ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1690/2013 от 22.07.2013 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-1690/2013 подлинник

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноярск 22 июля 2013 г.

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Хвалько О.П.,

при секретаре – Терсковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гужва ФИО6 к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Министерству Регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании произвести доплату социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Министерству Регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании произвести доплату. Требования мотивированы следующим.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры Красноярского края ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в Красноярском крае в размере <данные изъяты>., рассчитанной с использованием норматива средней рыночной стоимости за 1кв.м. в размере <данные изъяты>., которая не позволила приобрести ей (ФИО1) жилое помещение соответствующего размера, отвечающего требованиям пригодности для постоянного проживания. Для приобретения квартиры ФИО1 была вынуждена заключить кредитный договор на сумму <данные изъяты> к жилищному сертификату, по окончании которого обязана выплатить Банку сумму с процентами в размере <данные изъяты>. В этой связи, истица просит обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Министерство Регионального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации произвести доплату в сумме <данные изъяты>. по свидетельству о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на территории Красноярского края.

В судебное заседание ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем в материалы дела представлена телеграмма, в которой также истица настаивала на заявленных требованиях.

Представитель ответчика Министерство архитектуры и строительства Красноярского края – ФИО2 (полномочия проверены) исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на необоснованность иска, поскольку приказом Минрегион РФ от 30.03.2011 года №131 определена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Красноярскому краю – <данные изъяты>., в связи с чем, ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> на приобретение жилого помещения на территории Красноярского края. Предоставленная выплата рассчитана в порядке, установленном Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» и приравненных к ним местностей», целевой программой «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении горд Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на ДД.ММ.ГГГГ годы, последней не предусмотрено возможности увеличения размера социальной выплаты. В связи с тем, что истицей реализовано право на социальную выплату за счет бюджетных средств путем приобретения квартиры в общую долевую собственность, оснований требовать доплаты социальной выплаты у ФИО1 отсутствуют.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации ФИО3 (полномочия проверены), иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, по существу поддержав пояснения представителя Министерство архитектуры и строительства Красноярского края.

Ответчик Министерства финансов Красноярского края, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении слушания по делу не просило, в материалы дела представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований, где указано на необоснованность иска, поскольку истицей реализовано право на социальную выплату за счет бюджетных средств путем приобретения квартиры в общую долевую собственность, оснований требовать доплаты социальной выплаты у ФИО1 отсутствуют, свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в Красноярском крае являлся действующим, в установленном порядке не оспорено, не подлежащим применению не признано; полагают, что являются ненадлежащим ответчиком по делу.

Ответчик Министерство регионального развития РФ, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении слушания по делу не просило, в материалы дела представлены возражения, согласно которым Министерство требования ФИО1 не признало, просило отказать в их удовлетворении, ссылаясь на необоснованность иска, поскольку ФИО4 не наделено полномочиями давать правовую оценку действиям должностных лиц, нормативным правовым актам, принимаемым государственными органами РФ, органами местного самоуправления, совершать действия, направленные на отмену или изменение данных актов или принимаемых решений; является ненадлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) извещенное о времени и месте судебного слушания, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении слушания по делу не просило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей Министерства архитектуры и строительства Красноярского края, Министерства финансов Российской Федерации, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 25.10.2002 года №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется в числе прочего исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера субсидий, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

В силу ст. 10 Закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2000 года № 394-р «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета» Минрегиону России поручено на основании информации, представляемой Росстатом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежеквартально определять и до начала очередного квартала публиковать в средствах массовой информации данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размера социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры Красноярского края ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты № на сумму <данные изъяты> на приобретение жилого помещения на территории Красноярского края со стоимостью 1кв.м. общей площади жилья в районе вселения равной <данные изъяты> рассчитанной с учетом одного совместно проживающих с ней членов семьи - дочерью ФИО5 (л.д.13).

Квартира, общей площадью <данные изъяты> по адресу: г<адрес>, принадлежит ФИО5, ФИО1 по ? доли каждой на праве общей долевой собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-19).

Согласно выписке из технического паспорта жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты> в том числе жилая <данные изъяты>

Из представленного в материалы дела отчета №№ рыночная стоимость однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и ФИО1 и ФИО5 заключен кредитный договор №, по которому банк предоставил последним кредит в сумме <данные изъяты> рублей под 8% годовых на 96 месяцев на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

В обоснование обращения в суд с настоящим иском, ФИО1 указывает на то, что предоставленных денежных средств на приобретение жилья в г.Красноярске было недостаточно, связи с чем она вынуждена была воспользоваться заемными у банка денежными средствами. При этом, истица считает, что расчет средней рыночной стоимости за 1кв.м. в размере <данные изъяты>., произведен без учета сведений Крайстата о рыночной стоимости жилья в Красноярском крае, кроме того, Министерством регионального развития РФ средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Красноярскому краю определена без учета положений закона «Об оценочной деятельности».

Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Так, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.03.2011 № 131 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2011 года» для Красноярского края стоимость 1 квадратного метра установлена в размере <данные изъяты> рублей.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.04.2006 года № 39 (в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23.11.2007 № 110) утверждена Методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации.

Определение указанных показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Решением Верховного суда Российской Федерации от 16.05.2007 года № ГКПИ07-262 указанная выше Методика признана соответствующей действующему законодательству, изданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не нарушающей прав нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2010 года № 523-П устанавливает, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении горд Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на ДД.ММ.ГГГГ годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты.

Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, и гражданин, имеющий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.

Суд учитывает, что определением Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2012 года, вступившим в законную силу 14.06.2012 года, в принятии заявления о признании частично недействующим приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.03.2011 года №131 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2011 года» отказано, поскольку действие приказа было рассчитано на определенный период, по истечении которого он утратил силу.

Доводы истца о противоречии оспариваемых положений Методики требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" являются не состоятельными, поскольку под рыночной стоимостью объекта оценки Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.1). Между тем Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации и не осуществляет оценочную деятельность по установлению рыночной стоимости жилья. Методика не устанавливает также норму предоставления общей площади жилого помещения.

Кроме того, районному суду не предоставлено право оценивать законность правовых актов федерального министерства, поскольку в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ГПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, отнесены к подведомственности Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, суд признает необоснованными требования ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Министерству Регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании произвести доплату социальной выплаты для приобретения жилья и отказывает истице в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Гужва ФИО7 в удовлетворении иска к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Министерству Регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании произвести доплату социальной выплаты для приобретения жилья - отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2013 года.

Судья Хвалько О.П.