ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1694/19 от 20.09.2019 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело 2-1694/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2019 г. г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Д.И. Юнусова,

при секретаре А.С. Алатарцевой,

с участием представителя истца Д.В.Кужман,

представителя ответчика ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Оренбурга в интересах Оренбургской области в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области к ФИО3, ФИО4, ФИО5, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная детская клиническая больница», ФИО2 о признании торгов недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Центрального района г. Оренбурга обратился в суд с указанным иском в интересах Оренбургской области в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, мотивируя свои требования тем, что по результатам торгов, проведенных 12.12.2018 года в форме открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» и ФИО6 24.12.2018 года заключен договор купли-продажи автомобиля № 01/2018. Проверкой установлено, что при проведении открытого аукциона от 12.12.2018 года допущены существенные нарушения и, соответственно, торги и заключенный договор по его результатам являются недействительными. Распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 2875-р от 26.10.2018 года ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» согласована сделка по отчуждению автомобиля ГАЗ-3102, 2007 г.выпуска, VIN , модель, № двигателя , шасси № отсутствует, кузов , цвет айсберг, регистрационный знак инвентарный . На официальном сайте torgi.gov.ru ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» в разделе сайта «Продажа государственного и муниципального имущества» 0.11.2018 года опубликовано извещение № 021118/23401529/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиля ГАЗ-3102, 2007 г.выпуска, VIN . Также 04.11.2018 года на официальном сайте torgi.gov.ru опубликована аукционная документация. Изучением аукционной документации, размещенной на сайте torgi.gov.ru, установлено, что аукцион по реализации государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница», проводится в соответствии со ст. 447 ГПК РФ, федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса». Однако указанные Правила не регулируют порядок продажи государственного и муниципального имущества. Порядок продажи государственного и муниципального имущества регулируется ГК РФ, федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 года № 585. Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе определяется порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества. Аукционная документация на право заключения договора купли-продажи автомобиля ГАЗ-3102, закрепленного за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» на праве оперативного управления составлена не в соответствии с требованиями федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». На основании изложенного просит суд признать недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона 12.12.2018 года на право заключения договора купли-продажи государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиля ГАЗ-3102 VIN . Признать недействительным договор купли-продажи автомобиля № 01/2018 от 24.12.2018 года, заключенный между ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» и ФИО6 Применить последствия недействительности сделки в виде обязания ФИО6 передать по акту приема-передачи ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиль ГАЗ-3102 VIN , модель, № двигателя шасси № отсутствует, кузов , цвет айсберг, регистрационный знак , инвентарный .

Также прокурор Центрального района г. Оренбурга обратился с аналогичными исками, просил признать недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона 12.12.2018 года на право заключения договора купли-продажи государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиля ГАЗ-322132, 2001 г.выпуска, VIN Признать недействительным договор купли-продажи автомобиля № 02/2018 от 24.12.2018 года, заключенный между ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» и ФИО4 Применить последствия недействительности сделки в виде обязания ФИО6 передать по акту приема-передачи ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиль ГАЗ-322132, 2001 г.выпуска, VIN модель, № двигателя *, шасси , кузов , цвет снежно-белый, регистрационный знак инвентарный . Признать недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона 12.12.2018 года на право заключения договора купли-продажи государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиля ВАЗ-21310, 2005 г.выпуска, VIN , регистрационный знак . Признать недействительным договор купли-продажи автомобиля № 04/2018 от 24.12.2018 года, заключенный между ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» и ФИО5 Применить последствия недействительности сделки в виде обязания ФИО5 передать по акту приема-передачи ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» автомобиль ВАЗ-21310, 2005 г.выпуска, VIN , модель, № двигателя , шасси № отсутствует, кузов , цвет сине-зеленый, регистрационный знак инвентарный .

Вышеуказанные гражданские дела судом были объединены в одно производство.

Определением суда производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части требований прокурора Центрального района г. Оренбурга о признании договоров купли-продажи недействительными, применении последствий недействительности сделок, в связи с отказом прокурора от данной части заявленных требований.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Центрального района г. Оренбурга Кужман Д.В. заявленные требования поддержал, с учетом уточнений, указал, что ущерб области не причинен, тем не менее, при проведении торгов в аукционной документации были указаны положения законов, которые не применяются при продаже государственного или муниципального имущества. Аукционная документация была составлена не в соответствии с требованиями ФЗ, в силу чего не были соблюдены требования закона и установленный законом порядок проведения торгов.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, указал, что автомобиль в настоящее время продан на запчасти и утилизирован.

Представитель ответчика ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» - ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований.

В судебное заседание ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания по делу.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 12.12.2018 года состоялись торги, проведенные в форме открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Областная детская клиническая больница».

По результатам проведения торгов ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» был заключены следующие договоры купли-продажи:

- № 01/2018 от 24.12.2018 года с ФИО6, согласно которому произведено отчуждение автомобиля ГАЗ-3102, 2007 г.выпуска, VIN , модель, № двигателя шасси № отсутствует, кузов , цвет айсберг, регистрационный знак инвентарный ;

- № 02/2018 от 24.12.2018 года с ФИО4, согласно которому произведено отчуждение автомобиля ГАЗ-322132, 2001 г.выпуска, VIN , модель, № двигателя шасси , кузов , цвет снежно-белый, регистрационный знак , инвентарный ;

- № 04/2018 от 24.12.2018 года с ФИО5, согласно которому произведено отчуждение автомобиля ВАЗ-21310, 2005 г.выпуска, VIN модель, № двигателя шасси № отсутствует, кузов , цвет сине-зеленый, регистрационный знак , инвентарный .

Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, прокурор Центрального района г. Оренбурга указывает, что ГБУЗ «Областная детская клиническая больница» был нарушен порядок проведения торгов, а именно, аукцион по реализации государственного имущества проводился в соответствии со ст. 447 ГПК РФ, федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Однако указанные Правила не регулируют порядок продажи государственного и муниципального имущества. Порядок продажи государственного и муниципального имущества регулируется ГК РФ, федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 года № 585.

В соответствии с ч. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов

В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 данного Кодекса.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Исходя из смысла данной статьи, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать лишь нарушение процедуры (правил) проведения торгов. Причем основанием для признания торгов недействительными является не всякое нарушение процедуры, а только установленное законом и повлекшее нарушение прав заинтересованного лица.

По правилам ст. 166, 168 ГК РФ требование о признании сделки недействительной может быть предъявлено не любым лицом, а только заинтересованным, чьи права или законные интересы нарушены или могут быть нарушены в результате совершения сделки.

Из содержания ст. 166 ГК РФ усматривается, что заинтересованным лицом в данном случае можно считать лишь лицо, чьи права будут восстановлены в случае приведения сторон недействительной сделки в первоначальное положение.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежала обязанность доказать не только нарушение правил проведения торгов, но и то, что именно вследствие таких нарушений торги являются недействительными, а ее права и законные интересы тем самым нарушены.

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку прокурором Центрального района г. Оренбурга не представлено доказательств того, какие права и законные интересы Оренбургской области в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области были нарушены проведением торгов. Также суд приходит к выводу, что такой способ защиты права, как признание торгов недействительными не может быть применен, поскольку не представлено доказательств того, что права Оренбургской области в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области могут быть восстановлены.

Прокурор Центрального района г. Оренбурга обращаясь в суд с иском в защиту интересов Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, как лица, не участвовавшие в торгах, но заявляющие иск о признании торгов и сделки в результате этих торгов недействительными, не доказали наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска. Они не указали, каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного ими способа судебной защиты - признании торгов и договора купли-продажи недействительными - при условии, что последствиями признания сделки недействительной является возврат сторон с первоначальное положение.

При этом суд исходит из того, что при проведении торгов, права и охраняемые законом интересы граждан, Оренбургской области нарушены не были, желающие участвовать в торгах лица не были лишены такого права, ущерб интересам субъекта РФ причинен не был, иных негативных последствий при проведении торгов не наступило, нарушений чьих-либо прав место не имело.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Оренбурга в интересах Оренбургской области в лице Министерства природных ресурсов, экологи и имущественных отношений Оренбургской области к ФИО3, ФИО4, ФИО5, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная детская клиническая больница», ФИО2 о признании торгов недействительными, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2019 года.

Судья Д.И.Юнусов