ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1694/20 от 18.02.2021 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п.Зубова Поляна 18 февраля 2021 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Ибрагимовой Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Шичкиной Е.И.,

с участием:

истца ФИО1

ее представителя – адвоката Коллегии адвокатов «Зубово-Полянский юридический центр» Республики Мордовия ФИО2, представившей ордер №17 от 17.02.2021,

ответчика – администрации Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия,

его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальные должности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением.

Требования мотивирует тем, что в период с 04.09.2000 по 31.12.2015 замещала различные должности муниципальной службы в Управлении образования администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. Трудовой договор с истцом был расторгнут в связи с сокращением численности работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В период с 27.04.2017 по 09.04.2018 истцу была назначена пенсия по старости в соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а с 10.04.2018 то есть по достижению возраста 55 лет, истцу была назначена страховая пенсия по старости (ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Поскольку на день расторжения трудового договора непрерывный стаж муниципальной службы составлял 15 лет 3 месяца 28 дней, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении муниципальной пенсии по основаниям, предусмотренным положениями ст.30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 №30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия». Письмом от 13.11.2020 ответчиком в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием минимальной продолжительности стажа муниципальной службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет.

Истец полагала, что отказ ответчика в назначении пенсии за выслугу лет является незаконным, так как ею выработан необходимый стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

По мнению истца, решение ответчика нарушает ее права и законные интересы, а также противоречит п. 3 ст.7 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривающего переходные положения для отдельных категорий лиц, в том числе муниципальных служащих, за которыми сохраняется право на пенсию по выслуге лет при наличии муниципального стажа 15 лет и после 1 января 2017 г.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным и отменить решение администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 13.11.2020 №4085 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальные должности в Республике Мордовия со дня подачи заявления, т.е. с 06.11.2020.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО2 исковые требования своего доверителя поддержала по тем же основаниям. Суду пояснила, что истец имеет необходимую продолжительность муниципального стажа в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Полагает необходимым при исчислении муниципального стажа истца, принять во внимание архивную справку, содержащую сведения из приказа №11 по Зубово-Полянскому РОО от 26.01.2001 «О введении новой оплаты труда работников образования, работающих в органах муниципального управления». Согласно указанной справке по состоянию на 26.01.2001 муниципальный стаж ФИО1 уже составлял 9 лет. Следовательно, по состоянию на 31.12.2015 истец имела необходимую продолжительность стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальные должности. Просит исковые требования своего доверителя удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальном службе в Российской Федерации) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и выплачивается одновременно с ней.

Согласно п.5 ст.30 Закона Республики Мордовия от 08 июня 1999 №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» пенсия за выслугу лет устанавливается в соответствии с федеральными законами и законами Республики Мордовия, уставом муниципального образования. Выплата пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования в порядке, определенном органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 29.12.2017 №1 утверждено Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с п.2 раздела 2 пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в российской Федерации».

Пунктом 6 указанного Положения установлено, что пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления в администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, но не ранее дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом « О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным приложением 2 стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2020 году должен составлять 17 лет.

Особенности пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Республике Мордовия определены Законом о муниципальной службе в Республике Мордовия.

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о муниципальной службе в Республике Мордовия (в редакции от 27 октября 2016 г.), лица, имеющие стаж муниципальной службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону о государственном пенсионном обеспечении, исчисленный в соответствии со статьей 7 Закона Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы», и при условии замещения ими должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.

В силу вышеуказанных ном материального права, пенсия за выслугу лет (доплата к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Мордовия, назначается при наличии условий:

назначение страховой пенсии по старости (инвалидности), в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

наличие стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению №2 Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как отмечалось выше, пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления в администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, но не ранее дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности)

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», за лицами, проходившими муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 1 января 2017 г., лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности муниципальной службы и имеющими на 1 января 2017 г. стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 г. право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение права на назначение пенсии, размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, с 04.09.2000 по 31.12.2015 истец проходила муниципальную службу в органах местного самоуправления (Управление образования администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия) и была уволена в связи с сокращением численности работников (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ).

На дату увольнения продолжительность стажа муниципальной службы истца составила 15 лет 3 месяца 28 дней.

Согласно справки, выданной ГУ _ Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе (межрайонное) Республики Мордовия ФИО1 с 27.04.2017 по 09.04.2018 была установлена пенсия по старости в соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1, а с 10.04.2017, то есть по достижению истцом возраста 55 лет, - страховая пенсия по старости бессрочно.

Полагая, что наличие стажа муниципальной службы 15 лет 3 месяца 28 дней является основанием для назначения пенсии за выслугу лет, 06.11.2020 истец обратилась к главе администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с приложением всех необходимых документов, что подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела.

Однако, согласно уведомлению от 13.11.2020 и приложенному к нему протоколу заседания комиссии от 10.11.2020, истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием минимальной продолжительности стажа муниципальной службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, установленного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Таким образом, судом установлено, что право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии по старости как лицу, замещавшему муниципальную должности и должности муниципальной службы) возникло у истца с даты назначения страховой пенсии по старости, то есть с 27.04.2017, а не с даты увольнения 31.12.2015.

Поскольку требования к продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлены Приложением №2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 №166-ФЗ, а стаж муниципальной службы при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в 2020 г. должен составлять не менее 17 лет, в то время как продолжительность стажа муниципальной службы истца составляет 15 лет 3 месяца 28 дней, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия является законным, обоснованным и отмене не подлежит, что в свою очередь исключает право истца требовать возложения на ответчика обязанности по назначению пенсии за выслугу лет со дня обращения, то есть с 06.11.2020..

Доводы истца относительно необоснованности отказа в назначении пенсии за выслугу лет, являются несостоятельными, поскольку на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, продолжительность стажа муниципальной службы истца по состоянию на 2020 г. составила 15 лет 3 месяца 28 дней, в то время как обязательным условием является наличие выслуги не менее 17 лет.

Ссылка истца на неверное толкование ответчиком п. 3 ст. 7 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» предусматривающего переходные положения для отдельных категорий лиц, в том числе муниципальных служащих, за которыми сохраняется право на пенсию по выслуге лет при наличии муниципального стажа 15 лет и после 1 января 2017 г., является несостоятельной и основана на неправильном толковании вышеуказанной нормы материального права, предусматривающей сохранение права на пенсию за выслугу лет без учета внесенных изменений при условии приобретения права на страховую пенсию по старости в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ до 1 января 2017 г.

Иными словами истец вправе претендовать на назначение пенсии за выслугу лет при продолжительности стажа муниципальной службы 15 лет 3 месяца 28 дней лишь при условии назначения страховой пенсии по старости до 1 января 2017 г.

Однако из материалов дела следует, что страховая пенсия по старости назначена истцу с 27.04.2017.

Следовательно, истец вправе претендовать на назначение пенсии за выслугу лет исключительно при условии наличия продолжительности стажа муниципальной службы не менее 17 лет (по состоянию на день обращения в 2020 г.).

Вместе с тем, суд не принимает во внимание доводы истца и его представителя о наличии у истца по состоянию на 26.01.2001 муниципального стажа – 9 лет, со ссылкой на архивную справку от 03.02.2021 №83, поскольку они не обоснованным и не подтверждаются письменными доказательствами.

Так, согласно записи в трудовой книжки, оформленной на истца 14.08.1987 следует, что в период с 15.08.1987 по 04.09.1989 ФИО1 работала учителем математики и физики в Ново-Потьминской восьмилетней школе, с 04.09.1989 по 05.01.1994 методистом заочной школы, с 05.01.1994 по 04.09.2000 – заместителем директора в указанном образовательном учреждении. С 04.09.2000 по 31.12.2015 осуществляла трудовую деятельность в Управлении образования администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (ранее - Отдел образования Зубово-Полянской районной администрации).

Таким образом, в период с 15.08.1987 и до 04.09.2000 ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении, не замещая должности муниципальной службы, доказательств обратного суду не представлено.

Довод истца о том, что другим муниципальным служащим включены иные периоды службы (работы) в стаж муниципальной службы, подлежит отклонению, поскольку, как следует из оспариваемого протокола заседания Комиссии, каждый случай Комиссией рассматривается индивидуально.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, суду не представлено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 13 ноября 2020 г. №4085, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальные должности в Республике Мордовия с 06 ноября 2020 г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия Р.Р.Ибрагимова

Мотивированное решение изготовлено 24.02.2021.

Судья Р.Р.Ибрагимова

1версия для печатиДело № 2-75/2021 (2-1694/2020;) ~ М-1710/2020 (Решение)