ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1695/2014 от 15.08.2014 Пермского районного суда (Пермский край)

 Дело № 2-1695/2014                                     КОПИЯ

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 15 августа 2014 года    город Пермь

 Пермский районный суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Степановой М.В.,

 при секретаре Филимоновой Ю.А.,

 с участием представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеева А.С. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказ в выборе земельного участка недействительным, устранении допущенного нарушения путем выдачи акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка,

 установил:

 Федосеев А.С. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании недействительным отказ в выборе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с местом размещения: <адрес>, <адрес> <адрес>, для использования в качестве площадки для отдыха с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав путем выдачи акта выбора земельного участка и схемы расположения участка площадью <данные изъяты> с местом размещения: <адрес>, <адрес>, для использования в качестве площадки для отдыха с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.

 Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на <данные изъяты> для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., для использования в качестве площадки для отдыха с зелеными насаждениями и элементами благоустройства. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомил его о невозможности предоставления земельного участка на основании того, что согласно генеральному плану Сылвенского сельского поселения участок относится к зоне лесов за пределами населенного пункта рекреационного назначения Р-3, в основных видах разрешенного использования которой не предусмотрена рекреационная деятельность. Исковые требования основаны на положениях ст. 34 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Полагает, что основания отказа в предоставлении земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела. В соответствие с Правилами землепользования и застройки Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, а также схемы функциональных зон генерального плана Сылвенского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок полностью находится в территориальной зоне Д в которой определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальной зоны Д, к числу основных видов отнесены площадки детские, спортивные для отдыха. Соответственно, указание ответчика на то, что испрашиваемый участок не может быть предоставлен под испрашиваемый вид деятельности, является ошибочным. Поэтому данный отказ нарушает его права и не соответствует действующему законодательству.

     Истец Федосеев А.С. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.

     Представитель истца Галкин А.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с его занятостью в ином судебном заседании в Арбитражном суде Пермского края и нахождением истца в очередном оплачиваемом отпуске за пределами Российской Федерации, представил письменные объяснения по иску, в которых указал, что с целью определения обстоятельств, имеющих значение для дела, истцом привлечен кадастровый инженер К., которой подготовлено заключение. Согласно приведенному заключению при нанесении границ земельных участков на карту градостроительного зонирования <адрес> сведения о которых имеются в государственном кадастре недвижимости и границ участка выявлено, что испрашиваемый участок находится в градостроительной зоне Р-3, зоне лесов за пределами населенных пунктов. В соответствии с правилами землепользования и застройки к числу основных видов разрешенного использования отнесены лесные массивы (деревья, кустарники, прочее озеленение с запретом проведения сплошных рубок); к условно-разрешенным видам использования отнесены объекты лесной инфраструктуры; рекреационная деятельность в целях организации, туризма, физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с законодательством: объекты пожарной охраны. Указание ответчика на то обстоятельства, что в основных видах зоны Р-3 нет рекреационной деятельности, самостоятельного значения для настоящего дела не имеет в виду того, что испрашиваемый вид деятельности указан в условно-разрешенных видах деятельности. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В результате выездного натурного обследования испрашиваемый участок представляет собой ровную площадку с умеренным рельефом, участок зарос кустарником, не огорожен, объекты капитального строительства на участке отсутствуют, что позволяет использовать его для туристско-рекреационной деятельности (площадка для отдыха с элементами зеленых насаждений и благоустройства) без устройства капитальных сооружений и без проведения сплошных рубок. На основании изложенного, просит удовлетворить заявленные истцом требования.

 Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала, возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что выдача акта выбора земельного участка регулируется положениями ст. 31 ЗК РФ, тогда как истец основывает свои требования на положениях ст. 34 ЗК РФ. При выборе земельного участка, такой участок предоставляется для целей, связанных со строительством. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка подлежит рассмотрению на публичных слушаниях в силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Истцом требование при обращении о выборе земельного участка не ставился. Рекреационная деятельность предусматривает строительство, тогда как истцом ставится вопрос о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством.

 Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

 На лиц, участвующих в деле, согласно ст. 35 ГПК РФ возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

 Реализация гарантированного ч. 1 ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту предполагает не только правильное, но и своевременное рассмотрение и разрешение дела, на что указывает ст. 2 ГПК РФ, закрепляющая задачи и цели гражданского судопроизводства.

 На основании ст. 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

 В соответствии с ч. 1 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

 С учетом положений ст.ст. 3, 154 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст.ст. 113-119 ГПК РФ, суд находит поведение истца и его представителя нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом. Истцом и его представителем доказательства уважительности причины неявки в судебное заседание не представлены. Кроме того, судебное заседание на 15.08.2014 года по настоящему делу было назначено 17.07.2014 года, поэтому у истца и его представителя имелась возможность заблаговременно известить суд о невозможности явки в судебное заседание по каким-либо причинам с приложением доказательств уважительности причин, тогда как ходатайство об отложении судебного заседания от представителя истца поступило лишь 14.08.2014 года.

 При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 6.1, 154 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца и его представителя без отложения судебного заседания, при наличии имеющихся в материалах дела доказательствах.

 Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, установил следующее.

     На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

     В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

     Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

 Истец обратился в Комитет имущественных отношений с заявлением о выборе и предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в аренду для целей, не связанных со строительством.

 Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ.

 В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

 Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

 Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

 В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

 Так, статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям по вопросу выбора земельного участка и предоставления в аренду Федосееву А.С. из категории земель <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием: <данные изъяты>), площадью <данные изъяты>.м., на котором принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для туристско-рекреационной деятельности, так как в соответствии с генеральным планом Сылвенского сельского поселения, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ № №, участок относится к зоне лесов за пределами населенного пункта рекреационного назначения Р-3, в основных видах разрешенного использования которой не предусмотрена рекреационная деятельность (л.д. 6).

 В связи с принятым Комиссией решением об отказе в предоставлении Федосееву А.С. земельного участка в аренду для туристско-рекреационной деятельности, Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено сообщение за № № (л.д. 5).

 Следует отметить, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ выбор земельных участков осуществляется для строительства, тогда как истец ставит вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, поэтому исковые требования о признании недействительным отказ ответчика в выборе земельного участка и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав путем выдачи акта выбора земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат положениям земельного законодательства.

 Комитету имущественных отношений администрации Пермского района для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для целей не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями о зонировании территории, поскольку при рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления учитывать зонирование территории при предоставлении земельных участков.

 Градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. Согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков для тех или иных целей.

 На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.

 Схема функционального зонирования территории является основанием для установления, определения границ территориальных зон, которые устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.

 Виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки.

 Из заключения кадастрового инженера К. от ДД.ММ.ГГГГ года, представленного истцом, следует, что в результате наложения сведений из государственного кадастра недвижимости и границ испрашиваемого земельного участка на карту градостроительного зонирования <адрес>, выявлено, что испрашиваемый Федосеевым А.С. земельный участок располагается в градостроительной зоне Р-3, зоне лесов за пределами населенного пункта.

 В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

 Генеральный план Сылвенского сельского поселения утвержден 15.08.2013 года № 67.

 Согласно Правилам землепользования и застройки Сылвенского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 15.08.2013 года № 68, в зону Р-3 входят леса за пределами населенного пункта (л.д. 22-25). К основным видам разрешенного использования приведенной зоны относятся: лесные массивы (деревья, кустарники, прочее озеленение с запретом проведения сплошных рубок); к условно разрешенным видам использования относятся: объекты лесной инфраструктуры, рекреационная деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в соответствии с законодательством, объекты пожарной охраны.

 С учетом правил землепользования и застройки ответчиком обоснованно отказано в предоставлении земельного участка с разрешенным использованием: для туристско-рекреационной деятельности (под площадку для отдыха с зелеными насаждениями и элементами благоустройства), поскольку в основных видах разрешенного использования не предусмотрена рекреационная деятельность.

 Вместе с тем, рекреационная деятельность в целях организации отдыха относится к условно разрешенному виду использования, который требует в силу положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.

 Согласно Правил землепользования и застройки Сылвенского сельского поселения под условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства понимаются виды использования земельных участков, объектов капитального строительства, осуществлять и размещать которые разрешено в силу поименования этих видов использования в настоящих Правилах в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном Градостроительным кодексом РФ, настоящими Правилами, и обязательного соблюдения технических регламентов.

 Так, в соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

 Федосеев А.С. с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в комиссию не обращался, что свидетельствует о законности принятого со стороны ответчика по поступившему от истца заявлению решения об отказе в предоставлении ему земельного участка в аренду для туристско-рекреационной деятельности (под площадку для отдыха с зелеными насаждениями и элементами благоустройства).

 С учетом изложенного, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района правомерно отказал истцу в выборе и предоставлении испрашиваемого участка земельного участка в аренду для площадки для туристско-рекреационной деятельности (под площадку для отдыха с зелеными насаждениями и элементами благоустройства).

 Кроме того, как следует из положений ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

 Приведенные положения свидетельствуют о том, что на землях рекреационного назначения допускается строительство, тогда как истцом испрашивается земельный участок для целей, не связанных со строительством.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 решил:

 Исковое заявление Федосеева А.С. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказ в выборе земельного участка недействительным, устранении допущенного нарушения путем выдачи акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента
изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд
Пермского края.

 Судья (подпись)

 Копия верна:

 Судья                  М.В. Степанова

 Справка.

 Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2014 года.

 Судья                          М.В. Степанова