ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1690/20 от 09.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2-1690/2020

УИД 70RS0002-01-2020-005684-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мельничук О.В.,

при секретаре Некрестовой О.А.,

помощник судьи Шумилова А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска о признании права собственности на земельный участок,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, в котором просит признать за собой право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением главы Администрации города Томска от <дата обезличена><номер обезличен> «О регистрации строений на праве личной собственности» за ней было зарегистрировано право личной собственности на строения по <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и сооружениями. Согласно п. 3 указанного постановления, Горземкомитету на основании документов, выполненных БТИ и согласованных в установленном законом порядке, было поручено выдать гражданам временные свидетельства о праве на землю и на основании топографо-геодезических и землеустроительных документов выдать гражданам государственные акты о праве на землю. Было выдано регистрационное удостоверение, в реестровой книге под <номер обезличен>. В настоящий момент за ней зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. Иной жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., фактически, в процессе ведения хозяйства был реконструирован. Реконструированная площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. На реконструированное строение за истцом права не зарегистрированы. В то же время, права на земельный участок вплоть по настоящее время не зарегистрированы и не признаны. Указанные выше документы о собственности на землю, которые должен был изготовить Горземкомитет, отсутствуют. Из ответа Администрации г. Томска от 10 августа 2020 года № 02-21/1549 следует, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано, поскольку образование земельного участка в границах представленной в рамках административной процедуры схемы повлечет за собой уменьшение ширины полосы отвода автомобильной дороги, которая составит менее 8 м., что будет препятствовать организации нормативного проезда, затруднять дорожное движение, и, как следствие, являться причиной нерационального использования земель. Считает, что ей при передаче в собственность двух объектов индивидуального жилищного строительства в 1993 году перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что позволяет ей использовать право на приобретение земельного участка для эксплуатации жилых домов в собственность. Способ защиты нарушенного права в рамках административных процедур не возможен помимо прочего и по причине нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимости с неоформленными правами - жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., реконструированный до площади <данные изъяты> кв.м. Без прав на землю она лишена юридической возможности узаконить реконструкцию дома, а факт нахождения данного дома без оформленных прав на спорном земельном участке не позволит органу местного самоуправления предварительно согласовать схему земельного участка в целях его последующего предоставления истцу. Фактически, дорога по <адрес обезличен> является «тупиковой», служит для подъезда к участкам индивидуальной жилой застройки. То есть, в рамках правил (СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*). Ширина проезда определяется с учетом его назначения: основной проезд или второстепенный. Ранее действующая редакция СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений предусматривало в п. 2.9 следующее: для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды. Таким образом, считает, что дорога по <адрес обезличен> является второстепенным проездом, для которого вышеуказанными правилами определяются следующие нормативы: ширина полосы движения - 3.5 метра, число полос движения в одном направлении - 1, ширина пешеходной части (тротуара) - 0.75 метров. То есть, в совокупности, ширина <адрес обезличен> должна быть 4,25 метра. Обстоятельство наличия прав лишь на один дом также является препятствием для предоставления земельного участка (несмотря на отсутствие такого основания в представленном ответе), поскольку, формально, истцом допущена самовольная реконструкция жилого дома. В отношении самовольно реконструированного жилого дома разрешить вопрос о его сохранении в реконструированном состоянии, при отсутствии прав на землю, также не представляется возможным.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что одно из строений было зарегистрировано. Земельный участок находился у истца на основании постановления, которым было выделено в частную собственность домовладение в 1993 году. Право собственности у истца возникло на строения, а право собственности на земельный участок не возникло. Земельный участок огорожен. Второе строение не было поставлено на учет. В настоящее время на земельном участке располагаются два объекта строения. Вокруг земельного участка находятся другие строения, споров не возникало между владельцами. Редакция СНиП 1989 года дает понятие основного и второстепенного проезда. Содержание акта 2016 не регламентирует определение ширины проезда. Дорога по <адрес обезличен> является второстепенным проездом, определяется нормативами: ширина полосы движения и ширина пешеходной части – в совокупности составляет 4,25 метров. Иных заинтересованных лиц не имеется относительно спорного земельного участка.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.

Суд, определив на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, полагает требования истца подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из абз. 5 п. 4 ст. 35 ЗК РФ следует, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Случаи бесплатного предоставления земельного участка предусмотрены в ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Так, согласно п. 9.1 ст. 3 названного Федерального закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в названном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 37 Земельного кодекса РСФСР (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, которым введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации), при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обращаясь в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., истец указала, что Постановлением главы Администрации города Томска от 30.03.1993 года № 291-3 «О регистрации строений на праве личной собственности» за истцом было зарегистрировано право личной собственности на строения по <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и сооружениями.

Согласно п. 3 указанного постановления, Горземкомитету на основании документов, выполненных БТИ и согласованных в установленном законом порядке, было поручено выдать гражданам временные свидетельства о праве на землю и на основании топографо-геодезических и землеустроительных документов выдать гражданам государственные акты о праве на землю.

Истцу было выдано регистрационное удостоверение, в реестровой книге под <номер обезличен>.

В настоящий момент за истцом зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., как следует из представленной выписки из ЕГРН от 28.01.2020.

Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании, иной жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. фактически в процессе ведения хозяйства был реконструирован. Реконструированная площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. На реконструированное строение за истцом права не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.05.2020.

Права истца на земельный участок по настоящее время не зарегистрированы и не признаны.

Из ответа Администрации г. Томска от 10 августа 2020 года № 02-21/1549 следует, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано, поскольку образование земельного участка в границах представленной в рамках административной процедуры схемы повлечет за собой уменьшение ширины полосы отвода автомобильной дороги, которая составит менее 8 м., что будет препятствовать организации нормативного проезда, затруднять дорожное движение, и, как следствие, являться причиной нерационального использования земель.

Как следует из искового заявления, способ защиты нарушенного права истца в рамках административных процедур не возможен по причине нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимости с неоформленными правами - жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., реконструированный до площади <данные изъяты> кв.м. Без прав на землю истец лишена возможности узаконить реконструкцию дома, а факт нахождения данного дома без оформленных прав на спорном земельном участке, не позволит органу местного самоуправления предварительно согласовать схему земельного участка в целях его последующего предоставления истцу.

В рамках правил (СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), в частности: таблице 11.6, является проездом (что и было указано в ответе от 10 августа 2020 года № 02-21/1549).

Ширина проезда определяется с учетом его назначения: основной проезд или второстепенный. Ранее действующая редакция СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений предусматривала в п. 2.9 следующее: для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды.

Таким образом, дорога по <адрес обезличен> является второстепенным проездом, для которого вышеуказанными правилами определяются следующие нормативы: ширина полосы движения - 3.5 метра, число полос движения в одном направлении - 1, ширина пешеходной части (тротуара) - 0.75 метров. То есть, в совокупности, ширина <адрес обезличен> должна быть 4,25 метра.

Из представленного технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес обезличен> (по состоянию на <дата обезличена>) следует, что жилые дома находятся на земельном участке, фактической площадью <данные изъяты>.

Как следует из представленного уведомления от <дата обезличена>, отсутствуют с ЕГРН сведения о земельном участке, расположенном в <адрес обезличен>, площадь объекта <данные изъяты> кв.м.

Оценив все представленные доказательства, учитывая, что истцу необходим спорный земельный участок для эксплуатации жилых домов, а также учитывая, что без прав на землю истец лишена возможности узаконить реконструкцию дома, а факт нахождения данного дома без оформленных прав на спорном земельном участке не позволит органу местного самоуправления предварительно согласовать схему земельного участка в целях его последующего предоставления истцу, суд считает, что требования истца о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за ФИО1, <дата обезличена> г.р., право собственности на земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности ФИО1 в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) О.В. Мельничук

Мотивированный текст решения суда изготовлен 16 ноября 2020 г.

Копия верна

Судья: О.В. Мельничук

Секретарь: О.А.Некрестова