ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1695/20 от 15.12.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,

при секретаре Симадоновой Е.Д.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери – Мафенбеер О.В.,

представителя ответчика - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лихославльского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лихославльского района Тверской области, действующий в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лихославльского района по результатам рассмотрения обращений ФИО1 в интересах жителей дома № 1 по ул. Речная, пос. Калашниково Лихославльского района и коллективного обращения жителей РСУ по ул. Юбилейная гор. Лихославля проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Лихославльского района. В рамках проверки, проведенной прокуратурой Лихославльского района Тверской области, установлено, что Фонд принятые на себя обязательства в отношении проведения капитального ремонта крыши (кровли) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> д. РСУ, не исполняет, капитальный ремонт в установленные сроки не произведен. Данные дома включены в Программу со сроками проведения работ по ремонту крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, переустройство выходов на кровлю с периодом проведения работ 2017-2019 годы. По данным Фонда собственники многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Общий объем средств, собранных собственниками по состоянию на 01 июля 2020 года составляет 1064123 рублей 97 копеек (86,49%), собственники многоквартирного жилого дома по адресу: <...> д. РСУ, также формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, по состоянию на 01 июля 2020 года сумма собранных средств составляет 275941 рубль 12 копеек (87,58%). Между тем Фонд принятые на себя обязательства не исполняет. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, и лиц, которые в дальнейшем будут находиться и проживать в указанных многоквартирных домах. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле как каждого жителя вышеуказанных многоквартирных домов, чьи права нарушены, а также продолжают нарушаться, прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, в части не проведения работ по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройства выходов на кровлю многоквартирных домов, расположенных по ул. Речная, д. 1, пос. Калашниково, Лихославльского района Тверской области, ул. Юбилейная, д. РСУ, гор. Лихославля, Тверской области; возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>) обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по нижеуказанным адресам: - ул. Речная, д. 1, пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области; - ул. Юбилейная, д. РСУ, гор. Лихославль, Тверской области, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг и выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

Определением суда от 18 ноября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области ООО «Высота ТСК», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» по Тверской области.

В судебном заседании представитель истца - старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери – Мафенбеер О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - ФИО2 исковые требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы представленных отзыва, согласно которому 12 августа 2019 года Фондом по результатам электронного аукциона между Фондом и ООО «Высота ТСК» заключен договор подряда № ПС-012/2/19 на оценку технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области, в который также вошли многоквартирные дома, расположенные по адресу: <...>, <...> д. РСУ. ООО «Высота ТСК» неоднократно нарушало сроки выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней, в связи с чем в адрес ООО «Высота ТСК» было направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке. В соответствии с п. 258 положения Фонд направил информацию о расторжении договора в одностороннем порядке в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций. Комиссия УФАС по Тверской области рассмотрела информацию ответчика и приняла решение о включении ООО «Высота ТСК» в реестр недобросовестных подрядных организаций. ООО «Высота ТСК» обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением о признании недействительной односторонней сделки - отказа от исполнения договора № ПС-012/2/19 от 10 июля 2019 года, выраженного в уведомлении о расторжении договора в одностороннем порядке. 02 июля 2020 года Арбитражный суд Тверской области удовлетворил заявленные требования ООО «Высота ТСК». В Четырнадцатом апелляционном суде рассматривается жалоба Фонда на решение Арбитражного суда Тверской области. В соответствии с законодательством повторное размещение электронного аукциона по подбору подрядных организаций на выполнение капитального ремонта кровли многоквартирных домов, расположенных по адресу <...>, <...> д. РСУ, до вступления в законную силу решения суда провести не предоставляется возможным. Перечень обязанностей регионального оператора, регламентированный ст. 182.5 ЖК РФ не содержит обязанности контролировать выполнение краткосрочного плана. Фондом были проведены действия в рамках своих полномочий. Считает требование о признании незаконным бездействия не обоснованно и удовлетворению не подлежит. Просит в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Лихославльского района Тверской области, Администрации городского поселения пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлениями просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «ЖКХ-Сервис» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления «Государственная жилищная инспекция» по Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО «Высота ТСК» не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили, возражений на исковое заявление не представили.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

На основании ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Ч. 3 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В силу ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Ч. 1 ст. 180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;

10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;

12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306 в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

П. 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.

Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч. 4 ст. 10 закона Тверской области от 28 июня 2013 года №43-ЗО).

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп. В указанную программу включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, и многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> д. РСУ, со сроками проведения работ по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую, устройству выходов на кровлю с периодом проведения работ в 2017-2019 годах.

Согласно постановлению Администрации городского поселения город Лихославль от 16 мая 2014 года № 77 «О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на счете регионального оператора» собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, формируют фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора.

Собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. РСУ, формируют фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора.

Доказательств, подтверждающих, что собственниками указанных многоквартирных домов был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте дома, материалы дела не содержат.

Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, собственниками многоквартирного дома были приняты решения о капитальном ремонте крыши, утверждены источники финансирования – за счет средств собственников помещений в МКД в размере 2068781 рубля, сроки проведения ремонта – в 2019 году, определено ответственное лицо.

Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. РСУ, собственниками многоквартирного дома были приняты решения о капитальном ремонте крыши, утверждены источники финансирования – за счет средств собственников помещений в МКД в размере 1413879 рублей, сроки проведения ремонта – в 2019 году, определено ответственное лицо.

В рамках проведенной Прокуратурой Лихославльского района Тверской области, установлено, что в установленный срок и до момента рассмотрения судом данного гражданского дела Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не обеспечил выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, и многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> д. РСУ.

Как следует из материалов дела, 12 августа 2019 года между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «Высота ТСК» был заключен договор № АС-012/2/19 на оценку технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области, в который вошли многоквартирные дома, расположенные по адресу: <...>, <...> д. РСУ.

В связи с неоднократным нарушением сроков ООО «Высота ТСК», ответчиком было направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2020 года решение Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о расторжении договора от 12 августа 2019 года № ПС-012/2/19 с ООО «ВЫСОТА ТСК», оформленное уведомлением от 27 декабря 2019 года № 8260/2019 признано недействительным.

Постановлением Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 08 декабря 2020 года решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2020 года отменено, в иске ООО «ВЫСОТА ТСК» отказано.

До настоящего времени выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, и многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> д. РСУ, не обеспечено, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих или имеющих намерение проживать в будущем в данных домах.

Действующий Жилищный кодекс РФ и Закон Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО устанавливают обязанность регионального оператора по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, возложенная на Фонд в силу прямого указания действующего законодательства обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта до настоящего момента не исполнена.

Обязанность Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок сохраняется и подлежит исполнению до полной ее реализации.

Таким образом, заявленные исковые требования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыш в многоквартирных домах подлежат удовлетворению.

Из положений ст. 206 ГПК РФ следует, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с тем, что для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо выполнение определённых действий, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, учитывая длительность непроведения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома, суд полагает возможным установить для исполнения требований срок в четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лихославльского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп в части не проведения работ по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройства выходов на кровлю многоквартирных домов, расположенных по ул. Речная, д. 1, пос. Калашниково, Лихославльского района Тверской области, ул. Юбилейная, д. РСУ, гор. Лихославля, Тверской области;

возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>) обязанность в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по нижеуказанным адресам:

- ул. Речная, д. 1, пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области;

- ул. Юбилейная, д. РСУ, гор. Лихославль, Тверской области,

а именно:

- привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации;

- заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг и выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

- контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации;

- осуществить приемку оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2020 года.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

1версия для печатиДело № 2-1695/2020 ~ М-1538/2020 (Решение)