ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1692/2012 от 17.01.2013 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

  дело №2-29/13

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 17 января 2013 г. г. Буденновск

 Буденовский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Безрукова С.Н., при секретаре Суховеевой Л.В., с участием помощника прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры Болговой Е.А., ответчика Главы муниципального образования <адрес> Лысенко В.Е., представителя третьего лица Кавказского Управления Ростехнадзора Тураева В.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к главе муниципального образования <адрес> о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения

 Установил:

 Буденновский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Главы муниципального образования <адрес>. В обоснование требований указал, что при осуществлении прокурорской проверки за безопасностью гидротехнических сооружений установлено, что на территории муниципального образования <адрес> расположено два гидротехнических сооружений: Дамба отсечной реки Кума, представляющая собой земляную насыпь длинной 12 км., шириной 4-6 м., высотой 2-3 м., и на северной окраине <адрес> ливнезащитная дамба длиной 300 м. в земляном русле, частично облицована железнобетонными плитами, которые не являются муниципальной собственностью и на балансе какой-либо организации не состоят.

 Согласно ст. 8, 9 ФЗ N 117-ФЗ от 21.07.1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. В силу действующего законодательства к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

 Проверкой установлено, что гидротехнические сооружения - Дамба отсечной реки Кума, представляющая собой земляную насыпь длинной 12 км., шириной 4-6 м., высотой 2-3 м., и на северной окраине <адрес> ливнезащитная дамба длиной 300 м. в земляном русле, частично облицована железнобетонными плитами, являются бесхозяйным имуществом и подлежат постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления администрацией муниципального образования <адрес> в соответствии с Положением "О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 580 от 17.09.2003 г. В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с аварией указанных гидротехнических сооружений, и во исполнение своей обязанности, предусмотренной законом, администрация муниципального образования Орловского сельсовета Буденновского района обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права гидротехнических сооружений.

 Помощник прокурора Болгова Е.А. заявленные исковые требования подтвердила и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

 Ответчик Глава МО <адрес> Лысенко В.Е. иск признал в части, пояснив, что он не возражает обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущества, на постановку на учет как бесхозяйного имущества ливнезащитной дамбы, длиной 300 м., расположенной на окраине <адрес>, однако заниматься постановкой на учет дамбы отсечной реки Кума, длиной 12 км. он не в состоянии, так как не имеет на это необходимых финансовых средств, кроме того данная дамба проходит по территориям нескольких муниципальных районов, при этом по <адрес> МО в пределах 5 км.

 Представитель заинтересованного лица Ростехнадзора Тураев В.М. просил суд удовлетворить исковое заявление прокурора, так как законодательством не предусмотрен иной порядок постановки на учет бесхозяйного имущества. Действительно дамба отсечной реки Кума протяженностью 12 км. проходит по двум муниципальным образованиям, однако основные вспомогательные элементы системы водосброса, дренажные системы дамбы расположены на территории <адрес> сельсовета.

 Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования <адрес> имеется гидротехнические сооружения - Дамба отсечной реки Кума, представляющею собой земляную насыпь длинной 12 км., шириной 4-6 м., высотой 2-3 м., и на северной окраине <адрес>, ливнезащитная дамба длиной 300 м. в земляном русле, частично облицована железнобетонными плитами, которые не имеют собственника.

 Следовательно, при наступлении определенных обстоятельствах могут представлять опасность для жизни и здоровья людей.

 Согласно п. 8, п. 23 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного поселения, самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения.

 Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

 В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

 Поскольку рассматриваемые объекты ГТС расположены в границах муниципального образования <адрес>, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнических сооружений - дамбы отсечной реки Кума, представляющей собой земляную насыпь длинной 12 км., шириной 4-6 м., высотой 2-3 м., и на северной окраине <адрес>, ливнезащитной дамбы длиной 300 м. в земляном русле, на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

 Довод главы <адрес> сельсовета о том, что дамба отсечной реки Кума длиной 12 км. расположена на территории нескольких муниципальных образований, вследствие чего на него не может быть возложена обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет данного ГТС как бесхозяйного, не может быть принят во внимание, так как дамба представляет собой единое сооружение, которое не может быть разбито на фрагменты. То есть обратиться в уполномоченный орган о постановке на учет бесхозного имущества может один муниципальный орган. Кроме того, как следует из пояснений представителя Ростехнадзора Тураева В.М., основные системы дамбы расположены не территории <адрес> МО. Следовательно, данным муниципальным органом должно быть МО <адрес> сельсовета.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнических сооружений с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных сооружений на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, поэтому необходимо возложить обязанность на Главу администрации муниципального образования <адрес> по постановке указанного объектов ГТС на учет.

 Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд

 Решил:

 Исковое заявление Буденновского межрайонного прокурора удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие главы муниципального образования <адрес> в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозных недвижимых вещей гидротехнических сооружений - Дамбы отсечной реки Кума, представляющею собой земляную насыпь длинной 12 км., шириной 4-6 м., высотой 2-3 м., и на северной окраине <адрес>, ливнезащитной дамбы длиной 300 м. в земляном русле, частично облицованной железнобетонными плитами, расположенных на территории муниципального образования.

 Обязать Главу муниципального образования <адрес> до 01.03.2013 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - Дамбы отсечной реки Кума, представляющей собой земляную насыпь длинной 12 км., шириной 4-6 м., высотой 2-3 м., и на северной окраине <адрес>, ливнезащитной дамбы длиной 300 м. в земляном русле, частично облицованной железнобетонными плитами, расположенных на территории муниципального образования.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Решение изготовлено 18.01.2013 г.

 Судья Безруков С.Н.