Дело № 2-1696/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» ноября 2017 года г. Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
Председательствующего судьи Каминской О.В.,
при секретаре Белокопытовой А.С.,
с участием:
пом. прокурора Тарасова В.В.,
истца Тищук А.А.,
представителя ответчика Долматовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах Тищук А.А. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Тищук А.А. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, указав, что при проверке по обращению истца установлено, что Тищук А.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Т.О.И. решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 11 января 2006г. лишена в отношении него родительских прав, в свидетельстве о рождении ребенка в графе отец стоит прочерк. Тищук А.А. находился на полном гос. обеспечении в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» с 21 марта 2006г. по 02 сентября 2013г. 26 июня 2017г. Тищук А.А. закончил ГПОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» по специальности «компьютерные системы и комплексы». Тищук А.А. включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, номер его очереди в настоящее время № 115. 21 августа 2017г. Тищук А.А. обратился с заявлением к Главе города Юрги о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение Тищук А.А. до настоящего времени не предоставлено. В силу норм действующего законодательства РФ и Кемеровской области Администрации города Юрга надлежало предоставить Тищук А.А. по договору специализированного найма жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления 13 кв.м., что не выполнено. На основании ст. 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Юргинский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию города Юрга Кемеровской области предоставить Тищук А.А., 09 сентября 1997г. рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения – 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Юргинский городской округ».
Помощник Юргинского межрайонного прокурора Тарасов В.В., истец Тищук А.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме, установив срок для добровольного исполнения до 01 сентября 2018г.
Представитель ответчика Администрации г.Юрги Кемеровской области Долматова К.А., действующая на основании доверенности от 13 марта 2017г. (л.д. 54, срок действия до 13 марта 2018г.), исковые требования не признала, пояснив, что истец Тищук А.А. имеет право, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения (не менее 13 кв.м.), пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Юргинский городской округ». С 26 ноября 2008г. Тищук А.А. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по спискам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 18 октября 2017г. Тищук А.А. имеет № 107 в указанном списке. Полномочия по обеспечению жилым помещением данной категории лиц передано на исполнение органа местного самоуправления, однако достаточное финансирование отсутствует. Администрация г.Юрги не имеет возможности за счет собственных средств финансировать мероприятия по обеспечению всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Просит, в случае удовлетворения иска, установить срок для предоставления жилого помещения до 31 декабря 2018г.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Юргинского межрайонного прокурора в интересах Тищук А.А. в полном объеме исходя из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Из ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ следует, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.4 ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
П. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным в ст.1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в п.5 ст.3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 3-5 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012г. № 134-ОЗ).
Как установлено в судебном заседании, матерью Тищук А.А., *** года рождения, является Т.О.И., в графе сведения об отце ребенка стоит прочерк (л.д. 12).
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 11 января 2006г., вступившим в законную силу 23 января 2006г., Т.О.И. лишена родительских прав в отношении сына Тищук А.А., *** года рождения (л.д. 13-18).
Таким образом, Тищук А.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Постановлением Администрации г. Юрги № 752 от 13 мая 2013г. Тищук А.А. включен в утвержденный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 26-27).
Тищук А.А. 26 июня 2017г. окончил ГОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» по специальности «техник по компьютерным системам» (л.д. 24-25).
Из уведомлений Росреестра об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 11 октября 2017г., 23 октября 2017г., ответа на запрос филиала № 22 БТИ г.Юрги от 29 сентября 2017г. видно, что у Тищук А.А. отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости – жилые помещения (л.д. 37, 47, 48).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тищук А.А. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку Тищук А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достиг восемнадцатилетнего возраста, то в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Тищук А.А. должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без очередности, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что законодатель возлагает обязанность предоставления детям-сиротам жилого помещения, при соблюдении иных условий установленных в п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», именно с достижением ребенком, оставшимся без попечения родителей, 18 лет, в то время как указание на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности по списку в законе отсутствует.
Учитывая, что в настоящее время истцу Тищук А.А. жилое помещение как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, он состоит на учете как нуждающийся в получении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования на предоставление жилых помещений и свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, несостоятельны, поскольку данные обстоятельства не исключают ответственность органов местного самоуправления по предоставлению жилья данной категории граждан. Обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, в том числе по договорам найма специализированного жилого помещения, возлагается п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
На основании ч.2 ст.50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по г.Юрге в виде 13 кв.м. общей площади на 1 человека утверждена постановлением Юргинского городского совета народных депутатов от 17 августа 2005г. № 43 «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (в ред. от 27 октября 2010г.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тищук А.А. на основании статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 15 ч.2 ЖК РФ, должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное в черте города Юрга Кемеровской области – 13 кв.м., отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, обязанность по предоставлению которого должна быть возложена на орган местного самоуправления - Администрацию города Юрги Кемеровской области.
Исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая мнение сторон, а также нуждаемости истца в жилом помещении, суд полагает разумным установить на основании ст. 206 ГПК РФ для совершения ответчиком действий по предоставлению жилого помещения срок до 01 сентября 2018г.
На основании изложенного иск Юргинского межрайонного прокурора в интересах Тищук А.А. удовлетворен в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Юргинского межрайонного прокурора в интересах Тищук А.А. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить Тищук А.А., *** года рождения, изолированное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, юридически и фактически свободное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте муниципального образования «Юргинского городской округ».
Установить срок для добровольного исполнения решения в части предоставления жилого помещения до 01 сентября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: О.В. Каминская
Решение в окончательной форме изготовлено «22» ноября 2017г.