ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1694/18 от 31.01.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2-217/2019

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

31 января 2019 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.

при секретаре Булыгиной Т.И.

с участием: истца Конона С.В., представителей ответчика Зюбанова А.Г., Никольской Н.Г., действующих по доверенности от 30.01.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конона Сергея Витальевича к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконными действий работодателя, взыскании денежных выплат, компенсации за задержку выплат,

УСТАНОВИЛ:

Конон С.В. обратился в суд с иском к Следственному комитету РФ о признании незаконными действий работодателя, взыскании денежных выплат, компенсации за задержку. В обоснование указал, что в соответствии с трудовым договором от 12.02.2008 № 296 и приказом Председателя СК РФ поступил на федеральную государственную службу в СК РФ и проходил ее на разных должностях. Приказом Председателя СК РФ от 29.03.2012 назначен на должность помощника руководителя следственного управления СК РФ по ДФО (с дислокацией в г. Хабаровске). В связи с проводимым организационно-штатными мероприятиями приказом от 10.09.2014 назначен на должность помощника руководителя шестого следственного управления (с дислокацией в г. Хабаровске) Главного следственного управления СК РФ с освобождением от ранее занимаемой должности. Приказом от 08.08.2017 освобожден от замещаемой должности и уволен из СК РФ 11.10.2017 по сокращению штата работников. 19.03.2018 Кировским районным судом г. Хабаровска было отказано в удовлетворении требований истца к ответчику о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда, частично удовлетворено требование о взыскании компенсации за задержку причитающихся к выплате сумм – денежного содержания и иных выплат, всего в сумме 343 902,79 руб. при увольнении 11.10.2017, выходного пособия в размере среднего месячного заработка за период с 12.10.2017 по 11.12.2017 в размере 235 425,85 руб.

Указывает, что ответчиком со значительным опозданием выплачен средний месячный заработок в сумме 235425,85 за период трудоустройства за второй месяц (с 12.11.2017 по 11.12.2017). Денежные средства перечислены 15.02.2018, получены истцом только 19.02.2018, просрочка составила 68 дней, сумма процентов по задолженности 8 306,60 руб. Средний месячный заработок за третий месяц (с 12.12.2017 по 11.01.2018) в сумме 190 582,92 перечислен 28.03.2018, получен истцом 29.03.2018, просрочка 78 дней, сумма процентов – 7521,67 руб.

21.02.2018 и 12.04.2018 истцом в Следственный комитет РФ направлены претензии с требованием о выплате денежной компенсации за задержку причитающихся выплат, в удовлетворении которых было отказано.

03.10.2017 истец обратился с письменным заявлением на имя работодателя с требованием об отмене приказа от 08.08.2018 и определении даты освобождения от должности и увольнения 16.10.2017, т.е. первый рабочий день после окончания отпуска; до принятия окончательного решения об увольнении выплатить денежное содержание за период работы с 08.08.2017 по 25.08.2017, выплатить денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 17 дней за 2016 г., возместить расходы по оплате проезда в 2017 г. к месту проведения ежегодного оплаячивае6мого отпуска за 2016 г. и обратно, обеспечить полным комплектом форменной одежды в соответствии с установленными нормами и выплатить денежную компенсацию за не выданную за период службы форменную одежду, выплатить материальную помощь в размере 2х должностных окладов и доплат за специальное звание, оказать материальную помощь, ранее не оказанную, в связи с рождением сына – ФИО, ДАТА; выплатить предусмотренную при награждении 20.08.2014 медалью Следственного комитета «Ветеран следственных органов» денежную премию, выплатить выходное пособие, как имеющему право на пенсионное обеспечение и полную выслугу более 20 календарных лет, выплатить денежную компенсацию за неиспользованную часть дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день за 2012, 2013, 2014 гг. в количестве 6 календарных дней по должности помощника руководителя СУ в соответствии с приказом от 30.09.2011 № 138, выплатить денежную компенсацию за неиспользованную часть отпуска за 2011-2015 гг. в количестве 5 календарных дней (проезд к месту проведения отпуска и обратно). В удовлетворении всех требований, кроме возмещения расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно, истцу было отказано.

Просит взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц (с 12.11.2017 по 11.12.2017) в размере 8306,60 руб., компенсацию за задержку выплаты среднего месячного заработка за третий месяц трудоустройства (с 12.12.2017 по 11.01.2018) в размере 7521,67 руб., материальную помощь в размере двух должностных окладов и доплат за специальное звание в соответствии с Положением о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам СК РФ, утв. приказом Председателя СК РФ от 08.08.2016 № 71 в сумме 51 134,76 руб.; материальную помощь в связи с рождением сына в сумме 30 000 руб., денежную премию в размере 1 должностного оклада при награждении 20.08.2014 медалью «Ветеран следственных органов» в сумме 21130,07 руб., выходное пособие в размере 5 должностных окладов с доплатой за специальное звание в размере 127 836,90 руб., денежную компенсацию за неиспользованную часть дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день за 2012, 2013, 2014 гг. в сумме 47022,36 руб.; денежную компенсацию за неиспользованную часть отпуска за 2011-2015 гг. в размере 39 185,30 руб., денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за 2016 г. в размере 133230,02 руб., денежное содержание за период работы с 08.08.2017 по 25.08.2017 в размере 127546,02 руб., денежную компенсацию за не выданную за период службы с 12.02.2008 по 11.10.2017 форменную одежду, а также возложить на ответчика обязанность обеспечить истца 1 полным комплектом форменной одежды установленного образца.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований к ответчику в части взыскания денежной компенсации за неиспользованную часть отпуска за 2011-2015 гг. в количестве 5 календарных дней (проезда к месту проведения отпуска и обратно), производство по делу в данной части прекращено определением суда от 31.01.2019.

В ходе рассмотрения дела истцом требования в части выплаты компенсации за не выданную в период службы форменную одежду неоднократно уточнялись. В окончательной редакции просил взыскать компенсацию в размере 310 506 руб., требования о обеспечении комплектом форменной одежды в соответствии с установленными нормами, не поддерживает.

В судебном заседании Конон С.В. исковые требования с учетом уточнений, в том числе отказа от части требований, поддержал, просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Также уточнил, что материальную помощь за специальное звание в соответствии с Положением о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам СК РФ, утв. приказом Председателя СК РФ от 08.08.2016 № 71 просит взыскать в размере одного должностного оклада. Дополнительно пояснил, что в возражениях ответчик указывает, что часть предъявленных требований уже была предметом рассмотрения в рамках гражданского дела № 2-45/2018, что не соответствует действительности, поскольку указанные требования в рамках того дела не рассматривались. Считает, что ответчиком неправомерно отказано в выплате выходного пособия при увольнении, как имеющему выслугу лет, поскольку ранее при получении выходного пособия в размере 20 окладов при увольнении из органов Военной прокуратуры оклад истца был меньше на 14%, соответственно ответчик при увольнении истца из органов прокуратуры должен доплатить разницу в окладах. Кроме того, указал, что ответчиком приказ об отпуске с 08.08.2017 по 10.08.2017 издан 02.08.2017, тогда как заявление на данный отпуск истцом написано 03.08.2017. Также дополнил, что с задержкой предоставил бывшему работодателю документы для выплаты пособия на период трудоустройства, в связи с поздним получением трудовой книжки и нахождением с 06.02.2018 по 15.02.2018 на больничном.

Представители ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым указали, что Положение об обеспечении форменной одеждой сотрудников Следственного комитета РФ не содержит требований по обязательному ношению форменной одежды гражданами, уволенными со службы в Следственном комитете, предоставляя только право на ее ношение, реализуемое на основании их волеизъявления, и осуществляющееся из числа ранее полученных в установленном порядке предметов. В период службы с 2012 по 2014 годы С.В. Конон обеспечивался форменной одеждой по нормам обеспечения и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующие годы. Следственному комитету предоставлено право разрешать в отдельных случаях выплату денежной компенсации взамен предусмотренной форменной одежды. Однако нормативные правовые акты, обязывающие Следственный комитет производить выплату соответствующей компенсации, отсутствуют.

Вопреки утверждению истца, при увольнении ему произведена выплата материальной помощи в размере должностного оклада и доплаты за специальное звание. Так, выплата материальной помощи в размере должностного оклада и доплаты за специальное звание была произведена С.В. Конону на основании приказа от 02.08.2017 № 408-кца/о при уходе его в очередной отпуск в период с 08.08.2017 по 10.10.2017. Вторая выплата материальной помощи производится по итогам 4-го квартала текущего года. С.В. Конон уволен со службы с 11.10.2017, т.е. до истечения четвертого квартала 2017 года, когда вторая выплата материальной помощи еще не была начислена и могла быть произведена только на основании личного обращения сотрудника о её начислении и выплате. Однако в Следственный комитет обращение С.В. Конона об осуществлении этой выплаты не поступало, в связи с чем, основания для её производства отсутствовали.

Выплата сотруднику материальной помощи в случае рождения ребенка (как и в случае других особых жизненных обстоятельств) является не обязанностью работодателя (Следственного комитета), а правом, которое может быть реализовано только при наличии экономии фонда оплаты труда. Кроме того, решение о выплате такого рода материальной помощи принимается на основании мотивированного заявления сотрудника, согласованного соответствующим финансовым подразделением центрального аппарата, следственного органа и организации Следственного комитета в пределах средств фонда оплаты труда, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня наступившего события (в данном случае со дня рождения ребенка). Заявление С.В. Конона об оказании материальной помощи в связи с рождением ребенка поступило в Следственный комитет по истечении времени, превышающего установленный для выплаты материальной помощи в связи с рождением ребенка срок. С учетом данных обстоятельств в её выплате ему было обоснованно отказано с разъяснением причин такого отказа.

Приказом Следственного комитета от 20.08.2014 № 315 С.В. Конон награжден медалью Следственного комитета «Ветеран следственных органов». В соответствии с Положением о наградах Следственного комитета России, утверждённого приказом Следственного комитета России от 15.07.2011 № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», одновременная с вручением данной медали выплата денежного вознаграждения не предусмотрена, в связи с чем соответствующая выплата С.В. Конону не производилась. Ссылка истца на приказ Следственного комитета № 53 «О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации», изданный 23.06.2014, в данном случае не обоснована, поскольку указанный приказ вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. с 25.10.2014, соответственно по истечению более двух месяцев со дня издания приказа о награждении С.В. Конона медалью «Ветеран следственных органов». С учетом изложенных обстоятельств, оснований для выплаты единовременного денежного вознаграждения при награждении истца медалью «Ветеран следственных органов» не имелось, а его исковые требования в этой части не обоснованы.

Основания для выплаты С.В. Конону выходного пособия в связи с его увольнением из органов Следственного комитета по сокращению штата сотрудников, как имеющему право на пенсионное обеспечение и соответствующую выслугу, отсутствуют, поскольку согласно параграфу 10 приказа от 12.11.2007 № 128 военной прокуратуры Дальневосточного федерального округа С.В. Конону произведена выплата выходного пособия в размере 20 окладов денежного содержания, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При увольнении из органов Следственного комитета данная выплата была учтена в соответствии с требованиями ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

При увольнении Конону С.В. выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска: ежегодный оплачиваемый в размере 40 дней за 2017 г. и дополнительный за ненормированный рабочий день за 2017 г. в размере 8 дней. Кроме того, в материалы дела представлены приказы о предоставлении Конону С.В. отпусков (ежегодного и дополнительного + дни, затраченные на проезд) за периоды работы с 2015 по 2017 гг. Иные выплаты за неиспользованные отпуска не производились в связи отсутствием сведений о таковых, в том числе о неиспользованной части дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день за 2012-2014 и 2011-2015 годы, а также неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 17 дней за 2016 год, т.е. выплаты произведены в полном объеме за документально подтвержденные фактические периоды.

На основании заявления С.В. Конона, 02.08.2017 Следственным комитетом издан приказ № 408-кца о предоставлении С.В. Конону ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков в период с 08.08.2017 по 10.10.2017. По просьбе С.В. Конона, изложенной в заявлении от 03.08.2017, его заявление от 20.07.2017 о предоставлении очередного отпуска осталось без реализации. Выписка из приказа Следственного комитета о предоставлении С.В. Конону отпуска в период с 28.08.2017 по 13.10.2017 направлена в шестое следственное управление Главного следственного управления Следственного комитета необоснованно в результате технической ошибки, поскольку к тому времени фактические обстоятельства изменились. С.В. Конону достоверно было известно об оставлении его заявления от 20.07.2017 о предоставлении ему очередного отпуска в период с 28.08.2017 без реализации и издании приказа о предоставлении ему отпуска в период с 08.08.2017 по 10.10.2017 на основании его собственного заявления о переносе даты начала отпуска. Из табеля учета рабочего времени за август 2017 г. следует, что, что с 8 по 31 августа 2017 года С.В. Конон находился в отпуске. Доводы истца о том, что он находился в указанный период на рабочем месте и исполнял служебные обязанности, опровергаются рапортом руководителя шестого следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета А.Г. Зюбанова от 13.10.2017. В связи с предоставлением Конону С.В. ежегодного отпуска с 08.08.2017 по 10.10.2017 и последующим увольнением, 03.08.2017 истцу было дано указание о передаче в срок до 08.08.2017 находящихся у него на исполнении дел и материалов, в том числе систематизации, формировании и сдаче секретного делопроизводства. Однако в установленный срок истец документы не сдал. Как он пояснил, имея свободный график посещения рабочего места и освобожденный от исполнения своих должностных обязанностей, он подготовит и передаст документы в удобное для него время. Учитывая предстоящее увольнение, руководитель следственного управления против этого не возражал, никаких указаний по поводу его нахождения в течение рабочего времени на рабочем месте в период нахождения в отпуске, а также поручений по исполнению каких-либо заданий, получении документов, содержащих охраняемую законом тайну, в уполномоченных органах и передачи их исполнителям, С.В. Конону не давалось. Подготовкой к передаче уполномоченному лицу документов, дел и материалов в период нахождения в отпуске С.В. Конон занимался исключительно по собственной инициативе.

Не могут быть признаны обоснованными требования Конона С.В. в части взыскания в его пользу процентов за несвоевременную выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства (с 12.11.2017 по 11.12.2017 и с 12.12.2017 по 11.01.2018). Так, заявления истца о выплате среднего заработка на период трудоустройства за второй и третий месяцы поступили в Следственный комитет 22.01.2018 и 05.03.2018 соответственно. По результатам рассмотрения заявлений перечислены: средний заработок за второй месяц – 15.02.2018, за третий месяц – 28.03.2018.

Кроме того, представитель ответчика заявил о том, что часть требований уже были предметом рассмотрения гражданского дела № 2-45/2018, а также о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Дополнили, что разночтения между заявлением Конона С.В. от 03.08.2017 на отпуск и приказом об отпуске от 02.08.2017 являются технической ошибкой. Истцом необоснованной заявлены требования о взыскании выходного пособия, а именно разницы в размере окладов 14%, поскольку действующим законодательством выплата разницы в окладах не предусмотрена. Также не обоснованы требования о взыскании процентов за просрочку выплаты пособия на период трудоустройства за второй и третий месяцы со ссылкой на ст. 236 ТК РФ. В данном случае подлежит применению ст. 178 ТК РФ, не устанавливающая сроки для выплаты указанного пособия. Данное пособие истцу выплачено после предоставления необходимых документов. Также не может быть поставлено работодателю в вину позднее предоставление истцом указанных документов в связи с несвоевременным получением трудовой книжки и нахождением на больничном.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПРК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 19.03.2018 и апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 21.06.2018 по гражданскому делу по иску Конона С.В. к СК РФ о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда, денежной компенсации за задержку выплат, вступившим в законную силу 21.06.2018 установлены следующие обстоятельства.

Конон С.В. с 12.02.2008 проходил службу в Следственном комитете РФ, с 29.03.2012 в должности помощника руководителя следственного управления следственного комитета РФ по ДФО (с дислокацией в г. Хабаровске), с 10.09.2014 в должности помощника руководителя шестого следственного управления (с дислокацией в г. Хабаровске) Главного следственного управления СК РФ.

На основании приказа Следственного комитета РФ № 460-кца от 08.08.2017г. Конон С.В. освобожден от замещаемой должности помощника руководителя шестого следственного управления (с дислокацией в городе Хабаровск) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и уволен из Следственного комитета Российской Федерации 11.10.2017 по сокращению штата работников, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Обосновывая рассматриваемые в данном гражданском деле требования, истец указывает, что ответчиком несвоевременно произведены выплаты среднего заработка за период трудоустройства за второй и третий месяцы, в связи с чем просит взыскать компенсацию за задержку выплат. Также указывает, что ответчиком не произведена выплата денежного содержания за период работы с 08.08.2017 по 25.08.2017, не выплачены компенсации частей неиспользованных отпусков за период работы, не выплачена материальная помощь в связи с рождением сына и материальная помощь в соответствии с Положением о выплате премий, не выплачена денежная премия при награждении медалью 20.08.2014, не выплачено выходное пособие с доплатой за специальное звание как работнику, имеющему право на пенсионное обеспечение и полную выслугу более 20 календарных лет, не выплачена компенсация за не выданную форменную одежду за период работы.

Разрешая заявленные требования в части взыскания процентов за задержку выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй и третий месяцы, суд полагает необходимым исходить из следующего.

Согласно положениям ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно, выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в: это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Однако по смыслу приведенной правовой нормы, в данном случае речь идет о выплатах, причитающихся работнику при увольнении после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Между тем, единый порядок выплаты компенсаций при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников организации устанавливается ст. 178 ТК РФ.

Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц не трудоустройства работника. Гражданин пользуется правом получить среднюю заработную плату за второй месяц после увольнения независимо от причин задержки в трудоустройстве.

Средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, организация выплачивает при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения – при наличии справки службы занятости, что соответственно предполагает необходимость обращения работника к бывшему работодателю с соответствующим заявлением.

Кроме того, названной статьей не предусмотрены сроки выплаты среднего заработка за фактическое количество дней не трудоустройства уволенного работника. Бывший работодатель не может заранее быть осведомлен, в течение какого именно времени уволенный работник не будет трудоустроен, в связи с чем, не может быть ограничен в сроках выплаты указанного вида выходного пособия.

Согласно сведениям, представленным отделом финансово-экономического управления Главного управления обеспечения деятельности Следственного комитета, заявления С.В. Конона о выплате среднего заработка на период трудоустройства за второй и третий месяц поступили в Следственный комитет 22.01.2018 и 05.03.2018 соответственно. По результатам рассмотрения данных заявлений С.В. Конону перечислен средний заработок за второй месяц на период трудоустройства в сумме 235 425 руб. 85 коп. - 15.02.2018, а также третий месяц на тот же период в сумме 190 582 руб. 92 коп. - 28.03.2018.

Таким образом, причитающиеся согласно статье 178 Трудового кодекса суммы в качестве среднего заработка на период трудоустройства после увольнения из органов Следственного комитета Конону С.В. выплачены в полном соответствии с федеральным законодательством и без нарушения каких-либо сроков выплат.

С учетом изложенного, исковые требования С.В. Конона в указанной части удовлетворению не подлежат.

В части требований о взыскании материальной помощи в размере одного должностного оклада и доплат за специальное звание, предусмотренной п. 2 и п. 21 Положения о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации", утв. Приказом СК России от 08.08.2016 N 71, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации", утв. Приказом СК России от 08.08.2016 N 71, при формировании фонда оплаты труда на год предусматриваются средства на выплату материальной помощи - в размере двух должностных окладов с доплатой за специальное звание.

Материальная помощь сотрудникам Следственного комитета выплачивается в пределах фонда оплаты труда: при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск по их письменному заявлению; в течение календарного года на основании приказов Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета; в связи с особыми жизненными обстоятельствами, непредвиденными событиями, предусмотренными пунктом 22 настоящего Положения, на основании заявления сотрудника по решению Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета (п. 19).

В силу п. 21 Положения, выплата материальной помощи в течение календарного года на основании приказов Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета производится в размере должностного оклада и доплаты за специальное звание в 4 квартале текущего года.

Право на получение материальной помощи, указанной в настоящем пункте, у сотрудника возникает по истечении шести месяцев непрерывной службы в системе Следственного комитета.

Сотрудникам, прослужившим более шести месяцев в системе Следственного комитета, материальная помощь может быть выплачена в течение календарного года в другое время по его письменному заявлению на основании приказа соответствующего руководителя.

При увольнении в течение календарного года сотрудника, прослужившего более шести месяцев в системе Следственного комитета, выплата материальной помощи, указанной в настоящем пункте, производится по его письменному заявлению на основании приказа соответствующего руководителя об освобождении от замещаемой должности и увольнении из Следственного комитета.

Таким образом, одна выплата указанной материальной помощи производится при уходе сотрудника в очередной отпуск (в любую из выбранных сотрудником частей), а вторая - по итогам 4-го квартала текущего года.

На основании приказа от 08.08.2017 Конон С.В. был освобожден от занимаемой должности с увольнением со службы 11.10.2017, т.е. до истечения четвертого квартала 2017 года, когда вторая выплата материальной помощи еще не была начислена и могла быть произведена только на основании личного обращения сотрудника о её начислении и выплате. Приказ об освобождении истца от занимаемой должности и увольнении сведений о выплате материальной помощи не содержит.

Заявление Конон С.В. о выплате материальной помощи по п. 2, 21 Положения датировано 04.10.2017, по показаниям истца направлено работодателю посредством факсимильной связи, однако сведений о его получении ответчиком материалы дела не содержат.

Таким образом, оснований для выплаты ответчиком истцу материальной помощи не имелось.

Разрешая заявленное требование в части взыскания материальной помощи в связи с рождением ребенка - ФИО, ДАТА г.р., суд полагает необходимым исходить из следующего.

Вопросы оказания материальной помощи сотрудникам СК РФ регулируются Положением о порядке выплате премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам СК РФ, утвержденным приказом СК РФ от 08.08.2016 № 71. На момент рождения у истца сына данные вопросы регулировались Положением о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год, единовременного поощрения, денежной премии и оказания материальной помощи сотрудникам СК РФ, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных званий, утв. приказом Председателя СК РФ от 17.01.2011 № 4/1-ф.

Как следует из данных ведомственных нормативных актов, материальная помощь сотрудникам ведомства в связи с особыми жизненными обстоятельствами, непредвиденными событиями может оказываться при наличии экономии фонда оплаты труда.

Как следует из ответа СК РФ от 25.08.2017 (л.д. 69-72), в 2015 г. расходы СК РФ были сокращены, в связи с чем, экономия фонда оплаты труда отсутствовала. В связи с изложенным, заявление Конон С.В., равно как и других обратившихся, об оказании материальной помощи, выплачиваемой за счет экономии, реализовано не было.

С 17.09.2016 вступило в силу Положение, согласно которому материальная помощь в связи с особыми жизненными обстоятельствами, непредвиденными событиями может оказываться, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня наступления соответствующего события.

С учетом изложенного, заявление Конон С.В. от 17.07.2017 о предоставлении материальной помощи в связи с событием, произошедшим 26.06.2011, за счет средств фонда экономии оплаты труда, образовавшегося в 2016 г., было отклонено в ввиду нецелесообразности.

Таким образом, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца материальной помощи в связи с рождением ребенка.

Разрешая заявленные требования в части взыскания денежной премии при награждении медалью «Ветеран следственных органов» 20.08.2014, суд полагает необходимым исходить из следующего.

Приказом Следственного комитета РФ от 23.06.2014 № 53 утверждена Инструкция об организации работы по применению поощрений и награждений в СК РФ.

В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральный органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок.

Приказ СК РФ от 23.06.2014 № 53 опубликован в «Российской газете» 15.10.2014, началом действия определено 26.10.2014.

С учетом изложенного, ввиду того, что истец был награжден медалью до вступления в силу указанного приказа, основания для выплаты ему премии отсутствуют.

Разрешая требование в части взыскания с ответчика предусмотренного частями 15, 15 ст. 35 ФЗ «О Следственном комитете РФ» выходного пособия, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 года N 403 "О Следственном комитете Российской Федерации" сотрудникам Следственного комитета, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, при увольнении в связи с выходом на пенсию выплачивается выходное пособие.

В соответствии с пп. 4 п. 17 ст. 35 Закона, при выслуге 20 и более календарных лет подлежит выплате выходное пособие в размере 20 должностных окладов (окладов по должности) с доплатой за специальное звание или с окладом по воинскому званию.

Согласно ч. 18 ст. 35 Закона N 403-ФЗ сотрудникам Следственного комитета, повторно поступившим на службу в Следственный комитет, при увольнении выходное пособие выплачивается с зачетом ранее выплаченных пособий, исчисляемых в должностных окладах (окладах по должности) с доплатой за специальное звание (с окладами по воинскому званию).

В силу ч. 9 ст. 45 Федерального закона N 403-ФЗ, до издания соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ, касающихся деятельности Следственного комитета, действуют нормативные правовые акты Правительства РФ, регулирующие деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Согласно пункту 3.4 указанного Положения, в случае повторного приема на службу лиц, уволенных из органов и организаций (учреждений) прокуратуры после 1 января 1996 г., выходное пособие выплачивается исходя из общей выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 настоящего Положения на день последнего увольнения, с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы, в том числе из других органов.

Судом установлено, что при увольнении из органов военной прокуратуры Конону С.В. было выплачено выходное пособие в размере 20 окладов денежного содержания, т.е. в максимальном размере. Аналогичный размер выходного пособия предусмотрен ч. 17 ст. 35 ФЗ «О Следственном комитете РФ».

С учетом приведенных норм права, оснований для взыскания выходного пособия в соответствии с ч. 15-17 ст. 35 ФЗ «О Следственном комитете РФ» с ответчика в пользу истца суд не усматривает.

Доводы истца о том, что ему должна была быть выплачена разница в окладах в размере 14% не имеют правового значения, поскольку действующим законодательством выплата указанного пособия предусмотрена именно в окладах, а оплата разницы в окладах не предусматривается.

Разрешая требования относительно невыплаты компенсации за неиспользованную часть дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день за 2012 г., 2013 г., 2014 г. в количестве 6 календарных дней; компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 17 дней за 2016 г. суд полагает необходимым исходить из следующего.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" по письменному заявлению сотрудника Следственного комитета с разрешения руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета допускается разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. В отдельных случаях по письменному заявлению сотрудника Следственного комитета с разрешения руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета ежегодный оплачиваемый отпуск за календарный год может быть предоставлен в следующем году.

В силу ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Как следует из пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, невыплата компенсации за неиспользованную часть дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день за 2012 г., 2013 г., 2014 г. в количестве 6 календарных дней связана с предоставлением истцу отпуска в данные периоды по должности помощника руководителя в меньшем размере (10 календарных дней), чем предусмотрено ведомственными актами Следственного комитета (12 календарных дней).

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка Следственного комитета РФ, утвержденными приказом Следственного комитета Российской Федерации от 30.09.2011 № 138, право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день в количестве 12 дней имеют помощники руководителей главных управлений (главных следственных управлений) и управлений в составе главных следственных управлений центрального аппарата.

Как следует из приказа № 243-кца от 29.03.2012, Конон С.В. был назначен на должность помощника руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по ДФО (с дислокацией в г. Хабаровск), соответственно имел право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день в количестве 10 дней.

Из приказов о предоставлении отпуска от 30.01.2013, от 06.06.2013, от 26.03.2015 (л.д. 14-16, 17-19, 23-26) следует, что Конону С.В. были предоставлены: дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 10 календарных дней за период работы 2010-2011 гг., за период работы 2012-2013 гг., за период работы 2013-2014 гг.

Право на предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в количестве 12 календарных дней у Конона С.В. возникло с момента назначения 10.09.2014 на должность помощника руководителя шестого следственного управления (с дислокацией в г. Хабаровск) Главного следственного управления Следственного комитета РФ. Данное право было реализовано, что подтверждается выписками о предоставлении отпуска.

Относительно требований истца о взыскании компенсации за не предоставленные 17 дней ежегодного оплачиваемого отпуска за 2016 г., усматривается, что на основании приказов об отпуске от 16.06.2016, от 18.01.2017 и от 02.08.2017 ежегодный оплачиваемый отпуск Конону С.В. был предоставлен в полном объеме.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания компенсации за неиспользованные части отпусков за период работы не имеется.

Разрешая заявленные требования в части обеспечения истца форменной одеждой и взыскании компенсации за не выданную в период службы форменную одежду, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона 28.12.2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ" (далее по тексту - ФЗ "О Следственном комитете РФ") сотрудники Следственного комитета обеспечиваются форменной одеждой в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 года N 1088 "Об обеспечении форменной одеждой сотрудников Следственного комитета РФ" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 1088) утвержден порядок и нормы обеспечения сотрудников Следственного комитета форменной одеждой.

Целью обеспечения форменной одеждой сотрудников Следственного комитета РФ является создание условий для соблюдения законодательства РФ, в соответствии с которым ношение форменной одежды обязательно во время участия сотрудников в судебных заседаниях и в других случаях официального представительства.

В Положении об обеспечении форменной одеждой сотрудников Следственного комитета Российской Федерации указано, что первичная выдача форменной одежды сотрудникам Следственного комитета производится при присвоении им первого специального звания. При первичной выдаче форменной одежды сотрудники Следственного комитета обеспечиваются всеми предметами полагающейся им форменной одежды. Последующая выдача форменной одежды сотрудникам Следственного комитета осуществляется путем обеспечения отдельными предметами форменной одежды, срок носки которых истек. Срок носки предметов форменной одежды исчисляется с момента их фактической выдачи.

В соответствии с п. 213 Положения об особенностях бюджетного учета в системе Следственного комитета (учетная политика), утвержденного Приказом Следственного комитета от 15.10.2013 № 114-ф, выдача форменной одежды осуществляется по рапорту сотрудника Следственного комитета руководителю следственного органа.

Как следует из справки № спрск-230-22-19 от 17.01.2019, в период службы 2012-2014 гг. Конон С.В. обеспечивался форменной одеждой по нормам обеспечения и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующие годы.

Согласно заявлению Конон С.В. от 03.10.2017, за время службы он был обеспечен:

- 10.01.2014 – 1 брюки, 1 китель, 1 рубашка синего цвета с длинным рукавом, туфли и 2 пары носков;

04.08.2015 – по 1 комплекту летней и зимней полевой формы (без шапки меховой), галстук, туфли, 3 пары носков, фуражка и 3 рубашки (л.д. 56).

Так, 03.10.2017 истец обратился с заявлением на имя руководителя Следственного комитета РФ об обеспечении форменной одеждой, уволен со службы 11.10.2017. Истцом не был соблюден необходимый порядок подачи соответствующего рапорта на имя руководителя следственного органа, в котором он проходил службу, соответственно, своевременно, т.е. до увольнения со службы, разрешить вопрос об обеспечении Конона С.В. форменным обмундированием не представилось возможным.

Положение об обеспечении форменной одеждой сотрудников Следственного комитета Российской Федерации не содержит требований по обязательному ношению форменной одежды гражданами, уволенными со службы, предоставляя только право на ее ношение, реализуемое на основании их волеизъявления. При этом ношение форменной одежды гражданами, уволенными со службы, осуществляется за счет ранее полученных в установленном порядке предметов.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 года N 1088 "Об обеспечении форменной одеждой сотрудников Следственного комитета Российской Федерации" Следственному комитету Российской Федерации предоставлено право разрешать в отдельных случаях выплату денежной компенсации взамен предусмотренной форменной одежды.

Установлено, что в системе Следственного комитета Российской Федерации отсутствует акт, устанавливающий отдельные случаи выплаты денежной компенсации взамен выдачи форменной одежды сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, а также не установлен порядок выплаты такой компенсации.

Из буквального толкования вышеприведенного пункта Постановления Правительства следует, что предоставление компенсации взамен форменной одежды является правом, а не обязанностью Следственного комитета Российской Федерации, а поскольку если он не установил отдельные случаи, в которых производится выплата компенсации взамен форменной одежды, то на него невозможно возложить такую обязанность. Разрешение Следственного комитета РФ на выплату денежной компенсации взамен форменного обмундирования истцом получено не было.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания денежной компенсации за форменное обмундирование в пользу истца не имеется.

Разрешая заявленное требование о взыскании денежного содержания за период работы с 08.08.2017 по 25.08.2017, суд приходит к следующему.

20.07.2017 Кононом С.В. на имя работодателя было подано заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 28.08.2017 за период с 12.02.2016 по 11.02.2017 продолжительностью 33 календарных дня и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день за тот же период продолжительностью 12 календарных дней, а также 2 дополнительных дня на проезд к месту проведения отпуска и обратно в 2016 г. – всего по 13.10.2017 с выплатой материальной помощи (л.д. 87).

03.08.2017 от истца поступило заявление о предоставлении указанного отпуска с 08.08.2017 – всего по 10.10.2017, а ранее поданное заявление от 20.07.2017 – оставить без рассмотрения и реализации (л.д. 89).

Как следует из приказа № 408-кца/о от 02.08.2017, Конону С.В. за период работы 2016-2017 гг. предоставлен ежегодный отпуск продолжительность 62 дня (ежегодный 50 дней + дополнительный 12 дней) с 08.08.2017 по 08.10.2017, а также дополнительные дни 09.10.2017 и 10.10.2017 в качестве компенсации за время, затраченное на проезд к месту проведения отпуска и обратно в 2016 г., всего 64 календарных дня с выплатой материальной помощи.

Из ответа Следственного комитета РФ № 218/1-119-17/152813 от 27.10.2017 на обращения Конона С.В. следует, что заявление о переносе даты начала отпуска поступило в сроки, не позволившие бухгалтерии своевременно произвести расчет и выплату отпускных. Доводы, изложенные в претензии, о том, что истцу не была известна дата начала отпуска, не соответствуют действительности, поскольку данная дата была указана в заявлении о переносе даты начала отпуска. Этот факт подтверждается также табелем учета рабочего времени и расчета заработной платы за август 2017 г., из которых следует, что с 08.08.2017 по 31.08.2017 Конон С.В. находился в отпуске. Из рапорта руководителя шестого следственного управления (с дислокацией в г. Хабаровск) Главного следственного управления усматривается, что причина, по которой Конон С.В. находился на рабочем месте в период указанного отпуска, обусловлена сдачей должности и служебной документации перед увольнением со службы, что истцом до отпуска сделано не было. Выписка из приказа № 408-кца/о от 02.08.2017г. о предоставлении Конону С.В. отпуска с 28.08.2017 по 13.10.2018 была направлена в адрес шестого следственного управления ошибочно (т.1 л.д. 83-84).

С учетом изложенного, судом не усматривается оснований для взыскания денежного содержания за период работы с 08.08.2018 по 25.08.2018, поскольку судом установлено, что в данный период истец находился в ежегодном отпуске.

Пояснения истца о том, что приказ о предоставлении отпуска издан до даты написания им заявления, с учетом полученных от представителя ответчика пояснений, судом признается в качестве технической ошибки. При этом ошибочное указание в приказе даты не влияет на фактическую дату начала отпуска, оплата за который была произведена в полном объеме.

Таким образом, действия ответчика, связанные с отказом Конону С.В. в обеспечении форменной одеждой и производстве вышеуказанных денежных выплат, являются законными.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд за защитой своих прав не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Так, истец был уволен со службы в Следственном комитете РФ с 11.10.2017. Исковое заявление о взыскании причитающихся при увольнении выплат поступило в суд 10.10.2018, т.е. в период годичного срока, установленного ч. 2 ст. 392 ТК РФ.

Таким образом, с учетом пояснений сторон, выслушанных в судебном заседании, исследованных письменных доказательств, а также установленных по делу обстоятельств, оснований для удовлетворения требований истца в рамках настоящего гражданского дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Конона Сергея Витальевича к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконными действий работодателя, взыскании денежных выплат, компенсации за задержку, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31.01.2019.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, Судья: Е.Ю. Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела №2-217/2019 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь: Т.И.Булыгина