ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/2022 от 21.09.2022 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гражданское дело № 2-168/2022

г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Черноротова А.А.,

при секретаре судебного заседания Ананьине Д.С.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчиков начальника и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» – ФИО3,

представителя третьих лиц командира и войсковой части 00000 – ФИО4,

рассмотрев гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000<данные изъяты>ФИО1 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» и начальнику данного учреждения о признании незаконным отказа в выплате командировочных расходов в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» командировочных расходов в размере <данные изъяты>., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., а также судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просит признать незаконным отказ к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО») в выплате ему командировочных расходов в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с данного учреждения в его пользу убытки, понесенные в служебной командировке в размере <данные изъяты>., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> а также судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплаченные юридические услуги в размере <данные изъяты>

В обосновании иска ФИО1 указал, что на основании приказа командира войсковой части 00000 был направлен в служебную командировку в войсковую часть 00001 для прохождения собеседования с <данные изъяты> и проведения аттестации для назначения на вышестоящую должность с ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем срок его командировки продлялся на основании телеграмм вышестоящих органов военного управления, из командировки ФИО1 прибыл и приступил к исполнению служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку истец выполнял отданный ему командованием приказ по убытию в другую местность, то ФИО1 находился в служебной командировке, расходы по которой подлежат возмещению ему в полном объеме понесенных им расходов.

За время нахождения в служебной командировке им были затрачены личные денежные средства на проживание в гостинице, а также проезд к месту командировки и месту службы в общей сумме <данные изъяты>. Желая возместить понесенные расходы, истец направил в ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» письменную претензию, но финансовый орган в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказал ФИО1 в возмещении понесенных расходов.

Поскольку истцом понесены расходы в период нахождения в служебной командировке в <адрес>, по оплате проезда и проживания вне места прохождения военной службы, то данные расходы в сумме <данные изъяты> должны быть возмещены ему в полном объеме ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО», как убытки в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Кроме того, отказом финансового органа ФИО1 был причинен моральный вред, который истцом был оценен в размере <данные изъяты> и данная сумма также должна быть возмещена ему ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» отказавшему в возмещении командировочных расходов вместе с процентами за пользование чужими денежными средствами с учетом уточненных исковых требований в размере <данные изъяты> а также расходов по уплате государственной пошлины и юридических услуги в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что ФИО1 находился в служебной командировке, поскольку выполнял отданный ему приказ, формулировка приказа командира воинской части о цели командировании истца, не может служить основанием для отказа в компенсации понесенных ФИО1 расходов.

Также, обратила внимание на то, что п. 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена переподготовка военнослужащего при назначении на новую должность, при этом, истец убывал в служебную командировку для решения вопроса о назначении на вышестоящую должность.

Более того, в соответствии действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент командирования ФИО1, п. 5 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации (далее – Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 г. , предусмотрено направление военнослужащих в командировки свыше 30 суток, но не более одного года. Применение к данной спорной ситуации положений подп. 5 п. 142 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. , на которые ссылается ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» по мнению представителя истца не корректно, поскольку не отражает целевого назначения поездки ФИО1, которую сам финансовый орган называет служебным заданием.

Ввиду чего, по мнению представителя истца, отказ ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, с данного учреждения надлежит взыскать расходы, понесенные ФИО1 за период служебной командировки в размере <данные изъяты>., за несвоевременную выплату данной суммы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>., судебные расходы по уплате государственной пошлины и юридические услуги по подготовке соответствующих документов для обращения в суд.

Касательно причиненного истцу морального вреда, размер которого был оценен им в размере <данные изъяты> его представитель ФИО2 пояснила, что данная сумма является соразмерной, но каких-либо доказательств подтверждающих обращения ФИО1 в медицинские учреждения, представить не может, так как таких обращений не было. Сумма рассчитана исходя из требований разумности и необходимости восстановления нарушенных прав истца на компенсацию понесенных расходов.

Представитель ответчиков начальника и ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» – ФИО3 полагала необходимым в удовлетворении искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме. При этом сослалась на доводы возражений начальника финансового органа, в которых указанно, что не считается служебной командировкой временное направление военнослужащих в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисление в распоряжение соответствующих командиров в другие населенные пункты. В соответствии с п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 г. , а также аналогичными положениями действующего в данное время п. 7 Порядка и условий командирования военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11 ноября 2021 г. , командирование военнослужащих в вышестоящие органы военного управления, не предусмотренные планами служебных командировок, допускается по письменному решению полномочных должностных лиц на срок не свыше 5 суток. Ввиду чего, поездка ФИО1 в войсковую часть 00001 не может считаться служебной командировкой, а также истец не представил в финансовый орган авансовый отчет, подтверждающий несение им соответствующих расходов.

Представитель третьих лиц командира и войсковой части 00000 – ФИО4 в судебном заседании полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как ФИО1 не отчитался по командировке, с порядком сдачи авансовых отчетов истец был знаком.

Истец ФИО1, а также соответчик заместитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» Легкоступов, извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не прибыли. Истец в своих заявлениях поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, просил рассмотреть дело с участием его представителя ввиду нахождения в служебной командировке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым были внесены изменения в приказ командира части от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 направлен в служебную командировку в войсковую часть 00001 на 31 сутки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, для собеседования с <данные изъяты> и проведения аттестации для назначения на вышестоящую должность за счет средств, выделенных на командировочные расходы воинской части на 2021 г., за счет неиспользованного пункта плана командировок войсковой части 00000 на 2021 г. В этом же приказе указано, что предоставление бесплатного проживания по месту служебной командировки, организации проезда служебным транспортом не предусмотрено.

Из выписки из плана служебных командировок войсковой части 00000 на 2021 г. п. 8653 предусмотрено 4 командировки двух военнослужащих на срок 15 суток каждая, с проживанием в гостинице и проездом авиа и железнодорожным транспортом с выделенным для этих целей объемом финансирования <данные изъяты>. В соответствии с ответом ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства, выделенные на служебные командировки войсковой части 00000 израсходованы в полном объеме, поездка ФИО1 в войсковую часть 00001 в план служебных командировок на 2021 г. не предусматривалась.

Согласно копии выписки из телеграммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ командиру войсковой части 00000 предложено направить ФИО1 в войсковую часть 00001 для собеседования с 00001, прохождения аттестации, в целях решения вопроса о назначении истца на вышестоящую должность с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 30 суток.

Телеграммами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вышестоящего органа управления срок служебной командировки ФИО1 командиру войсковой части 00000 было предложено продлить с ДД.ММ.ГГГГ на 30 суток, с ДД.ММ.ГГГГ на 30 суток соответственно.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 полагается прибывшим из служебной командировки из войсковой части 00001 с ДД.ММ.ГГГГ При этом, ему разрешено проживание вне гостиниц в период нахождения в служебной командировке, а оплату произвести по факту предъявления документов.

Из копии командировочного удостоверения усматривается, что ФИО1 был направлен в войсковую часть 00001, при этом данное командировочное удостоверение не имеет соответствующих отметок о прибытии и убытии ФИО1 из войсковой части 00001, подписи должностных лиц в командировочном удостоверении отсутствуют. Между, тем факт оформления командировочного удостоверения подтверждается копией книги учета временно отсутствующего и временно прибывшего в войсковую часть личного состава, где за внесена запись об убытии ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира войсковой части 00000 и прибытии ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом .

Электронным билетом от ДД.ММ.ГГГГ и посадочного талона на рейс авиакомпании <данные изъяты> подтверждается перелет истца из <адрес> до <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и уплаты им <данные изъяты>. Выпиской по банковскому счету <данные изъяты> подтверждается оплата ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проезда из аэропорта <данные изъяты> на <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.

Счетами на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также справками-подтверждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, кассовыми чеками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается проживание ФИО1 в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и уплате истцом за проживание <данные изъяты>

Из электронного билета , страхового полиса и кассовых чеков, следует, что ФИО1 оплатил стоимость проезда и страхование при проезде железнодорожным транспортом в вагоне купе от станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты> в размере <данные изъяты>. Время прибытия поезда в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Указанные выше документы подтверждают заявленную сумму расходов ФИО1 в размере <данные изъяты>

Из копии претензии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 следует, что он обратился в ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» с требованием о возмещении ему понесенных, как он указал, в служебной командировке трат в размере <данные изъяты>, расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> приложив только копии обосновывающих документов, без предоставления авансового отчета.

Как следует из графика документооборота войсковой части 00000, утвержденного приказом командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ учет расчетов с личным составом части осуществляется на основании авансовых отчетов по форме <данные изъяты> Ответственными за оформление данных документов являются военнослужащие, периодичность создания документов ежедневная при наличии оправдательных документов, авансовый отчет подписывается командиром части, сдача в финансовый орган по реестрам, срок предоставления в течении трех рабочих дней со дня прибытия из командировки.

Как показал допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальника -го финансово-расчетного пункта ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» <данные изъяты>, истец не представлял авансовый отчет по прибытии из данной командировки, в расчетный пункт приходили подчиненные ФИО1 военнослужащие с вопросом о возможности возмещения истцу расходов с формулировкой указанной в телеграмме вышестоящего командования. После ознакомления с телеграммой <данные изъяты> высказал свое мнение о том, что формулировка на его взгляд не корректная, при этом оправдательных документов не видел. Пояснял, что для решения вопроса о возмещении командировочных расходов в финансовый орган необходимо представить оригиналы оправдательных документов и авансовый отчет, после чего на основании представленных первичных документов будет принято решение о возмещении в полном объеме, частичном или об отказе в возмещении расходов.

Согласно копии оспариваемого ответа от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» <данные изъяты>, ФИО1 отказано в возмещении заявленных им расходов. В ответе учреждение полагает, что поездка ФИО1 в войсковую часть 00001 служебной командировкой не является, со ссылкой на положения подп. 5 п. 142 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также на то, что ФИО1 не предоставлен авансовый отчет.

В соответствии с п. 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлен соответствующий Порядок выплат военнослужащим на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 данного Порядка, при направлении в служебные командировки подлежат возмещению расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение), дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, связанные со служебными командировками при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих в служебные командировки. При этом возмещение производится при наличии документов, подтверждающих размер фактических затрат.

Пунктом 3 данного постановления Правительства РФ установлено, что по возвращении из служебной командировки военнослужащие обязаны в течение 3 служебных дней представить авансовый отчет (отчет) об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданным им перед отъездом в служебную командировку денежным авансам на командировочные расходы. К авансовому отчету (отчету) прилагаются документы о бронировании и найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) и иных расходах, связанных со служебной командировкой.

Согласно п. 3, 4 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О планировании служебных командировок» под служебной командировкой понимается направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу. Расходы на служебные командировки в Министерстве обороны РФ являются лимитированными. Планирование и осуществление служебных командировок производятся в пределах утвержденных руководителям органов военного управления объемов бюджетных ассигнований на командировочные расходы на календарный год.

Как следует из п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ командировки в вышестоящие органы военного управления, не предусмотренные планами служебных командировок, допускается организовывать по вызову командиров и начальников, указанных в подп. «а-г» п. 2 данной Инструкции, на срок не свыше 5 суток, не считая времени нахождения в пути.

Из приказов командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 направлялся в войсковую часть 00001 для собеседования ГК ВКС, аттестации как кандидат для назначения на соответствующую должность на основании телеграмм вышестоящих органов военного управления. Между тем, цель командирования ФИО1 не была связана исполнением им своих непосредственных служебных обязанностей.

Исходя из приведенных норм значимыми при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, являются такие обстоятельства, как его направление по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения конкретного служебного задания или убытия в целях прохождения военной службы в другой воинской части, хотя и носящего временный характер, вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.

При этом само по себе оформление приказов командира войсковой части 00000 о направлении ФИО1 в командировку и выдача ему командировочного удостоверения не может свидетельствовать о безусловном направлении его в служебную командировку.

Касательно ссылки представителя истца на положения п. 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также на п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ошибочны. Так п.6 Положения о порядке прохождения военной службы, регламентирует вопросы переподготовки военнослужащего на иную военно-учетную специальность, между тем, из имеющихся в деле документов следует, что в период командировки предполагалось решение вопроса о назначении ФИО1, занимающего должность начальника авиации войсковой части 00000, иной должности связанной с управлением авиационных подразделений. Относительно положений п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, то данный пункт распространяется на конкретные категории военнослужащих, к которым истец не относится.

Между тем, проживание ФИО1, проходящего военную службу по контракту за счет личных средств в месте дислокации воинской части, в которую он прибыл для выполнения служебного задания, ведомственными нормативными актами не предусмотрено.

Согласно п. 4 и 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

При этом сложившиеся между истцом и ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» правоотношения не основаны на договоре, а являются служебными.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии с требованиями приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению», заполнение первичных учетных документов производится на основании надлежаще оформленных соответствующих оправдательных документов, подтверждающих производственные расходы.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», на финансовый орган возложена обязанность по проверке представленных подотчетными лицами авансовых отчетов на предмет правильности их оформления и наличия оправдательных документов, а также целевого расходования средств.

Согласно разъяснениям, данным в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ в случае если денежный аванс на командировку не выдавался, срок представления гражданским служащим, отчета об израсходованных в связи со служебной командировкой денежных средствах законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы возмещения гражданскому служащему командировочных расходов, не установлен. Между тем, определение указанного порядка возможно, по мнению Департамента, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя (наймодателя).

Приказом командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ определен срок и сдачи отчетных документов в финансовый орган для решения вопроса о возмещении командировочных расходов.

Ввиду того, что истцом не был сдан авансовый отчет и оригиналы подтверждающих расходы документов, необходимые ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» для проведения соответствующих расчетов и принятия решения о выплате ФИО1 денежных средств, то суд признает обоснованным отказ финансового органа в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на претензию истца, поскольку необходимых документов в ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» не поступило.

По тем же основаниям суд не усматривает обоснованности требований о взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» денежных средств в размере <данные изъяты>. затраченных ФИО1 за проезд и проживание в гостинице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время нахождения истца в войсковой части 00001.

Требования о компенсации морального вреда в размере 100000 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда (физических или нравственных страданий) возможно при условии, что действиями ответчика были нарушены личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага. По делу судом не установлено незаконности со стороны ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» или его должностных лиц, поскольку сам истец не обратился в установленном порядке по вопросу возмещения ему расходов. Кроме того, доказательств свидетельствующих, что ФИО1 испытывал физические или нравственные страдания суду не представлено.

Касательно требований ФИО1 о взыскании с ответчика в его пользу процентов за пользование чужими денежными средствами, в размере <данные изъяты>., то в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

В силу ч. 2 ст. 307 ГК РФ ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в этом Кодексе.

Однако правоотношения истца с ответчиком не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений.

Кроме того, предусмотренные ст. 395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Первое - это необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства, второе - это должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Между тем, в данном споре ответчик денежные средства, которые административный истец затратил на проезд и проживание, не получал, ими не пользовался. Соответственно в требовании ФИО1 о взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» процентов за пользование чужими денежными средствами следует отказать.

Поскольку в требованиях искового заявления истцу отказано, то оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины и расходов на юридические услуги, которые в соответствии положениями главы 7 ГПК РФ относятся к судебным расходам, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-199 ГПК РФ, военный суд -

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1<данные изъяты> и начальнику данного учреждения о признании незаконным отказа в выплате командировочных расходов в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» командировочных расходов в размере <данные изъяты>., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> а также судебных расходов – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 27 сентября 2022 г.

Председательствующий

А.А. Черноротов