ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1693/13 от 04.02.2013 Раменского городского суда (Московская область)

Решение

Именем Российской федерации

04 февраля 2013 года

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Землемеровой О.И.

С участием помощника прокурора Зимаковой И.Б.

При секретаре Озеровой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1693/13 по заявлению зарегистрированного кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Мичугиной Е. Н. об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> и по заявлению Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...>,

у с т а н о в и л:

Заявитель Мичугина Е.Н. обратилась в суд с заявлением, которым просит установить факт подкупа избирателей и отменить регистрацию кандидата на должность главы сельского поселения <...>Хромова А.А..

В обоснование требований заявитель и её представитель указали, что Хромов А.А. решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области <номер> от <дата> зарегистрирован кандидатом на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области. Полагают, что кандидатом Хромовым А.А. во время проведения избирательной компании были допущены существенные нарушения закона, которые могут являться основанием для отмены регистрации кандидата. В период с <дата> по <дата> кандидатом Хромовым А.А., а также иными лицами, действующими по его поручению неоднократно передавались избирателям денежные средства под условием голосования за кандидата Хромова А.А. на выборах главы сельского поселения <...>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под подкупом избирателей понимается вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных), и значков, специально изготовленных для избирательной компании, компании референдума; предоставление услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказание услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления..

Таким образом, кандидат Хромов А.А. в целях избирательной кампании по выборам главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области систематически передавал избирателям денежные средства под условием голосования за его кандидатуру на указанных выборах.

Согласно статье 71 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» основания отмены регистрации кандидата устанавливаются Федеральным законом.

В соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Осуществление кандидатом Хромовым А.А. подкупа избирателей нарушает принцип равенства кандидатов, установленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Осуществление кандидатом Хромовым А.А. подкупа избирателей при проведении своей избирательной кампании, ставит его в неравное положение с другими кандидатами, а, следовательно, нарушает пассивное избирательное право других кандидатов.

Затем представитель заявителя Д.О. Дмитриев в судебном заседании <дата> представил дополнение к заявлению, в котором указал также на то, что появились вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации кандидата. Таким обстоятельством указывает на факт подложности справки с места работы кандидата Хромова А.А., представленный им в порядке ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в подтверждение сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности. ТИК Раменского района при проверке сведений, представленных кандидатами, действовала добросовестно, направив все необходимые запросы о гражданстве, наличии судимости, месте работы кандидата Хромова А.А.. Однако ответ по поводу подтверждения места работы ТИК до настоящего времени не получила. Факт расхождения сведений из трудовой книжки со сведениями из справки ООО «<...>», представленной кандидатом при выдвижении, был установлен ТИК Раменского района после регистрации кандидата Хромова А.А. и по истечении процессуального срока на обжалование решения о регистрации кандидата. Полагают, что именно кандидат Хромов А.А. действовал недобросовестно и умышленно не предоставил в ТИК документ, подтверждающий его место работы и должность по состоянию на <дата> – дату представления им документов в избирательную комиссию. Вместе с тем, ничего не мешало кандидату Хромову А.А. предоставить действительные сведения о месте работы и должности, а, потом, после увольнения с предыдущего места работы <дата> изменить их не позднее, чем за один день до заседания, на котором рассматривался вопрос о его регистрации в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Это указывает, что у кандидата Хромова А.А. был вариант совершенно правомерного указания ООО «<...>» в качестве своего места работы, однако он предпочел вариант поведения неправомерного, недобросовестного, скрыл от ТИК Раменского района и от избирателей сведения о своем месте работы на момент выдвижения. Таким образом, Хромов А.А. по состоянию на <дата> не работал в ООО «<...>» в должности <...>, что является вновь открывшимся обстоятельством, поскольку этот факт не был и не мог быть известен ТИК Раменского района. На основании изложенного, полагают, что регистрация кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А.А. должна быть отменена.

В настоящем судебном заседании Мичугина Е.Н. отсутствовала, извещена. Её представитель Дмитриев Д.О. поддержал заявление.

Заинтересованное лицо Территориальная избирательная комиссия Раменского района Московской области, представитель Иванова Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.12) явилась, заявление Мичугиной Е.Н. поддержала.

В производство Раменского городского суда поступило заявление Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...>.

Определением Раменского городского суда от <дата> гражданские дела по заявлению Мичугиной Е.Н. и по заявлению ТИК были объединены в одно производство. (л.д.22)

Заявитель Территориальная избирательная комиссия Раменского района Московской области, представитель Иванова Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.12) поддержала заявление ТИК и указала, что <дата> в Территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области обратился Хромов А.А. с заявлением о согласии баллотироваться на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района. К заявлению Хромова А.А. прилагался ряд документов, в том числе справка, подтверждающая основное место работы, указанное кандидатом в заявлении. Данная справка содержала сведения о том, что Хромов А.А. работает в ООО «<...>» в должности <...> с <дата> по настоящее время. (то есть по <дата>- дата выдачи справки). Указанная справка выполнена на бланке ООО «<...>», выдана <дата>, подписана директором ФИО1, заверена печатью общества.

В соответствии с п.6 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.8 ст. 23 Закона Московской области от 11.07.2006 года №101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» Территориальной избирательной комиссией Раменского района была осуществлена проверка достоверности сведений о кандидате.

Решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района от <дата><номер>Хромов А.А. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района.

После регистрации Хромова А.А., в ходе проверки биографических данных, представленных зарегистрированным кандидатом Хромовым А.А. в Территориальную избирательную комиссию Раменского района была представлена заверенная копия трудовой книжки Хромова А.А., согласно которой в ООО «<...>» Хромов А.А. значится в должности <...> только со <дата>.

С <дата> по <дата> согласно записи в трудовой книжке Хромов А.А. работал в Государственном образовательном учреждении <...> в должности <...>

Таким образом, на момент выдачи ООО «<...>» (<дата>) и на момент предоставления в ТИК Раменского района (<дата>) справки, подтверждающей основное место работы кандидата, Хромов А.А. не являлся <...> вышеуказанного общества. В связи с чем, представленную <дата> кандидатом справку нельзя считать документом, подтверждающим сведения, изложенные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района. Кроме того, указанная справка является подложным документом, так как изложенные в ней сведения, не соответствуют действительности.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Согласно подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Таки образом, ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений возложена на кандидата, избирательное объединение. Отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в его регистрации.

Территориальная избирательная комиссия Раменского района при рассмотрении документов кандидата Хромова А.А. и принятии решения о регистрации данного кандидата, не располагала и не могла располагать сведениями о выявленных позднее обстоятельствах, так как кандидатом был предоставлен официальный документ (справка), который на момент предъявления не вызвал сомнений в подлинности, а обязательного предоставления трудовой книжки кандидата в избирательную комиссию действующее законодательство не предусматривает.

В силу пункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренном подпунктами «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Таким образом, на момент принятия решения о регистрации кандидата Хромова А.А., указанный кандидат не являлся работником ООО «<...>». Учитывая, что имеющиеся в деле справка является подложным документом, Хромов А.А. не подтвердил сведения о кандидате, изложенные в заявлении. Это обстоятельство имело место, но не было известно Территориальной избирательной комиссии Раменского района.

На основании вышеизложенного, учитывая, что Хромов А.А. представив в Территориальную избирательную комиссию подложный документ об основном месте работы, не подтвердил документально сведения об основном месте работы, что является вновь открывшимся обстоятельством, нарушает избирательные права других кандидатов и является основанием для отмены регистрации кандидата, просят отменить регистрацию кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова. А.А.

Заинтересованное лицо Хромов А.А. и его представитель, возражали против удовлетворения заявлений Мичугиной Е.Н. и Территориальной избирательной комиссии, указав, что никакого подкупа избирателей с его стороны не было, ничего и никому он не обещал. Указали также, что заявитель Мичугина Е.Н. и её представитель не предоставили суду доказательств в обоснование заявленного требования об установлении факта подкупа избирателей, по второму требованию полагают, что оснований для отмены регистрации не имеется, так как заявители ссылаются на нормы закона, которые, в данном случае, не имеют никакого отношения к существу рассматриваемого спора. Просили в удовлетворении заявлений отказать.

Представитель Мичугиной Е.Н.Дмитриев Д.О. заявление Территориальной избирательной комиссии поддержал.

Суд, заслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что заявления не подлежат удовлетворению, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Относительно заявленного требования Мичугиной Е.Н. и её представителем Дмитриевым Д.О. об установлении факта подкупа избирателей кандидатом Хромовым А.А., суд приходит к следующему.

Решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района <номер> от <дата>Мичугина Е.Н. зарегистрирована кандидатом на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области. (л.д.8)

Решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района <номер> от <дата> зарегистрирован кандидатом на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромов А.А. (л.д.7)

В соответствии со ст. 56 ч.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В данном случае, доказательств подкупа кандидатом Хромовым А.А. избирателей, заявителем Мичугиной Е.Н. и её представителем Дмитриевым Д.О. суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования об установлении факта подкупа избирателей кандидатом на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромовым А. А., а, следовательно и требования об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А. А., по этому основанию, не имеется.

Проверяя обоснованность заявленных Мичугиной Е.Н. и ТИК требований об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А. А., суд приходит к следующему.

Согласно ст. 6 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 28.06.2006 N 8/185-П) выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования.

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> решением Совета депутатов сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области <номер> были назначены досрочные выборы главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района по единому избирательному округу, включающему всю территорию сельского поселения <...>, на <дата>. (л.д.37)

Согласно ст.6 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 28.06.2006 N 8/185-П) и п.7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В соответствии с чем, сроки назначения досрочных выборов главы сельского поселения <...>, и соответственно сроки осуществления иных избирательных действий вышеуказанным Решением Совета депутатов сельского поселения <...> были сокращены на 1/3, что также усматривается из решения Совета депутатов от <дата><номер>. (л.д.37)

Решением избирательной комиссии Московской области от <дата><номер> полномочия избирательной комиссии сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области возложены на Территориальную избирательную комиссию Раменского района (л.д.32), сформированную Решением Избирательной комиссии Московской области от <дата><номер>.(л.д.33-35)

В соответствии с п 2. ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.2 ст. 23 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 28.06.2006 N 8/185-П) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

<дата> в Территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области обратился Хромов А.А. с заявлением о согласии баллотироваться на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района. (л.д.41)

К заявлению Хромова А.А. прилагался ряд документов (л.д.41-52), в том числе справка, подтверждающая основное место работы, указанное кандидатом в заявлении. (л.д.50)

Данная справка содержала сведения о том, что Хромов А.А. работает в ООО «<...>» в должности <...> с <дата> по настоящее время. (то есть по <дата>- дата выдачи справки). Указанная справка выполнена на бланке ООО «<...>», выдана <дата>, подписана директором ФИО1, заверена печатью общества. (л.д.50)

Согласно ч. 4 ст. 23 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» вместе с заявлением, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной в приложении 9 к настоящему Закону.

Как усматривается из представленных по форме сведений, в графе «Источник дохода» заработная плата, указан ГОУ <...>.(л.д.49)

В соответствии с п.6 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.8 ст. 23 Закона Московской области от 11.07.2006 года №101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» Территориальной избирательной комиссией Раменского района была осуществлена проверка достоверности сведений о кандидате.

Решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района от <дата><номер>Хромов А.А. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района. (л.д.7)

Представителем ТИК указывалось в судебном заседании, что после регистрации Хромова А.А., в ходе проверки биографических данных, представленных зарегистрированным кандидатом Хромовым А.А. в Территориальную избирательную комиссию Раменского района была представлена заверенная копия трудовой книжки Хромова А.А., согласно которой в ООО «<...>» Хромов А.А. значится в должности <...> только со <дата>. С <дата> по <дата> согласно записи в трудовой книжке Хромов А.А. работал в Государственном образовательном учреждении <...> в должности <...>

Данное обстоятельство Хромов А.А. опроверг, указал, что он работал в Государственном образовательном учреждении <...> в должности <...> с <дата> по <дата>.

В судебном заседании был оглашен ответ на запрос суда из Государственного образовательного учреждения <...>, из которого видно, что Хромов А.А. работал в Государственном образовательном учреждении <...> в должности <...> с <дата> по <дата>.

Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что представителем ТИК предоставлена суду ксерокопия трудовой книжки, не заверенная надлежащим образом, содержащая иные сведения, чем указано было в ответе на запрос суда и самим Хромовым А.А.

Других доказательств суду представлено не было.

Тем не менее, суд полагает, что те обстоятельства, на которые, в данном случае, ссылаются заявители, не имеют правового значения, поскольку представление кандидатом недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием к отказу в регистрации не становится, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и в информационный бюллетень о кандидате. (п.8 ст. 33, п.п. «е» п.3 ст. 61 ФЗ)

Также, суд считает несостоятельной и необоснованной ссылку заявителей на п.7 ст. 76 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренном подпунктами «а» - отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, «б» -для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, «е» - сокрытие кандидатом сведений о снятой и непогашенной судимости, «з»- использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, «и»- превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, «к»- установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона, «л» - неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения или «о» - установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В данном случае, ни один из названных подпунктов не имеет отношения к существу рассматриваемого спора.

Более того, представитель ТИК Иванова Н.А. на вопрос представителя Хромова А.А. об уточнении правового основания предъявления требования об отмене регистрации указала, что как таковых предусмотренных законом оснований не имеется, однако, территориальная комиссия должна была каким-то образом отреагировать на имеющиеся несоответствие в представленных документах.

Таким образом, суду не предоставлено достаточных доказательств в обоснование заявленных требований, а потому оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, оснований для удовлетворения заявления Мичугиной Е.Н. и её представителя Дмитриева Д.О. об установлении факта подкупа избирателей кандидатом на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромовым А. А. и об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А. А., а также заявления Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А. А. не имеется, поэтому в их удовлетворении следует отказать.

Суд также обращает внимание на следующее.

Согласно п.18 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать десять дней, обязана принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

В соответствии с ч.2 ст. 260 ГПК РФ (ред. от 14.06.2012) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Из материалов дела усматривается, что Хромов А.А. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района от <дата><номер>. Мичугиной Е.Н. заявление об отмене регистрации Хромова А.А. было подано <дата>, ТИК Раменского района обратилась с аналогичным заявлением <дата>, т.е. с пропуском 10-и дневного срока, установленного ранее изложенной нормой.

Как указывается в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

Таким образом, заявления Мичугиной Е.Н. и ТИК Раменского района не подлежат удовлетворению еще и по причине пропуска срока обращения в суд.


На основании изложенного, руководствуясь Главой 26 ГПК РФ, Законом Московской области от 11.07.2006 г. N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области", ФЗ РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявлений Мичугиной Е. Н. об установлении факта подкупа избирателей кандидатом на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромовым А. А. и об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А. А. и Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области Хромова А. А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Судья