Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
29 апреля 2019 года
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.,
при секретаре: Жидовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Богородского городского округа <адрес> об установлении факта владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Богородского городского округа <адрес> об установлении факта владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и о признании права собственности на земельный участок.
Просила суд установить факт владения ФИО1 земельным участком, на праве постоянного (бессрочного) пользованияплощадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №,расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок,площадью <данные изъяты> кв.м.,категория земель – земли населенных пунктов,вид разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка,расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником жилого дома(незавершенного строительством), общей площадью <данные изъяты> кв.м.,с кадастровым номером №,инвентарный номер №Д,расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на праве собственности,на основании Договора купли-продажи жилого дома (незавершенного строительством), поврежденного пожаром от ДД.ММ.ГГГГ,что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Под объектом недвижимости имеется земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м.,который огорожен забором со всех сторон, обрабатывается, имеются посадки на земельном участке: плодово-ягодные насаждения, кустарники, яблони. Истице,так как дом был поврежден пожаром, пришлось восстановить жилой дом, в котором она в настоящее время проживает. Дом восстановлен на старом фундаменте, в тех же границах. Стены построены из нового материала, покрыта крыша, отделан внутри, сделана ванна и туалет, имеется своя скважина, установила опору, провела электричество, заключила Договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО «Мосэнергосбыт» и ФИО1, на поставку электричества. Квитанции об оплате электричества, фото жилого дома и земельного участка прилагаются.
Также в обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ФИО1, как положено по законодательству, решила оформить земельный участок в собственностьпод объектом недвижимости. С заявлением обратилась в администрацию Ногинского муниципального района на Межведомственную комиссию по землепользованию и градостроительному регулированию на территории Ногинского муниципального района об утверждении схемы земельного участка. Для этого вызвала кадастрового инженера, сделали топографическую съемку земельного участка, сформировали схему земельного участка. Сдали схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в администрацию Ногинского муниципального района.
Истица получила Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. за № «Об утверждении схемы расположения земельного участка», площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>
Обратилась в ООО НПП «Румб», сформировали межевое дело на земельный участок, на основании Постановления Администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. за №. Поставили земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, на кадастровый учет, с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — индивидуальная жилая застройка. Получила кадастровый паспорт на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
После этого, ФИО1 подготовила информационное сообщение, о нахождении объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №, по вышеуказанному адресу, и обратилась с заявлением в Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> «О предоставлении земельного участка в собственность», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность, велели обращаться с заявлением «О предоставлении земельного участка в аренду».
Истица не согласна с предоставлением земельного участка в аренду. Она вызвала техника ГУП МО «МОБТИ», произвели обмер жилого дома, восстановленного после пожара, получила технический паспорт БТИ на жилой дом, <адрес> жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. Истица согласна поставить жилой дом на кадастровый учет, подготовить технический план на дом, оформить документы надлежащим образом.
Обращение в суд для истицы имеет юридическое значение, поскольку позволяет ей реализовать ее право собственности на указанный земельный участок.
Таким образом, с учетом положений ст. 35 и ст. 36 Земельного Кодекса РФ, ст. 271 ГК РФ, п.1, п. 9.1 ст. З ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, истец была вынуждена обратиться в суд с данным иском.
Истец ФИО1 в суд не явилась, о явке в суд извещена.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования поддержала полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.
Представитель ответчика – Администрации Богородского городского округа <адрес> против удовлетворения иска возражали, представили письменный отзыв, в котором ссылались на то, что ФИО1 обратилась в администрацию Ногинского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно сведениям Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> усматривается, что земельный участок полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта СТП ТО МО.
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного/транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В соответствии с ч.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно ч.5 п.7 ст.27 ЗК РФ ограничивается в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм предоставлении земельного участка в собственность доказательств резервирования этого земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, в соответствии п. 17 ст.39.16 ЗК РФ достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Данные доводы подтверждаются Определением Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-№, а так же обзором судебной практики Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством, просили суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> в суд не явился, о явке в суд извещен.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> в суд не явился, о явке в суд извещен.
Представили письменные возражения относительно заявленных требований в которых ссылались на то, что согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственностьфизических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказав предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточноустановить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность.
В п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с приведенными нормами ГрК РФ, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
На территории <адрес> действует Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ?Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации?, государственной программой <адрес> ?Архитектура и градостроительство Подмосковья? на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014-2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>?, а также в соответствии с <адрес>. № ?О Генеральном плане развития <адрес>? Схема территориального планировании транспортного обслуживании <адрес> является составной частью Генерального плана развития <адрес> как системы нормативных правовых актов <адрес>, определяющих политику органов государственной власти <адрес> в сфере стратегического планирования пространственного развития <адрес> и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в <адрес> в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Документы территориального планирования <адрес> является обязательными для органов местного самоуправлении в силу ст.ст. 9, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства <адрес> и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований <адрес>; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень <адрес>.
В соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<адрес>? I - технической категории, 4 полосы движения, ширина полосы отвода - 65 м, ширина зоны планируемого размещения - 50 м.
Данное обстоятельство подтверждается также выкопировкой из Ведомственной информационной системы Комитета по архитектуре и <адрес> (прилагается).
Также реконструкция автомобильной дороги регионального значения ?<адрес>? I - технической категории. 4 полосы движения, ширина полосы отвода - 65 м, ширина зоны планируемого размещения - 50 м., предусмотрена Генеральным планом городского поселения Электроугли Ногинского муниципального района <адрес> (утвержден решением (Совета Муниципального образования Электроугли от ДД.ММ.ГГГГ№) Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность истца.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая расположение земельного участка с кадастровым номером № в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения ?<адрес>? данный земельный участок имеет ограниченную оборотоспособность, и в дальнейшем в соответствии с п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации может подлежать изъятию для государственных нужд <адрес>.
Изъятию для государственных нужд подлежат земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные в зоне строительства, предусмотренной проектом планировки территории и проектом межевания территории линейного Объекта.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в зоне размещения реконструируемого Объекта, может подлежать изъятию для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по основаниям, предусмотренным пп. 3.2 п. 2 ст. 235, ст. 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество, находящееся на изымаемом земельном участке, также будет подлежать изъятию для государственных (муниципальных) нужд.
Таким образом, строительство на земельном участке, расположенном в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги приведет кувеличению размера возмещения за изымаемый объект недвижимого имущества и к увеличению нагрузки на бюджет <адрес>. В связи с чем просили суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>ФИО3, действующая по доверенности, против удовлетворения иска возражала, представила письменный отзыв относительно заявленных требований, в котором изложена позиция, аналогичная возражениям ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, заслушав возражения стороны ответчика, принимая во внимание мнение представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает, в том числе дела об установлении факта принятия наследства.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267 ГПК).
Согласно пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов, в том числе:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Вместе с тем, Согласно п.1 и п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с положениями п.1 и п. 7 ст. 90 Земельного Кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Согласно ст. 85 Земельного Кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
С учетом изложенного, ограничение оборотоспособности земельного участка обусловлено определением расширенного использования земельного участка и его предоставление для обеспечения деятельности автотранспорта.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Как указано в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено, что истец ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора купли-продажи жилого дома (незавершенного строительством, поврежденного пожаром) является собственником <адрес>, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., степень готовности 20 %, инвентарный номер №Д, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты>).
Под объектом недвижимости имеется земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м.,границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (<данные изъяты>
В связи с тем, что изначально, при приобретении дома, последний был поврежден пожаром, ФИО1 произвела работы по восстановлению жилого дома, дом восстановлен на старом фундаменте, в тех же границах, стены построены из нового материала, покрыта крыша, отделан внутри, сделана ванна и туалет, имеется своя скважина, установлен опора, проведено электричество, заключен договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО «Мосэнергосбыт» и ФИО1, на поставку электричества (<данные изъяты>
Имея намерение оформить в собственность расположенный под жилым домом земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность, ФИО1, обратилась в администрацию Ногинского муниципального района на Межведомственную комиссию по землепользованию и градостроительному регулированию на территории Ногинского муниципального района об утверждении схемы земельного участка.
Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. за № была утверждена схема расположения земельного участка», площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (<данные изъяты>).
Далее, истец обратилась в ООО НПП «Румб», где специалистами было сформировано межевое дело на земельный участок, на основании Постановления Администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. за №.
В настоящее время, спорной земельный участок площадью 2000 кв.м, поставлен на учет, ему присвоен кадастровый номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — индивидуальная жилая застройка, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом на земельный участок от <адрес>. (<данные изъяты>).
После этого, ФИО1 подготовила информационное сообщение, о нахождении объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №, по вышеуказанному адресу, и обратилась с заявлением в Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> «О предоставлении земельного участка в собственность», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № (<данные изъяты>
Однако, Администрацией истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, с указанием что целесообразно предоставление участка в аренду.
С данным отказом, истец не согласна, считает, что она имеет право приобрести указанный выше спорный земельный участок в собственность бесплатно и оформить право собственности на реконструированный ею жилой дом, поскольку к ней перешло право постоянного бессрочного пользования земельным участком от бывшего владельца.
При этом, указывает, что установление факта владения участком на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет для нее – ФИО1 юридическое значение, поскольку позволяет ей реализовать ее право собственности на указанный земельный участок.
Также судом в ходе рассмотрения данного дела было установлено, что на территории <адрес> действует Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> является составной частью генерального плана развития <адрес>, документы территориального планирования <адрес> являются обязательными для органов местного самоуправления в силу ст. ст. 9, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<адрес>? I - технической категории, 4 полосы движения, ширина полосы отвода - 65 м, ширина зоны планируемого размещения - 50 м.
Данное обстоятельство подтверждается также выкопировкой из Ведомственной информационной системы Комитета по архитектуре и <адрес>.
Также реконструкция автомобильной дороги регионального значения ?<адрес>? I - технической категории. 4 полосы движения, ширина полосы отвода - 65 м, ширина зоны планируемого размещения - 50 м., предусмотрена Генеральным планом городского поселения Электроугли Ногинского муниципального района <адрес> (утвержден решением (Совета Муниципального образования Электроугли от ДД.ММ.ГГГГ№) (<данные изъяты>).
Факт включения спорного участка в СТП ТО МО также подтверждается письмом комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № (<данные изъяты>).
В силу пункта 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок попадает в зону размещения планируемого размещения объекта регионального значения, в связи с чем участок ограничен в обороте.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в указанные границы земель предназначенных для выше указанных нужд, утвержденных в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, в материалы дела не представлено.
Поскольку, в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд размещения автомобильной дороги регионального значения, в связи с чем, в силу п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца ФИО1
Не подлежащими удовлетворению считает суд и требования истца об установлении факта владения ею земельным участком площадью 2000 кв. м. на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку правовых последствий для истца не порождает, не имеет юридического значения при рассмотрении требований о дальнейшем признании права собственности на землю в связи с тем, что участок ограничен в обороте.
Других доводов и обоснований, при которых установление факта владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования могли бы иметь для истца юридические последствия, ФИО1 не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПКРФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Богородского городского округа <адрес> об установлении факта владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: