ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16904/17 от 17.10.2017 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело 2-16904/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе

председательствующей Мордовиной С.Н.

при секретаре Ковалевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Военному комиссариату Краснодарского края о признании права на получение пособия на погребение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Краснодарского края о признании права на получение пособия на погребение.

В обоснование требований указано, что она является супругой пенсионера Министерства обороны - ФИО2, умершего 22 05.2016 года в Республике Армении. Факт смерти ФИО2 подтверждается свидетельством о смерти, выданным территориальным отделом Ереванского Спецобслуживания ЗАГС Министерства Юстиции РА от 24.05.2016г, актовая запись . Считает, что она как член семьи пенсионера из числа военнослужащих имеет право на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти. В связи с этим она обратилась в отдел военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районов с заявлением о выплате пособия на погребение умершего супруга с приложением документов, а именно, справка о смерти форма № 10, свидетельство о смерти, квитанция о расходах на погребение. Данные документы переведены на русский язык и надлежащим образом нотариально удостоверены. Начальником отдела военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам был дан ответ, что для получения пособия на погребение необходимо предоставить справку о смерти формы №33. утвержденную постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. №1274. При отсутствии указанной справки выплата пособия на погребение не производится. Так же указано, что справка о смерти является единственным документом, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета осуществляются единовременные выплаты в случае смерти граждан РФ. В связи с чем было отказано в производстве выплаты пособия на погребение на умершего пенсионера MО РФ ФИО2 Единственной причиной отказа в назначении и выплате пособия на погребение является отсутствие справки по форме № 33. С такими доводами согласиться нельзя, поскольку Российской Федерацией и Республикой Армения в качестве Договаривающихся Сторон ратифицирована Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. В соответствии с п. 1 ст. 13 Конвенции, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах, их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Таким образом, свидетельство о регистрации актов гражданского состояния и удостоверяющие акты гражданского состояния справки, выданные органами ЗАГС Республики Армения, переведенные на русский язык и нотариально заверенные, подлежат применению в качестве таковых на территории Российской Федерации. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконными действия отдела военного комиссариата Краснодарского края по отказу ФИО1 в выплате пособия на погребение супруга – пенсионера Министерства обороны РФ ФИО2 в размере трехмесячной его пенсии. Признать право ФИО1 на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии умершего супруга – пенсионера Министерства обороны РФ ФИО2 Обязать отдел военного комиссариата Краснодарского края произвести ФИО1 выплату пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ФИО2 на день смерти.

В судебном заседании истец через своего представителя – ФИО3, действующую на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований, считает их законными и обоснованными.

Представитель военного комиссариата Краснодарского края – ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является супругой пенсионера Министерства обороны Российской Федерации - ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ и захороненного в Республике Армении. Факт смерти ФИО2 подтверждается свидетельством о смерти, выданным территориальным отделом Ереванского Спецобслуживания ЗАГС Министерства Юстиции РА от 24.05.2016г, актовая запись .

Истица обратилась в отдел военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районов с заявлением о выплате пособия на погребение умершего супруга, установленного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941. К данному заявлению истица представила справку о регистрации акта о смерти ФИО2 (форма № 10), выданную 24.05.2016г. Территориальным отделом Ереванского специального обслуживания ЗАГС (л.д. 10).

Начальником отдела военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам был дан ответ от 02.11.2016г., что для получения пособия на погребение необходимо предоставить справку о смерти формы №33, утвержденную постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. №1274. При отсутствии указанной справки выплата пособия на погребение не производится.

Истица считает данные действия военного комиссариата Краснодарского края незаконными в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Государственные гарантии по погребению в Российский Федерации предоставляются гражданам, погибшим (умершим) и захороненным на территории Российской Федерации, в порядке и по нормам, установленным Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих,.. . лиц, уволенных с военной (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Производиться консульскими учреждениями Российской Федерации.

Меры социальной поддержки в Российской Федерации по возмещению расходов на погребение умерших за пределами Российской Федерации защитников Отечества предоставляются их родственникам на основании документов о смерти, выданных не консульскими учреждениями Российской Федерации, только в соответствии с международными договорами.

Предоставление государственных гарантий по погребению указанных граждан, проживавших и умерших на территории Армении, международным договором или соглашением не предусмотрено.

Также согласно пункту 2 статьи 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г. в г. Минске, документы, которые на территории одной из договаривающихся стран (свидетельство о рождении, о смерти, о браке и другие акты гражданского состояния) рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон показательной силой официальных документов.

Поскольку государством гарантирована единовременная выплата социального пособия, ритуального пособия и других пособий, связанных со смертью граждан Российской Федерации, а указанная выплата может производиться разными органами, в целях недопущения повторной выплаты пособия данного вида в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», справка о смерти формы № 33 выдается в единственном экземпляре. При отсутствии указанной справки выплата пособия на погребение не производится.

Такими образом, справка о смерти формы № 33 является своего рода чеком на предъявителя для получения пособия на погребение граждан Российской Федерации и не является официальным документом.

Пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу...» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 941), в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, установлена выплата членам семьи умершего либо другими лицам, производившим его похороны, пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Согласно абзацу 2 указанного пункта пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

В соответствии с частью 4 статьи 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" - Форма N 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер (статья 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния").

То есть справка о смерти формы № 33 является единственным документом, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета осуществляются единовременные выплаты в случае смерти 1раждан Российской Федерации.

Никакими другими нормативными правовыми актами иные формы документов для получения пособия на погребение, в том числе и от Минобороны России, законодательством Российской Федерации не установлены.

Представленная истцом справка о смерти (форма 10) армянского образца, имеет юридическую силу на территории государства Армения. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации по погребению граждан, проживавших и умерших на территории Армении, международным договором или соглашением не предусмотрено.

Предоставление легализованных свидетельств о смерти и справок о смерти, выданных уполномоченными органами ЗАГС других государств, доказывают только факт смерти гражданина и не являются основанием для осуществления государственных гарантий Российской Федерации по погребению.

Таким образом, поскольку при обращении истца за выплатой пособия на погребения в военный комиссариат по Новокубанскому и Успенскому районам Краснодарского края в числе прочих документов справка о смерти формы № 33 не представлена, в этой связи у военного комиссариата Краснодарского края нет законных оснований для осуществления выплаты пособия на погребение истцу.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 10 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О погребении и похоронном деле" социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Как усматривается из материалов дела, ФИО2 умер 22.05.2016г., с заявлением о выплате пособия на погребение в Военный комиссариат истица обратилась 28.10.2016г., то есть пропустив шестимесячный срок.

Оценив в совокупности все представленные доказательства по делу, принимая во внимание все изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1, поскольку находит их незаконными и необоснованными.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения.

Судья