Дело № 2-1691/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре судебного заседания Жежар А.О.,
с участием истца ФИО1, ее представителя – Ч., представителя ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска - ФИО2, третьего лица - ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска о признании незаконным отказа в приватизации квартиры,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд с данным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что 12 апреля 2017 года между истцом зарегистрированной по адресу: *** и Муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный центр» был заключен договор социального найма жилого помещения №121.Решив воспользоваться законным правом на приватизацию истцом был собран пакет документов, необходимых для приобретения квартиры, расположенной по адресу: *** в собственность.Сын истца ФИО3, *** года рождения, зарегистрированный по адресу: *** написал заявление о том, что он отказывается участвовать в приватизации и проживает совершенно по другому адресу. Так же он пояснил, что и его дети проживают и прописаны по адресу: ***.Но, 01 февраля 2018 года Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска истцу было отказано в приватизации квартиры, поскольку при подаче заявления на приватизацию указанной квартиры ей не было представлено разрешение органов опеки и попечительства на не включение несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 в число собственников приватизируемого жилого помещения или документы, подтверждающие их участие в приватизации ранее. Считает отказ Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска от 01 февраля 2018 №711 незаконным, так как ее несовершеннолетние внучки ФИО4 и ФИО5 никогда не проживали со мной в квартире, расположенной по адресу: *** и не были в ней зарегистрированы. Они всегда проживали со своей матерью по другому адресу. Поскольку ФИО4 и ФИО5 не проживают вместе с истцом, значит ее несовершеннолетние внучки не имеют право на приватизацию жилого имущества. Следовательно, и разрешения органов опеки и попечительства на не включение несовершеннолетних А. и Л. не требуется.Таким образом, в отказе на поданное истцом заявление на приватизацию квартиры №***, расположенной по адресу: *** содержатся неправомерные действия Комитета по управлению имущества муниципального образования города Благовещенска.
На основании изложенного, просит признать отказ Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска в приватизации квартиры №***, расположенной по адресу: ***ФИО1 незаконным.
В судебном заседании истец, ее представитель поддержали доводы изложенные в исковом заявлении, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска - ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, дополнительно пояснил, что право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.При обращении за приватизацией Истцом не была представлена справка, подтверждающая период проживания и предыдущий адрес на территории Российской Федерации с 01.01.2004 по 19.07.2004, а также справка о том, что в этот период право на приватизацию истцом использовано не было. Таким образом, истцом не доказан факт постоянного проживания на территории г. Благовещенска в указанный период времени, и факт не использования права на приватизацию в этот период.В сложившейся ситуации, ввиду отсутствия документов о регистрации по месту жительства, истец имел возможность защитить свои права путем обращения в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, но не сделал этого. Соответствующий юридический факт на момент обращения истца с заявлением о приватизации установлен не был.При этих обстоятельствах, учитывая, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению документов, подтверждающих однократность приватизации, возлагается на заявителя, что у истца не было препятствий для представления доказательств факта, имеющего юридическое значение, отказ в приватизации по мотивам непредставления доказательств, подтверждающих факт проживания истца на территории Российской Федерации в период, указанный выше, является законным.Законные права и интересы истца в этой части Комитетом не были нарушены. Одновременно, Комитет сообщает, что в настоящее время, квартира № ***, расположенная по адресу: ***, является муниципальной собственностью.У истца не было препятствий для предоставления соответствующих доказательств, подтверждающих однократность приватизации (т.е. факта неучастия в приватизации в период проживания на территории Благовещенска с 01.01.2004
по 19.07.2004 включительно), поэтому у Комитета имелись законные основания к отказу истцу в приватизации жилого помещения.Комитет не усматривает оснований для защиты права истца путем признания за ними права собственности на спорное помещение в порядке приватизации.В данном случае право собственности на спорное имущество может быть приобретено в силу договора приватизации (ч. 2 ст. 218 ГК РФ), то есть при соблюдении установленного порядка передачи жилья в собственность граждан. Для разрешения данного вопроса истец вправе повторно обратиться в Комитет с заявлением о приватизации, предоставив соответствующие доказательства, подтверждающие однократность приватизации (т.е. неучастие в приватизации в период проживания на территории Благовещенска с 01.01.2004 по 19.07.2004 включительно). Более того, истцу было разъяснено, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации № 1541-1 -от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.В соответствии с пунктом 3 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству 18.11.1993 г., отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен опекунами и попечителями, в том числе родителями и усыновителями несовершеннолетних, только при наличии разрешения органов опеки и попечительства.ФИО4 и ФИО5, несовершеннолетние дочери ФИО3, имеют право пользования квартирой № ***, расположенной по адресу: ***.При подаче заявления на приватизацию указанной квартиры Истцом не было представлено разрешение органов опеки и попечительства на не включение несовершеннолетних А. и Л. в число собственников приватизируемого жилого помещения или документы, подтверждающие их участие в приватизации ранее. Вместе с тем, Комитет считает, что требование истца о признании отказа Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска в приватизации квартиры №***, расположенной по адресу: *** незаконным, на основании вышеизложенного не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании третье лицо ФИО3 поддержал доводы истца, полагал, что требования подлежат удовлетворению.
Согласно письменному отзыву третьего лицаМКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр"квартира № ***, расположенная по адресу: *** (далее - квартира № ***), числится в реестре муниципального имущества города Благовещенска. На указанное жилое помещение заключен договор социального найма жилого помещения от 12.04.2017 № 121 с ФИО1, с составом семьи 1 человек. Согласно поквартирной карточке в квартире № *** в настоящее время зарегистрированы: ФИО1, *** г.р., ФИО3*** г.р. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр", извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. На основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается договором социального найма № 121 от 12 апреля 2017 года г. истцу, совместно с членом ее семьи сыном - ФИО3 была предоставлена квартира № ***, расположенная по адресу: ***, на условиях социального найма.
Истец, а также ее сын ФИО3 в данном жилом помещении зарегистрированы с 20.07.2004 года, что подтверждается отметками в паспорте гражданин Российской Федерации, о чем также свидетельствует поквартирная карточка.
В период с 30.11.1984 года по 31.12.2003 года ФИО1 была зарегистрирована по адресу: ***. Совместно с истцом по указанному адресу, был зарегистрирован ее сын ФИО3 с 10.09.1990 года по 31.12.2003 года, что подтверждается справкой о регистрации № 116626 от 16.01.2018 года.
В соответствии со справкой о регистрации от 05.03.2018 года № 119948 ФИО1 была зарегистрирована в период с 30.11.1984 по 31.12.2003 года по адрес: ***.
Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости в период с 02.08.1999 года по 29.08.2018 года у ФИО1 отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимости.
Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541-1 предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (часть 1). В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением (часть 2).
В целях реализации права, предусмотренного данной правовой нормой, истец обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, который согласно утвержденному Постановлением мэра г. Благовещенска от 20.12.2002 г. № 3958 Положению о Комитете является структурным подразделением Администрации г. Благовещенска, уполномоченным управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе, осуществлять приватизацию муниципального жилищного фонда. Также истцом была предоставлена расписка ФИО3, о том, что он на спорное жилое помещение не претендует, поскольку в нем он не проживает, а только зарегистрирован, также его дочери проживают совместно с матерью по адресу: ***.
Однако письмом от 01 февраля 2018 года № 711 ответчик отказал истцу в заключении договора приватизации по тому основанию, что истец не представил справку, подтверждающую период проживания с 01.01.2004 года по 19.07.2004 года на территории Российской Федерации, в связи с чем не представляется возможным проверить принцип однократности приватизации. Также истцом не было представлено разрешение органов опеки и попечительства на не включение несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, в число собственников приватизируемого жилого помещения или документы, подтверждающие их участие в приватизации ранее, поскольку несовершеннолетние дочери ФИО3 имеют право пользования спорным жилым помещением.
В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Постановлением администрации г. Благовещенска от 03.08.2011 г. №3379 «Об утверждении административного регламента администрации города Благовещенска «Заключение договора на безвозмездную передачу жилого помещения муниципального жилищного фонда города Благовещенска в собственность граждан» утвержден перечень документов, необходимых для оформления жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, пункт 2.5.1 которого обязывает гражданина, помимо прочих документов, указанных в перечне, справку на каждого члена семьи, имеющего перерегистрацию с 4 июля 1991 года, подтверждающая период проживания и предыдущий адрес гражданина на территории РФ; предварительное разрешение органа опеки и попечительства в случаях, предусмотренных ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Так как согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз, то при обращении в Комитет по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска необходимо предоставить все необходимые документы, указанные в перечне, утвержденном Постановлением администрации г. Благовещенска от 03.08.2011 г. №3379 «Об утверждении административного регламента администрации города Благовещенска «Заключение договора на безвозмездную передачу жилого помещения муниципального жилищного фонда города Благовещенска в собственность граждан».
Из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2006 г. №6-П следует, что гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истцом не была предоставлена справка, подтверждающая место проживания истца в период с 01.01.2004 г. по 19.07.2004 г., что не позволяет проверить принцип однократности использования истцом права на приобретение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Согласно ст. 3 Закона РФ №5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 упомянутого Закона, гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В соответствии со ст. 7 названного Закона, снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства – на основании заявления гражданина по новому месту жительства.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что разрешение органов опеки и попечительства на не включение несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, в число собственников приватизируемого жилого помещения или документы, подтверждающие их участие в приватизации ранее.
Доводы истца о том, что несовершеннолетние ФИО4, ФИО5 никогда не проживали в спорном жилом помещении и не приобрели права пользования им и его приватизацию, отклоняются судом.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции РФ).
Согласно статье 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Положениями статьи 20 ГК РФ и статьи 65 СК РФ определено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, место жительства при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Исходя из указанных норм, само по себе непроживание несовершеннолетних ФИО4, ФИО5 с бабушкой (истцом) не свидетельствует о том, что они не приобрели право пользования и производного от него права на приватизацию жилого помещения, предоставленного ФИО3, являющегося отцом несовершеннолетних, по договору социального найма. Несовершеннолетние дети имеют право пользования жилым помещение, занимаемым любым из его родителей и отсутствие регистрации не свидетельствует об отсутствии прав несовершеннолетних на жилое помещение, так как факт регистрации (прописки) не определяет права на жилое помещения, а лишь подтверждает, что лицо (законные представители) выполнило свои обязанности установленные законом, о регистрации по месту пребывания или месту жительства.
Поскольку, в данном случае, ФИО3 имеет право пользования в отношении спорного жилого помещения, так как в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма не отказался, что подтверждается его заявлением об отказе от участия в приватизации спорной квартиры. При том, что из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что реализация права на приватизацию жилого помещения поставлена в прямую зависимость от наличия согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагает достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением.
Доказательств, которые могли бы быть расценены как надлежащие доказательства факта добровольного отказа ФИО3 от прав на спорное жилое помещение, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд, приходит к выводу, что отказ Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска в заключении договора приватизации с истцом правомерен, поскольку истцом не представлены все необходимые документы для его заключения, согласно утвержденному перечню, следовательно, исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Кроме того, приватизация жилого помещения носит добровольный характер, несовершеннолетний в лице законных представителей вправе отказаться от участия в приватизации, при наличии согласия органа опеки и попечительства, установившего, что такой отказ не нарушает права и законные интересы ребенка.
В связи с отсутствием документов о регистрации истца по месту жительства в спорный период, у истца имеется возможность обращения в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска о признании незаконным отказа № 711 от 01.02.2018 года в приватизации квартиры – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке.
Судья Щедрина О.С.
Решение в окончательной форме принято 31.01.2019 года.