Дело №2-1692/2020 17 июля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о понуждении назначить досрочную страховую пенсию,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о понуждении назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 января 2020 года.
В обоснование требований истец указал, что 25 декабря 2019 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В ее назначении ему решением от 09 января 2020 года было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа работы. При этом из данного стажа были исключены периоды его работы и курсов повышения квалификации с сохранением среднего заработка во 2-м Архангельском объединенном авиаотряде в должностях инженера ОТК самолетов Ан-2, начальника смены оперативного обслуживания самолетов АТБ, инженера по ТО и контролю качества ТО АТБ, инженера по ТО авиационной техники участка 2-го ТО самолетов АТБ, инженера ОТК самолетного участка АТБ, исполняющего обязанности ведущего инженера по самолетам и двигателям отдела технического контроля самолетного участка АТБ, ведущего инженера по качеству ОТК АТБ с 01 апреля 1988 года по 27 декабря 2018 года, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт работы в течение полного рабочего дня на стоянках для самолетов и на других открытых площадках аэродрома. Считает отказ во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным, поскольку он работал во 2-м Архангельском объединенном авиаотряде в данных должностях, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой, уточняющей особый характер труда, выданной работодателем. С 01 января 1998 года работодатель передает сведения о работе истца с льготной кодировкой, с 01 января 2013 года уплачивает за работника дополнительный тариф страховых взносов за особые условия труда. Также согласно сведениям СЗВ-К код льготной работы стоит и за периоды до даты регистрации истца в системе персонифицированного учета. Данные сведения пенсионным органом недостоверными не признаны. Факт льготной работы истца пенсионным органом не опровергнут. Полагая, что данное решение пенсионного органа является незаконным, истец обратился в суд с заявленным иском.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, его представитель поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в судебном заседании исковые требования поддержал.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное (пенсионное) дело ФИО1<№>, суд приходит к следующему.
Из материалов отказного пенсионного дела следует, что ФИО1, <Дата> года рождения, 25 декабря 2019 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В ее назначении ему было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа работы по п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который на момент обращения был установлен в количестве 00 лет 00 месяцев 04 дня, страховой стаж в календарном исчислении – 30 лет 09 месяцев 03 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в календарном исчислении (приведенный к РКС) – 22 года 02 месяца 03 дня.
Порядок исчисления и назначения пенсии с 01 января 2015 года регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Ранее достижения возраста, установленного статьей 8, страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно записям в трудовой книжке истца он 01 апреля 1988 года был принят во 2-ой Архангельский объединенный авиаотряд Архангельского управления ГА на должность инженера ОТК самолетов Ан-2, 20 июня 1988 года в связи с реорганизацией 2 Архангельского ОАО переведен в Архангельское управление ГА, 20 июня 1988 года принят переводом в Архангельское управление ГА в авиационно-техническую базу на должность инженера ОТК самолетов Ан-2, 01 апреля 1990 года назначен на должность начальника смены оперативного обслуживания самолетов Ан-2, Л410, 01 января 1991 года в связи с реорганизацией переведен во 2-ой Архангельский ОАО, 01 января 1991 года принят переводом в авиационно-техническую базу на должность начальника смены оперативного обслуживания самолетов АН-2, Л-410, 01 июня 1993 года переведен на должность инженера по ТО и контролю качества ТО АТБ, 06 мая 1994 года присвоена квалификация инженера по ТО и ККАТ 2 категории, 01 марта 1999 года в целях приведения наименования должностей в соответствие с общероссийским классификатором переведен на должность инженера по техническому обслуживанию авиационной техники 2 категории участка 2 технического обслуживания самолетов Ан-2, Л410, УВПЭ, АТБ, 01 апреля 2001 года переведен на должность инженера ОТК 2 категории самолетного участка, 17 сентября 2001 года 2 Архангельский ОАО переименован в ФГУП «2 Архангельский ОАО», 16 июля 2002 года назначен исполняющим обязанности ведущего инженера по самолетам и двигателям отдела технического контроля АТБ самолетного участка ОТК, 01 июля 2004 года на основании распоряжения ТУ по Архангельской области Министерства имущественных отношений РФ от 28 мая 2004 года № 146-р ФГУП «2 АОАО» преобразован в открытое акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», 30 июля 2008 года истцу присвоена квалификация инженера первой категории, 01 апреля 2011 года он утвержден в должности ведущего инженера по качеству ОТК АТБ, 15 мая 2015 года на основании распоряжения ТУФА по управлению гос. имуществом в Арх. области от 22 января 2015 года № 18-р, приказа генерального директора № 299 от 02 августа 2015 года ОАО «2-ой Архангельский ОАО» переименовано в акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд».
Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно, – Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» (далее – Список № 459).
Согласно Списку № 459 право на досрочное назначение пенсии имеют инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов..
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
На основании пунктов 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.
Согласно материалам дела АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» истцу выдана справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и уточняющая постоянную занятость на льготной работе, от 23 августа 2019 года <№>/к, в соответствии с которой стаж работы в период с 01 апреля 1988 года по 2019 год дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение согласно п. 1 пп. 15 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Факт работы в данных должностях подтверждается записями в трудовой книжке, приказами, должностной инструкцией по должности истца, табелями учета рабочего времени, личной карточкой формы Т-2.
Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования <Дата>.
Сведения о периодах работы с 2003 года переданы работодателем с кодом «27-15», с 2013 года работодателем за истца уплачивается дополнительный тариф страховых взносов.
Как следует из отзыва на исковое заявление и пояснений представителя третьего лица АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», ФИО1, работая в должностях инженера ОТК самолетов Ан-2 с 01 апреля 1988 года по 31 марта 1990 года, начальника смены оперативного обслуживания самолетов Ан-2, Л-410 с 01 апреля 1990 года по 31 мая 1993 года, инженера по ТО и контролю качества ТО АТБ с 01 июня 1993 года по 28 февраля 1999 года, инженера по ТО авиационной техники участка №2 ТО самолетов Ан-2, Л-410 АТБ с 01 марта 1999 года по 01 апреля 2001 года, инженера ОТК самолетного участка с 01 апреля 2001 года по 15 июля 2002 года, с 16 июля 2002 года ведущего инженера по качеству ОТК АТБ по настоящее время, был занят в течение полного рабочего дня на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Факт работы ФИО1 в течение полного рабочего дня на работах по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома Васьково, аэродрома Мезень в указанные периоды подтверждается приказами о приеме на работу и о переводе на другую должность работника, карточкой формы Т-2, приказами по предприятию об установлении должностных окладов, часовых тарифных ставок работникам предприятия, приказами о направлении работника в командировку, командировочными удостоверениями, лицевыми счетами работника, расшифровками кодов видов оплаты, табелями учета рабочего времени, положениями о премировании из ФЗП работников предприятия (приложения к коллективным договорам предприятия в указанные периоды).
Следовательно, работодатель истца подтверждает факт его работы в льготных условиях.
Представитель истца пояснил, что большую часть своего рабочего времени истец проводит на аэродромной площадке (более 7 часов в день), осуществляя, как инженер, контроль за обслуживанием воздушных судов. На оформление результатов работ отводится небольшой период времени, чаще всего этим истец занимается во внерабочее время.
28 декабря 2018 года приняты Положение по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов самолетов АН-2, Л-410 УВП-Э, L410 UVP-E20 АО «2-ой Архангельский ОАО» на линейной станции технического обслуживания, аэродроме временного базирования ВС или посадочной площадке, Положение по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов самолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т АО «2-ой Архангельский ОАО» на линейной станции технического обслуживания, аэродроме временного базирования ВС или посадочной площадке, в соответствии с пунктами 4.1 которых инженерно-технический персонал, осуществляющий оперативное техническое обслуживание, в течение полного рабочего дня занят на работах по ОТО воздушных судов на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома Васьково, ЛСТО, аэродроме временного базирования или посадочной площадке.
С момента принятия данных положений пенсионный орган стал включать периоды работы истца в должности ведущего инженера по качеству отдела технического контроля АТБ в стаж работы в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с момента принятия данного положения должностные обязанности истца не изменились, он продолжил работать в соответствии с должностной инструкцией 2014 года.
Согласно должностной инструкции ведущий инженер по качеству (отдел технического контроля АТБ) обязан:
- знать авиационную технику, эксплуатационную документацию на нее, ФАПы, организацию и технологию ТО АТ в АТБ, руководство по деятельности по ТОиР АТ и руководство по качеству ТОиР АТ ОАО «2-ой Архангельский ОАО», технологии, методы и средства контроля технического состояния ВС и качество работ на АТ;
- обеспечивать развитие и совершенствование системы контроля качества обслуживания АТ, анализировать эффективность существующей системы контроля и причины брака в работе исполнителей, разрабатывать мероприятия по устранению недостатков;
- осуществлять общий надзор за работой цеха (участка) в части обеспечения требуемого уровня технического состояния ВС и качества их ТО, соблюдение руководителями безопасных условий труда, выполнение исполнителями требований техники безопасности и пожарной безопасности, охраны окружающей среды;
- оперативно руководить работой инженеров по качеству технического обслуживания ВС производственных подразделений АТБ;
- проводить проверку качества работ на АТ, контроль которых возложен на ОТК;
- лично участвовать в приемке от исполнителей наиболее сложных работ, выполняемых при ТО, доработках и замене изделий;
- участвовать в расследовании причин АП, инцидентов, ДСД, повреждений ВС, в исследовании отказавших изделий;
- осуществлять контроль за техническим состоянием и качеством обслуживания АТ, выполнением приказов, указаний и бюллетеней в базовом аэропорту и на оперативных точках;
- организовывать проведение доработок силами АТБ и контролировать качество их проведения;
- выборочно контролировать качество обслуживания АТ;
- выборочно поверять неисправность средств измерений, приспособлений, инструмента, СНО, кондиционность запчастей и материалов;
- проверять состояние рабочих мест, укомплектованность технологическим оборудованием и ЭД;
- выборочно проверять подготовленность исполнителей к выполнению заданий, знание ими технологий проведения работ, допуск исполнителя к работе по данному заданию;
- проверять у исполнителя наличие и состояние ЭД, необходимой ему для выполнения производственного задания, правильность оформления формуляров, паспортов работниками ПДО и ИТС;
- выборочно контролировать соблюдение правил заправки ВС ГСМ, слива отстоя, проверять у водителей документы на допуск спецмашины, документы на ГСМ, спецжидкости и газы, подаваемые для ТО ВС и заправки их систем, контролировать порядок хранения ГСМ;
- контролировать выполнение требований СУКТО, ведение табелей и журналов качества;
- при необходимости участвовать в контрольных облетах ВС после устранения дефектов, отказов и неисправностей.
Согласно материалам аттестации рабочего места по условиям труда ведущего инженера по качеству (АН-2) (отдел технического контроля), проведенной в 2010 году, установлен 3 и 2 класс по факторам производственной среды и трудового процесса и 2 класс по травмобезопасности, определено, что до 25% времени смены ведущий инженер находится в неудобной фиксированной позе, 66% времени смены – стоя (класс 3.1), уровень шума на рабочем месте равняется 83 ДБА, что превышает установленные уровни.
В материалах аттестации рабочего места по условиям труда ведущего инженера по качеству, проведенной в 2015 году, отмечено в качестве рабочего места ангар и кабинет.
В течение рабочей смены ФИО1 выполняет свои служебные обязанности согласно должностной инструкции ведущего инженера.
Из пояснений представителя истца и третьего лица следует, что для выполнения возложенных на него должностных обязанностей по осуществлению контроля за качеством работ истцу необходимо находиться на аэродромных площадках, где проводится обслуживание самолетов.
В Руководстве по деятельности организации по ТО АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», введенном 06 июня 2016 года, предусмотрено, что обслуживание ВС проводится в ангарах и на открытых стоянках, непосредственную организацию процесса периодического ТО осуществляют начальник (инженер) смены ПТО и бригадиры в пределах совей компетенции. Для выполнения обслуживания выдаются производственные задания в виде карты-наряда с указанием форм обслуживания и перечнем дополнительных работ, в которую заносятся результаты работ В процессе предварительной подготовки очередной смены исполнителей к выполнению работ по оперативному и периодическому ТО ВС начальник (инженер) смены проводит разбор, где подводится итоги работы за предыдущую смену, проводит ознакомление ИТП с поступившими документами по эксплуатации АТ, ставит задачу смене, распределяет задания между руководителями (исполнителями) работ, проводит анализ технического состояния ВС и принимает меры к устранению выявленных недостатков ТО ВС. Дефектация ВС возлагается на инженеров, авиатехников-бригадиров или наиболее подготовленных авиатехников. В процессе осмотра (дефектации) ВС и после его окончания инженер смены дает задания авиатехникам по замене изделий, устранению неисправностей. По окончании дефектации инженер (начальник) смены непосредственно на ВС анализирует неисправности, выявленные при осмотре и предыдущем полете, записанные в бортовом журнале, и руководит их устранением. Выполнение работы (операции) подтверждают подписями исполнитель и контролирующий в соответствующих разделах карты-наряда, которые несут персональную ответственность за качество произведенной работы. После окончания работ по периодическому ТО выписывается Свидетельство о выполнении ПТО.
В п.1.11.3 указанного Руководства регламентировано Положение об отделе технического контроля, согласно которому данный отдел является структурным подразделением АТБ, основной его задачей является обеспечение контроля качества технического обслуживания и текущего ремонта АТ, проведение работы по предупреждению нарушений правил и требований ТО АТ. Инженеры ОТК закреплены за сменами ПТО производственных цехов (участков) и работают по графикам соответствующих смен, ведущие инженеры ОТК работают по графику отдела технического контроля. При ТО и текущем ремонте АТ инженеры ОТК проверяют объем и качество выполненных работ путем:
- пооперационной приемки работ от исполнителей согласно пооперационных ведомостей, регламентов ТО и ТУ, перечней объектов контроля, в соответствии с Методиками контроля качества;
- приемки от исполнителей дополнительных работ по замене и регулировке агрегатов, устранению неисправностей, выявленных в полете и при дефектации ВС;
- приемки работ, выполняемых специалистами участка текущего ремонта непосредственно на ВС.
В материалы дела представлены карты-наряды на периодическое техническое обслуживание за 2017-2018 годы, из которых следует, что ФИО1 принимал участие в ТО ВС.
Из представленных в материалы дела карт-нарядов на оперативное техническое обслуживание за 2018 год следует, что ФИО1 осуществлял контроль качества ТО ВС и ставил соответствующие отметки в картах-нарядах.
Представленными в материалы дела нарядами на дефектацию и устранение дефектов за 2018 год подтверждается, что ФИО1 производил дефектацию воздушных судов.
Указанные документы за более ранние периоды уничтожены в связи с истечением сроков их хранения.
В материалы дела также представлен приказ от 27 марта 2001 года <№>, согласно которому инженер ФИО1 в целях практического освоения технологии выполнения работ и обеспечения пооперационного контроля за их выполнением был закреплен за самолетами Л-410 67605. Из представленной в материалы дела карты-наряда и ведомостей дополнительных работ к ней от февраля 2001 года следует, что ФИО1 осуществлял контроль за проведением периодического технического обслуживания, что подтверждается его подписями в карте-наряде и ведомостях.
В 2015 году НУ «Инженерная экспертиза по охране труда» на предприятии проводилась специальная оценка труда. В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 52 по должности «ведущий инженер по качеству» право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, работодатель с данной оценкой не согласился, после ее проведения продолжал передавать сведения о работе истца в систему персонифицированного учета с кодом «27-15», уплачивать за истца дополнительный тариф страховых взносов. Пенсионный орган включает в специальный стаж период работы с 28 декабря 2018 года независимо от наличия указанной специальной оценки.
Таким образом, факт работы истца в льготных условиях подтверждается материалами дела, ответчиком не опровергнут.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды работы с 01 апреля 1988 года по 11 сентября 1988 года, с 07 октября 1988 года по 27 ноября 1988 года, с 23 декабря 1988 года по 31 марта 1997 года, с 09 апреля 1997 года по 30 июня 1999 года, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 03 ноября 2002 года, с 6 декабря 2002 года по 16 декабря 2002 года, с 20 декабря 2002 года по 14 июня 2003 года, 22 июня 2003 года по 29 января 2005 года, с 10 февраля 2005 года по 10 ноября 2007 года, с 26 ноября 2007 года по 16 ноября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 24 октября 2009 года, с 31 октября 2009 года по 06 февраля 2010 года, с 13 февраля 2010 года по 16 мая 2010 года, с 23 мая 2010 года по 06 июня 2010 года, с 13 июня 2010 года по 13 сентября 2010 года, с 19 сентября 2010 года по 02 апреля 2011 года, с 09 апреля 2011 года по 24 мая 2011 года, с 03 июня 2011 года по 19 июля 2011 года, с 31 июля 2011 года по 08 октября 2011 года, с 16 октября 2011 года по 22 января 2012 года, с 28 января 2012 года по 06 июля 2013 года, с 14 июля 2013 года по 09 марта 2015 года, с 22 марта 2015 года по 29 ноября 2015 года, с 12 декабря 2015 года по 23 сентября 2016 года, с 24 сентября 2016 года по 29 сентября 2016 года, с 30 сентября 2016 года по 03 декабря 2018 года, с 06 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года истец работал в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца по п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом в специальный стаж подлежат включению, в том числе, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 12 сентября 1988 года по 06 октября 1988 года, с 28 ноября 1988 года по 22 декабря 1988 года, с 04 ноября 2002 года по 05 декабря 2002 года, с 17 декабря 2002 года по 19 декабря 2002 года, с 17 ноября 2008 года по 12 декабря 2008 года, с 10 марта 2015 года по 21 марта 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 11 декабря 2015 года, с 04 декабря 2018 года по 05 декабря 2018 года, в командировках с 15 июня 2003 года по 21 июня 2003 года, с 30 января 2005 года по 09 февраля 2005 года, с 11 ноября 2007 года по 25 ноября 2007 года, с 17 ноября 2008 года по 12 декабря 2008 года, с 25 октября 2009 года по 30 декабря 2009 года, с 07 февраля 2010 года по 12 февраля 2010 года, с 17 мая 2010 года по 22 мая 2010 года, с 07 июня 2010 года по 12 июня 2010 года, с 14 сентября 2010 года по 18 сентября 2010 года, с 03 апреля 2011 года по 08 апреля 2011 года, с 25 мая 2011 года по 02 июня 2011 года, с 20 июля 2011 года по 23 июля 2011 года, с 25 июля 2011 года по 30 июля 2011 года, с 09 октября 2011 года по 15 октября 2011 года, с 23 января 2012 года по 27 января 2012 года, с 07 июля 2013 года по 13 июля 2013 года, в связи со следующим.
Периоды работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании пункта 4 Правил № 516 подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела усматривается, что истец в спорные периоды на основании приказов работодателя направлялся на курсы повышения квалификации с целью повышения уровня своих профессиональных знаний и навыков, а также в командировки. В эти периоды за ним сохранялась заработная плата.
Поскольку повышение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления трудовой деятельности, дни нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.
В силу ст. ст. 166 и 167 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В связи с тем, что периоды работы, с которой истец был направлен в командировки, подлежат включению в специальный стаж, необходимый для льготного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды нахождения истца в командировках подлежат включению в специальный стаж по указанному основанию.
Действующим до 01 января 2002 года Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере (статья 94).
С учетом изложенного, поскольку истец до 01 января 2002 года в соответствии со ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» имел право на исчисление трудового стажа в полуторном размере, такой же порядок исчисления стажа в отношении оспариваемых периодов работы, выполнявшейся в период действия названного закона, должен сохраниться и после 01 января 2002 года. Следовательно, вышеуказанные периоды, имевшие место до 01 января 2002 года, подлежат включению в стаж работы с особыми условиями труда, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в полуторном исчислении.
При включении данных периодов в специальный стаж истца в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в указанном порядке с учетом включенного пенсионным органом специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости, составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено в п. 19 приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Поскольку истец, <Дата> года рождения, обратился с заявлением о назначении пенсии 25 декабря 2019 года, досрочная страховая пенсия с учетом установленного стажа может быть назначена истцу с момента достижения возраста 55 лет, то есть с 22 января 2020 года.
При таких обстоятельствах исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22 января 2020 года подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о понуждении назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 22 января 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова