ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1693/20 от 26.05.2020 Ногинского городского суда (Московская область)

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ СУДА

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Дорохиной И.В.,

при секретаре Пустыревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрация Муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрация Муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указала, что постоянно зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством Обороны СССР ее отцу - ФИО2 по месту прохождения им военной службы, на состав семьи 3 человека (отец - ФИО2., мать- ФИО3 и она, дочь - Буглак (ФИО4).

ДД.ММ.ГГГГ брак между ее матерью - ФИО3 и отцом - ФИО2 был расторгнут.

В настоящее время в данном жилом помещении она проживает совместно с матерью -ФИО3

В ответ на обращение по вопросу передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации в Минобороны РФ за было указано на то, что решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.

В ответе ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены сведения о том, что балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> учреждение не является.

В результате обращения в Администрацию Муниципального образования «Городского округа Черноголовка» Московской области с просьбой о бесплатной передаче в собственность спорой квартиры было отказано по причине отсутствия в правоустанавливающих документах кадастровых номеров передаваемого имущества в документации.

Кроме того, при передаче в Федеральную кадастровую палату данных технической инвентаризации некоторых квартир, переданных в муниципальную собственность, обнаружено несоответствие в нумерации и их фактического расположения в домах.

Согласно выписке из ЕГРП, предоставленной по запросу от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем жилого помещения является Муниципальное образование «Городской округ Черноголовка» Московской области.

После очередного раза обращения в Администрацию Муниципального образования «Городского округа Черноголовка» Московской области с заявлением о заключении договора социального найма был получен ответ за от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в заключении договора социального найма занимаемого ею спорного жилого помещения было отказано по причине того, что жилые помещения в ведомственных домах Министерства обороны РФ предоставлялись военнослужащим, а также рабочим и служащим, работающим в воинских частях. Последние были обязаны освободить занимаемые жилые помещения после прекращения трудовых отношений с воинскими частями, т.е. жилые помещения им предоставлялись временно, а не в бессрочное пользование на основании ст. 10 ЖК РФ РСФСР.

Согласно выписке из ЕГРП, правообладателем спорного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ является Муниципальное образование «Городской округ Черноголовка» Московской области. Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда отсутствуют.

Таким образом, спорное жилое помещение не имеет статуса служебного.

Ранее в приватизации жилого помещения истец не участвовала. Квартира, в которой она зарегистрирована и проживает в настоящее время, не находится на территории закрытого военного городка, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии. Таким образом, ограничений для приватизации спорной квартиры законом не установлено.

Просит суд признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил представителя.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные иску.

Представитель ответчика Администрации Муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменные возражения, просит отказать в удовлетворении требований по изложенным основаниям.

Третье лицо ФИО3 против удовлетворения требований не возражала.

Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993г. № 4, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в Московской области (утв. решением Малого Совета Мособлсовета от 17.02.1993г. за № 6/34, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Судом установлено, что ФИО1 постоянно зарегистрирована и проживает в квартире жилой площадью 26,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством Обороны СССР ее отцу - ФИО2 по месту прохождения им военной службы, на состав семьи 3 человека (отец - ФИО2., мать- ФИО3, дочь - Буглак (ФИО4) (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ брак между ее матерью - ФИО3 и отцом - ФИО2 был расторгнут (л.д.34).

В настоящее время в данном жилом помещении она проживает совместно с матерью -ФИО3 (л.д. 32,33).

В ответ на обращение по вопросу передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации в Минобороны РФ за было указано на то, что решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.

В ответе ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены сведения о том, что балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес>, учреждение не является (л.д.44).

В результате обращения в Администрацию Муниципального образования «Городского округа Черноголовка» Московской области с просьбой о бесплатной передаче в собственность спорой квартиры было отказано по причине отсутствия в правоустанавливающих документах кадастровых номеров передаваемого имущества в документации.

Кроме того, при передаче в Федеральную кадастровую палату данных технической инвентаризации некоторых квартир, переданных в муниципальную собственность, обнаружено несоответствие в нумерации и их фактического расположения в домах.

Согласно выписке из ЕГРП, предоставленной по запросу от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем жилого помещения является Муниципальное образование «Городской округ Черноголовка» Московской области (л.д.15,16).

После обращения в Администрацию Муниципального образования «Городского округа Черноголовка» Московской области с заявлением о заключении договора социального найма был получен ответ за от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в заключении договора социального найма занимаемого ею спорного жилого помещения было отказано по причине того, что жилые помещения в ведомственных домах Министерства обороны РФ предоставлялись военнослужащим, а также рабочим и служащим, работающим в воинских частях. Последние были обязаны освободить занимаемые жилые помещения после прекращения трудовых отношений с воинскими частями, т.е. жилые помещения им предоставлялись временно, а не в бессрочное пользование на основании ст. 10 ЖК РФ РСФСР (28-29).

На момент предоставления ФИО2 жилое помещение находилось в закрытом военном городке, оно не могло быть предоставленное ему и членам его семи на условиях социального найма. При этом ФИО2 в рамках отселения из закрытого военного городка в 2020 году был выплачен государственный жилищный сертификат. ФИО3 ПавЛ. на основании решения ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено бесплатно в собственность жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.22-25,26-27).

При этом ответчик сослался на ч. 5 ст. 100 и ч.ч.2-4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется.

Согласно выписке из ЕГРП, правообладателем спорного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ является Муниципальное образование «Городской округ Черноголовка» Московской области. Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда отсутствуют.

Таким образом, спорное жилое помещение не имеет статуса служебного.

Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права - право хозяйственного ведения, право оперативного управления на спорную квартиру подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.

В соответствии с ч,2 ст.92 ЖК РФ, пп. «а» п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42), использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному Фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Кроме того, согласно указаниям начальника Службы расквартирования и обустройства МО РФ от 24.04.2007 г. № 155/4/694 об утверждении Порядка включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, использование жилых помещении в качестве специализированного жилого помещения предусматрено только после отнесения его к определенному виду жилых помещений с обязательной регистрацией и внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 указанной статьи устанавливает, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде специального использования один раз.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если приватизация данного жилого помещения не противоречит Закону Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Исходя из смысла указанных норм Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Ранее в приватизации жилого помещения истец не участвовала. Квартира, в которой она зарегистрирована и проживает в настоящее время, не находится на территории закрытого военного городка, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии. Таким образом, ограничений для приватизации спорной квартиры законом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрация Муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: