 названных Правил пгт. Кукмор был отнесен к сельской местности.

В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложением № 4 к ФЦП) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В целях реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08 апреля 2013 года № 235, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 407 приняты Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Согласно Приложению № 1 к данным Правилам г. Кукмор не входит в перечень сельских поселений.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 с 2020 года принята программа «Комплексное развитие сельских территорий» и утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. Условия и порядок предоставления социальных выплат в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» определены Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (далее – Положение).

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением РФ от 31 мая 2019 года № 696, под сельскими территориями понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Хазиева А.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников мероприятий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья».

Хазиева А.И. планировала улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома по адресу: <адрес>.

На момент включения Хазиевой А.И. в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках ФЦП ее семья соответствовала условиям требований, установленным государственной программы. Семья истца состоит из 7 человек. Хазиева А.И., с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности медицинской сестры МБУЗ «Кукморская центральная районная больница».

Законом Республики Татарстан от 27 апреля 2017 года № 23-ЗРТ «О преобразовании поселка городского типа Кукмор Кукморского района и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан», пгт. Кукмор был преобразован в г. Кукмор.

Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия районной жилищной комиссией при Исполкоме Кукморского района решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении истца из списка участников мероприятий по подпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий». Основанием исключения из списка явилось то обстоятельство, что Хазиева А.И. не соответствует требованиям, установленным государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).

К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).

Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.

Между тем Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 г. № 407 не содержит указаний на придание ему им обратной силы, а иного закона, предусматривающего возможность исключения истца из списка участников мероприятий, не имеется.

Однако на момент включении в список участников мероприятий по государственной подпрограмме Хазиева А.И. соответствовала условиям ФЦП. До настоящего времени свое право на получение социальной выплаты Хазиева А.И. не реализовала.

При таких обстоятельствах решение районной жилищной комиссии, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении истца из списка участников мероприятий по подпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» является незаконным, что является основанием для восстановления ее в списке участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельской территории».

Ответчиком МСХиП РТправа истца не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения иска к данному ответчику не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Хазиевой А.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение районной жилищной комиссии при Исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Хазиевой А.И. списка граждан - участников мероприятий.

Обязать Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан восстановить Хазиеву А.И. в списке граждан - участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».

В удовлетворении иска к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26.02.2021

Председательствующий