Дело №2-168/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Анадырь |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,
при помощнике судьи Коновалове Ю.А.,
с участием
представителя истца ФИО3, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца ФИО4 - ФИО12, действующей на основании нотариальной доверенности 61 АА №7157253 от 02.03.2020 и 87АА №0046984 от 01.04.2020,
представителя ответчика Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО – ФИО13, действующей на основании доверенности №05-01-16/26 от 31.08.2021,
представителя ответчика Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО – ФИО15, действующей на основании доверенности №05-01-16/2 от 27.05.2020,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Администрации Анадырского муниципального района – ФИО16, действующей на основании доверенности №19/21 от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, возложении на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанности выдать ФИО3 государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством,
установил:
в Анадырский городской суд поступило исковое заявление ФИО3 к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат. В обоснование иска ФИО3 указал следующее. Распоряжением Правительства ЧАО от 30.08.2019 №378-рп утвержден сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, в 2020 году по Чукотскому автономному округу. Пунктом 2 указанного распоряжения утвержден сводный список граждан, относящихся к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В подкатегории инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) под номером 7 в списке стоит ФИО3, как инвалид 2 группы, состав семьи 2 человека (истец и его супруга). В очереди на улучшение жилищных условий истец состоит с 06.12.2017, в 2020 году подал заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, приложив к нему соответствующие документы. Письмом Администрации Анадырского муниципального района от 06.04.2020 № 01-09/1076/10,направленным в адрес представителя истца и полученным им 12.05.2020, сообщено об отказе ФИО3 в выдаче государственного жилищного сертификата в 2020 году на основании пункта 44 (1) Правил, из-за неполного предоставления документов, указанных в пункте 44 Правил, а именно по причине непредставления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную собственность), справки об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение (пп. «в» п.44 Правил), копии правоустанавливающего документа на жилое помещение (пп. «и» п.44 Правил). Истец считает данный отказ незаконным, так как обязательство, предусмотренное п.44 Правил, на него не распространяется. Исходя из пп. «в» п.17 Правил, ст.5 Федерального закона №211-ФЗ от 17.07.2011, для учета совместно проживающих лиц в качестве члена семьи в целях получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения либо получения жилого помещения в натуре, его вселение и совместное проживание (ведение совместного хозяйства) является обязательным. Предусмотренное ст.6 Федерального закона №125-ФЗ обязательство о передаче жилья собственник принимает добровольно, на основе своего волеизъявления. Как инвалид 2 группы, ФИО3 относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». На основании заявления в декабре 2017 года истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в климатически благоприятных регионах проживания на территории РФ, с учетом стажа работы в РКС 46 лет, социального положения с составом семьи 2 человека (истец и его супруга ФИО4). С 03.12.2015 истец, его супруга зарегистрированы и проживают в <адрес> Чукотского АО. Собственником данной квартиры является дочь истца ФИО5 Кроме истца, его жены в квартире зарегистрированы ФИО5, ее муж ФИО6, ее сыновья ФИО7, ФИО8, ФИО9, ее дядя ФИО10, тетя ФИО11 Т.е. в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают три семьи. Между тем, обращаясь с заявлениями о включении в состав участников спорной подпрограммы, представляя документы для получения государственного жилищного сертификата, истец в качестве члена семьи указывал только супругу. При этом, иные лица, зарегистрированные в спорном жилом помещении, участниками подпрограммы не являются. Данные лица, хоть и являются родственниками, но не являются членами семьи истца, являются совершеннолетними и имеют свои семьи, проживая (ведя хозяйство) самостоятельно в спорной квартире, поскольку другого жилья не имеют, на получение государственного жилищного сертификата не претендуют, намерений выезжать из районов Крайнего Севера не имеют. Поскольку участником подпрограммы является только истец и его жена, выдача истцу государственного жилищного сертификата не может быть поставлена в зависимость от оформления семьей собственника квартиры ФИО5 и семьей ФИО17 обязательства о сдаче принадлежащего им жилого помещения. Учитывая отсутствие у истца жилого помещения для постоянного проживания, требования ст.6 Федерального закона №125-ФЗ на него не распространяются. Сведения об отсутствии жилья представлены истцом ответчику на момент постановки истца на учет и подхода очередности. Однако, неправильно оценены ответчиком при решении вопроса о выдаче сертификата. При этом, по смыслу пункта 16.1 Правил, действующего на дату постановки на учет, выдача жилищного сертификата лицу при отсутствии у него жилья, подлежащего сдаче, возможна. С момента постановки на учет и до настоящего времени у истца отсутствует жилое помещение на праве собственности, пользуется жильем дочери. По смыслу Правил истец не несет обязательства по сдаче жилого помещения ввиду его отсутствия. Фактически нормы, на которые сослался ответчик, изменены после постановки ФИО3 на учет, в связи с чем применимы к правоотношениям, возникшим после их введения. Полагая данное исковое заявление подлежащим рассмотрению в порядке административного судопроизводства, ФИО3 ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. Письмо Администрации Анадырского муниципального района от 06.04.2020 № 01-09/1076/10 об отказе истцу в выдаче сертификата направлено в адрес представителя истца, получено последним 12.05.2020, в связи с чем полагает, что срок на подачу административного искового заявления истек 12.08.2020. Однако, ФИО3 не ходатайствовал о направлении письма представителю. Истцом данный отказ не получен до настоящего времени, об отказе в выдаче сертификата истец осведомлен только представителем 28.09.2020. На основании изложенного, ФИО3 просит восстановить срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления, признать незаконным отказ Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче ФИО3 государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложить на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанность предоставить истцу государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Определением Анадырского городского суда от 12.02.2021 настоящее исковое заявление принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.
Определением Анадырского городского суда от 19.02.2021 проведена подготовка дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца привлечена ФИО4, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечена администрация Анадырского муниципального района.
В судебное заседание истец ФИО3, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца ФИО4, извещенные надлежащим образом, не явились.
Представитель истцов ФИО12 поддержала исковые требования в полном объеме, просила об их удовлетворении, просила рассматривать заявление о восстановлении срока на подачу административного искового заявления как правовую позицию, опровергающую доводы ответчика.
Представители ответчика ФИО13, ФИО15 полагали, что настоящее исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем срок на обращение в суд ФИО3 пропущен, кроме того, настоящее исковое заявление не подлежит удовлетворению и в связи с неисполнением истцом обязательства по отчуждению жилого помещения, которое является для него постоянным для проживания, собственник жилого помещения ФИО5 является членом семьи истца, в соответствии с п. 17 Правил для данного спора не имеет значения довод о том, что он и его жена не ведут совместно хозяйства с иными лицами, проживающими в спорном жилом помещении.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 33 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
С учетом содержания искового заявления, заявленных в нем требований и приложенных документов, настоящее исковое заявление принято к рассмотрению в порядке гражданского процессуального судопроизводства, поскольку из содержания иска усматривается спор имущественного характера.
В соответствии с положениями статьи 195 ГПК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу положений ч.1 статьи 196, ч.1 ст.200 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Письмом администрации Анадырского муниципального района №01-09/1076/10 от 06.04.2020, направленным 09.04.2020 в адрес ФИО12, ФИО3 сообщено об отказе Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче ФИО3 государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следует из искового заявления и не опровергнуто стороной ответчика, о нарушении своего права на получение сертификата ФИО3 узнал 28.09.2020.
Согласно материалам дела настоящее исковое заявление поступило в Анадырский городской суд 25.12.2000.
Таким образом, данное исковое заявление подано истцом ФИО3 в суд в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного, нормы статьи 219 КАС РФ о подаче административного искового заявления в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, к настоящему исковому заявлению неприменимы.
Соответственно, поскольку срок на обращение в суд с данным исковым заявлением истцом не пропущен, заявление ФИО3, о восстановлении срока на подачу настоящего искового заявления удовлетворению не подлежит.
Разрешая исковые требования ФИО3, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями абзаца третьего части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ) (ред. от 07.06.2017) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно абзацам первому и второму статьи 2 данного Федерального закона (ред. от 07.06.2017), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
Положениями абзаца первого статьи 3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления (абзац второй статьи 3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ) (ред. от 07.06.2017).
06.12.2017 ФИО3 обратился в администрацию Анадырского муниципального района с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Указанное заявление зарегистрировано 14.12.2017 под №599118.
Согласно справке МСЭ-2015 №0230733 от 06.07.2017 ФИО3 является инвалидом 2 группы бессрочно.
Справками администрации МО сельского поселения Усть-Белая №990 от 2017, №382 от 28.04.2021, справкой МОМВД России «Анадырский» №37/1-732 от 25.02.2020 подтверждено, что ФИО3 зарегистрирован и проживает в <адрес> с 1979 года по настоящее время.
Как следует из выписки из похозяйственной книги №543 от 28.06.2018, по адресу: <адрес> Анадырского муниципального района <адрес>, зарегистрированы ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО3, ФИО2, ФИО6, ФИО10. ФИО11
Согласно выписке из финансово-лицевого счета от 01.11.2018 в жилом помещении <адрес> по вышеуказанному адресу на дачу постановки истца на учет для получения государственного жилищного сертификата, а также на дату отказа ему в получении сертификата зарегистрированы ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО3, ФИО2, ФИО6, ФИО10, ФИО11
Справкой Администрации МО сельского поселения №989 от 2017 подтверждено, что ФИО3 имеет следующий состав семьи: ФИО2
Выписками из ЕГРПН от 29.11.2017, 29.11.2017, 08.12.2017, 23.11.2018, 13.09.2019, 13.09.2019 подтверждено, что ФИО3 и ФИО2 не являются собственниками жилых помещений.
Согласно справке ГУ УПФР по г.Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) от 18.02.2020 ФИО3 имеет стаж работы в районах Крайнего Севера, учтенный при установлении страховой пенсии, 30 лет 4 мес. 3 дн.
Постановлением №943 от 20.12.2017 ФИО3, проживающий по адресу: <адрес><адрес><адрес>, с составом семьи 2 человека, внесен в список жителей Анадырского муниципального района, признанных инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидами с детства, родившихся в районах Крайнего Севера, состоящих на учете на получение социальных выплат на приобретение жилья в климатически благоприятных регионах проживания Российской федерации.
Согласно сведениям справки Администрации Анадырского МР №891/18 от 28.06.2018 ФИО3 поставлен на учет на получение жилья или жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в климатически благоприятных регионах проживания на территории Российской Федерации согласно своему стажу работы в РКС 46 лет и социальному положению составом семьи 2 человека.
Распоряжением Правительства ЧАО №378-рп от 30.08.2019 утвержден сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году по Чукотскому автономному округу, относящихся к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В данном списке под №7 значится ФИО3, поставленный на учет 06.12.2017 администрацией Анадырского муниципального района.
25.02.2020 ФИО3 обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему в 2020 году государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения на территории <адрес>.
Письмом №3-03-13/1067 от 24.03.2020 Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО уведомил администрацию Анадырского муниципального района о выдаче жителям Анадырского муниципального района государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета 2020г., в том числе об отказе ФИО3 в выдаче указанного выше сертификата в связи с неполным представлением документов, указанных в пункте 44 Правил.
Письмом администрации Анадырского муниципального района от 06.04.2020 №01-09/1076/10, направленным на имя представителя ФИО3 – ФИО12, до истца доведено, что в соответствии с пунктом 44 (1) Правил ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в 2020 году в связи с представлением неполного пакета документов, указанных в пункте 44 Правил: справки об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение (пп. «в» п.44 Правил), обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную собственность) (п.п. «ж» пункта 44 Правил), копии правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение (п.п «и» пункта 44 Правил).
На основании положений статьи 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153.
Данным постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 28.07.2017) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы (далее – Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (в редакции от 15.11.2019, действующей на момент обращения истца с заявлением о выдаче сертификата) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно п.п. «з» пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, представляемых гражданином – участником основного мероприятия для получения государственного жилищного сертификата.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается (пункт 44(1) Правил) (в редакции от 15.11.2019).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 44 Правил (в редакции от 15.11.2019, действующей на момент отказа истцу в получении сертификата) для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет справку об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом «ж» настоящего пункта, и коммунальные услуги.
Согласно подпункту «ж» пункта 44 Правил (в редакции от 15.11.2019) для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 44 Правил (в редакции от 15.11.2019) для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет копию правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику ведомственной целевой программы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил, а также в случае представления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, предусмотренного подпунктом "ж" настоящего пункта.
Согласно абзацу второму пункта 16(3) Правил (в редакции от 15.11.2019) условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающему в жилом помещении, принадлежащем указанному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Аналогичные нормы предусмотрены подпунктами «б» и «в» пункта 16.1 Правил, действовавшими на момент постановки истца на учет 06.12.2017 (в редакции от 28.07.2017).
Однако, как следует из вышеуказанных пунктов Правил, такое обязательство предоставляется в том случае, если гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, имеющие в собственности жилое помещение без установленных обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Положениями этой же статьи установлен норматив общей площади жилого помещения для семей различного состава, порядок определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом для целей данного Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (часть пятая ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ).
Согласно подпункту «в» пункта 17 Правил (в редакции 28.07.2017) применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Аналогичные требования предусмотрены подпунктом «в» пункта 17 Правил (в редакции от 15.11.2019).
Исходя из данных законоположений, членами семьи гражданина, участника подпрограммы, указанного в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являются, в том числе, супруги, дети, постоянно с ним проживающие и выезжающие вместе с таким гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с абзацем вторым статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (в редакции от 07.06.2017) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Обязательство о передаче жилья собственник принимает добровольно, на основе своего волеизъявления.
При этом, в силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают в том числе из оснований, предусмотренных законом, к числу которых относится и Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере. Указанное необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с пунктом 16 Правил (в редакции от 28.07.2017) установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты.
Аналогичные правила установлены в п.16 Правил в редакции от 15.11.2019.
Подпунктом 1 пункта 16(1) Правил (в редакции от 28.07.2017) установлено, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания.
На дату обращения истца с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата пункт 16(1) Правил утратил силу.
Таким образом, предоставление обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующим на получение жилищного сертификата, в силу статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ является обязательным, за исключением случаев, когда гражданин предъявляет документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
Такие сведения истцом предоставлены на момент постановки на учет и на момент подачи заявления о выдаче государственного жилищного сертификата не изменились.
Вместе с тем, отсутствие у гражданина, претендующего на получение государственной финансовой поддержки, членов его семьи в собственности жилых помещений, жилья, используемого по договору социального найма, не является препятствием к выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву невозможности сдачи или безвозмездного отчуждения жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, при соблюдении таким лицом иных условий, в том числе, при предоставлении им необходимого перечня документов, предусмотренных соответствующими Правилами.
Материалами подтверждено отсутствие у ФИО3 и его жены ФИО2 жилых помещений на праве собственности на момент постановки на учет 06.12.2017 и на момент подачи заявления о выдаче сертификата 25.02.2020.
Сторонами не оспаривалось, что истец и его супруга зарегистрированы и проживают в жилом помещении, принадлежащем ФИО5, дочери истца.
Представитель истца в судебном заседании подтвердил, что между собственником жилого помещения ФИО5 и ФИО3, его женой ФИО2 какое-либо соглашение о правах последних как членов семьи собственника на указанное помещение не заключалось. Напротив, они зарегистрированы в данном жилом помещении и проживают в нем до получения жилья по сертификату.
Кроме того, стороной истца утверждалось, что дочь и ее дети с мужем не являются членами семьи ФИО3, выезжать из районов Крайнего Севера не собираются, на учет как члены семьи ФИО1 не становились.
Материалами учетного дела подтверждено и не оспаривалось ответчиком, что в качестве члена семьи для получения государственного жилищного сертификата указана истцом и поставлена на учет только его супруга ФИО2
С учетом изложенного, регистрация в спорном жилом помещении и пользование им не дает ФИО3 право распорядиться квартирой, находящейся в собственности дочери, не являющейся участником программы, не претендующей на получение жилищного сертификата и не подлежащей учету при определении размера жилищной субсидии.
Отсутствие у истца жилого помещения, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, на момент рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.
Поскольку ФИО5, дочь истца, не является членом его семьи, а также участником программы, выезжать из районов Крайнего Севера не собирается, то право истца на получение сертификата не может быть постановлено в зависимость от оформления ФИО5 обязательства о безвозмездном отчуждении принадлежащей ей квартиры.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у истца обязанности по оформлению обязательства о безвозмездном отчуждении квартиры, в которой он проживает.
При отсутствии у ФИО3 обязанности по оформлению вышеуказанного обязательства об отчуждении квартиры на истца не распространяются требования, предусмотренные подпунктом «в», «и» пункта 44 Правил о предоставлении справки об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, копии правоустанавливающего документа на отчуждаемое жилое помещение.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным отказа Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче ему государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности на ответчика предоставить ему государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, с учетом положений пункта 3 этой статьи освобождаются истцы - инвалиды I или II группы.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в частности, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку Департамент финансов, экономики и имущественных отношений является органом исполнительной власти, поэтому в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации данный орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении заявления ФИО3 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о признании незаконным отказа Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, возложении на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанности выдать ФИО3 государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, - отказать.
Исковые требования ФИО3 к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО о признании незаконным отказа в выдаче ФИО3 государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, возложении на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанности выдать ФИО3 государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, – удовлетворить в полном объеме.
Признать отказ Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче ФИО3 государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей - незаконным.
Возложить на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанность выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья | (подпись) | Н.О. Бугаева |
Копия верна:
Судья | Н.О. Бугаева |
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2021г.
Судья | Н.О. Бугаева |