ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1696/20 от 13.04.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 г. г. Ахтубинск

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоменко О.А., с участием представителя истица Сардарова Ф.А.о., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело № 2-78/2021 по исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» об обязании подготовить техническую документацию и обратиться с заявлением о постановке на учет магистральных сетей водоснабжения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,

УСТАНОВИЛ:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» (далее-администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о муниципальной собственности, мотивируя свои требования тем, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о муниципальной собственности, по результатам которой установлено, что на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак» расположены магистральные сети водоснабжения протяженностью 7-7,5 кв.м, водоснабжение населения пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района осуществляется посредством эксплуатации магистральных сетей водоснабжения. Однако магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории указанного поселка фактически не имеют собственника, т.е. являются бесхозяйными, что приводит к ненадлежащему их содержанию и эксплуатации, в связи с чем влечет нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения, как безопасности, так и надлежащего водоснабжения. Согласно письму администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 20 ноября 2020 года магистральные сети водоснабжения в муниципальной собственности не значатся, на баланс администрации поселка не передавались. В нарушение требований действующего законодательства администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» обязанности по направлению заявления и необходимых документов, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи–магистральных сетей водоснабжения поселка, не выполнены. Непринятие администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» мер к постановке на учет в качестве недвижимой вещи-магистральных сетей поселка не позволяет определить правовой статус данного объекта, его балансовую принадлежность, что влечет невозможность определения собственника и эксплуатирующей организации. Не обеспечение надлежащего содержания вышеуказанных сетей водоснабжения может привести к непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанных объектах, полному разрушению сетей водоснабжения и возникновению неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак». Просит обязать администрацию МО «Поселок Нижний Баскунчак» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить необходимую техническую документацию на магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 7 -7,5 км. и обязать поставить на учет бесхозяйное имущество-магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 7,0-7,5 км. в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество; обязать администрацию МО «Поселок Нижний Баскунчак» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу передать магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 7 -7,5 км. в МУП ЖКХ МО «Поселок Нижний Баскунчак» для содержания до признания на них права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение.

Представитель истца Ахтубинского городского прокурора Сардаров Ф.А.о., с учётом уточнений заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании требования об обязании администрацию МО «Поселок Нижний Баскунчак» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить необходимую техническую документацию на магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 5,0-5,5 км.и об обязании администрацию МО «Поселок Нижний Баскунчак» поставить на учет бесхозяйное имущество-магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 5,0-5,5 км. в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество поддержал по основаниям, изложенным в иске, на других требованиях не настаивал.

Представитель ответчика администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» ФИО1 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что спорные магистральные сети водоснабжения на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак» входят в водовод «Джелга-пос. В.Баскунчак», являются неделимыми, приняты в муниципальную собственность МО «Ахтубинский район» на основании Постановления Главы администрации г. Ахтубинска и района от 18 декабря 2001 г. за № 2380, обслуживаются как единый объект МУП ЖКХ «Универсал», в отношении них Ахтубинским районным судом Астраханской области принято решение.

Представители ответчика администрации МО «Ахтубинский район» ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей. Будучи ранее опрошенными по существу иска, ФИО3 пояснил, что магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак не приняты в муниципальную собственность МО «Ахтубинский район» и не входят в состав водопровода «Джелга-пос. Верхний Баскунчак», на границе поселков Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак установлена задвижка, к которой и подсоединен водовод от поселка Нижний Баскунчак; ФИО2 пояснила, что решением Совета МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 04 июля 2014 г. «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения МО «Нижний Баскунчак» предусмотрена реконструкция магистрального водовода, протяженностью 5 км., что свидетельствует о том, что спорные магистральные сети водоснабжения в состав водовода «Джелга-пос. В.Баскунчак» не входят.

Представитель третьего лица МУП ЖКХ «Универсал» ФИО4 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно заявлению указал, что магистральными сетями является водовод Джелга- В. Баскунчак, В. Баскунчак-Н.Баскунчак, магистральные сети водоснабжения на территории пос. Нижний Баскунчак переданы временно на техническое обслуживание, не оформлены и на данный момент бесхозные.

Представитель третьего лица МУП ЖКХ МО «Поселок Нижний Баскунчак» ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражений относительно уточненных требований истца не представлено.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Возражений относительно заявленных требований не представили. Представителем Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области представлен отзыв, в котором указано, что вышеуказанное имущество в Реестре государственного имущества Астраханской области не числится, собственностью Астраханской области не является.

Выслушав объяснения представителей сторон Сардарова Ф.А.о, ФИО1, исследовав материалы гражданского дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, также сформулированных в постановлении от 13 октября 2015 г. № 26-П, задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к пункту 4 части 1 статьи 14 № 131-ФЗ - организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.

Согласно пункту 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» на территории городского поселения органами местного самоуправления поселения осуществляются полномочия по организации водоснабжения и водоотведения.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной собственности на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак».

В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак» расположены магистральные сети водоснабжения ориентировочной протяженностью 5-5,5 км.

Водоснабжение населения пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области осуществляется посредством эксплуатации магистральных сетей водоснабжения, по которым подается вода.

Как следует из Уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 18 ноября 2020 г. сведения о магистральных сетях водоснабжения пос. Нижний Баскунчак в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.14).

Постановлением администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 12 июля 2016 г. № 97 «О наделении организации осуществляющей холодное водоснабжение, статусом гарантирующей организации» МУП ЖКХ «Универсал», осуществляющее холодное водоснабжение, наделен статусом гарантирующей организации по водоснабжению с 21 мая 2016 г., зоной деятельности гарантирующей организации установлена территория МО «Поселок Нижний Баскунчак».

Согласно ответа главы администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 20 ноября 2020 г. право собственности на магистральные сети водоснабжения от пос. Верхний Баскунчак до пос. Нижний Баскунчак ориентировочной протяженностью 7-7,5 км. за МО «Поселок Нижний Баскунчак» не зарегистрировано, документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта водоснабжения-разводящих сетей водоснабжения не направлялись, сведения о технических характеристиках магистральных сетей водоснабжения отсутствуют, статусом гарантирующей организации наделен МУП ЖКХ «Универсал» на основании постановления администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» № 97 от 12 июля 2016 г. зоной деятельности, которого является территория МО «Поселок Нижний Баскунчак». Магистральные сети водоснабжения в МУП ЖКХ «Универсал» не передавались.

Как следует из сообщения Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 07 сентября 2020 г. объект водовод Верхний Баскунчак–Нижний Баскунчак, ранее эксплуатируемый ГП АО «Астраханские водопроводы» в Реестре государственного имущества Астраханской области не числится и собственностью Астраханской области не является.

Таким образом, магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак, фактически не имеют собственника, являются бесхозяйными.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" установлено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные канализационные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления - определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных магистральных сетей водоснабжения, расположенных на территории пос. Нижний Баскунчак и имеющих признаки бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак». Указанная обязанность ответчиком не исполнена, что свидетельствуют о допущенном бездействии при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции поселения.

С доводами представителя администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» о том, что спорные магистральные сети водоснабжения на территории пос. Нижний Баскунчак являются составляющими водовода «Джелга-поселок Верхний Баскунчак, отношении которых судом принято решение, суд не соглашается исходя из следующего.

Водовод «Джелга - пос. Верхний Баскунчак» в соответствии с постановлением главы администрации города Ахтубинска и района от 18 декабря 2001 г.№ 2380 принят в муниципальную собственность г. Ахтубинска и района от Астраханской дистанции водоснабжения и водоотведения и передан на техническое обслуживание Ахтубинскому управлению водопроводов с 01.01.2002.

В соответствии с актом приема-передачи от 01 мая 2002 г. водовод «Джелга» - поселок Верхний Баскунчак протяженностью 44 665 пм. Д=630 мм с баланса Астраханской дистанции водоснабжения и водоотведения Приволжской железной дороги передан на баланс Ахтубинского управления водопроводов.

Согласно распоряжению Губернатора Астраханской области от 16 июня 2002 г. №563-p «О согласовании перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ФГУП «Приволжская железная дорога, передаваемых из федеральной в муниципальную собственность г.Ахтубинска и Ахтубинского района» передача водовода «Джелга - пос. Верхний Баскунчак» в муниципальную собственность г. Ахтубинска и Ахтубинского района согласована.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 25 февраля 2021 г. исковые требования Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Ахтубинский район» о признании права собственности и понуждении выполнить действия, удовлетворены частично, постановлено: обязать администрацию МО «Ахтубинский район» Астраханской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести техническое обследование водовода «Джелга» - поселок Верхний Баскунчак примерной протяженностью 44 665 пм. Д=630 мм. с изготовлением технической документации, обязать администрацию МО «Ахтубинский район» поставить на кадастровый учет водовод «Джелга» - поселок Верхний Баскунчак примерной протяженностью 44 665 пм. Д=630 мм., обязать администрацию МО «Ахтубинский район» определить организацию, ответственную за техническое содержание водовода «Джелга» - поселок Верхний Баскунчак, обязать администрацию МО «Ахтубинский район» обеспечить текущее содержание водовода «Джелга» - поселок Верхний Баскунчак примерной протяженностью 44 665 пм. Д=630 мм. и привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 168.В остальной части исковых требований отказано.

Таким образом судом принято решение в отношении водовода «Джелга»-посёлок Верхний Баскунчак протяженностью 44665 м..

Согласно акта от 29 марта 2021 г. МУП ЖКХ «Универсал» протяженность магистрали ПНС Джелга- пос. Верхний Баскунчак составляет 44.600м, а Верхний Баскунчак-Нижний Баскунчак -7500 м. и как следует из объяснений и как следует из объяснений ФИО3 (специалиста администрации МО «Ахтубинский район») магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак не приняты в муниципальную собственность МО «Ахтубинский район» и не входят в состав водопровода «Джелга-пос. Верхний Баскунчак», на границе поселков Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак установлена задвижка, к которой и подсоединен водовод от поселка Нижний Баскунчак.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что магистральные сети водоснабжения пос. Нижний Баскунчак ориентировочной протяженностью 7-7,5 км. не входят в состав водовода «Джелга»-поселок Верхний Баскунчак.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения, теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения

Решением Совета МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 04 июля 2014 г. № 17 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак», которая включает первоочередные мероприятия по созданию и развитию централизованных систем водоснабжения, повышению надежности функционирования этой системы и обеспечивающие комфортные и безопасные условия для проживания людей в МО «Поселок Нижний Баскунчак» Ахтубинского района Астраханской области и мероприятия охватывают объекты коммунальной инфраструктуры в том числе в системе водоснабжения: выполнение проектно-сметной документации, реконструкция магистрального водопровода, ориентировочной протяженностью -5 км., реконструкция разводящих сетей водопровода.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ахтубинского городского прокурора с учетом их уточнений.

Доводы представителя администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» ФИО1 о том, что задвижка, к которой подсоединен водовод Верхний Баскунчак-Нижний Баскунчак располагается на территории МО «Поселок Верхний Баскунчак», при установленных обстоятельствах, не является оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ахтубинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» об обязании подготовить техническую документацию и обратиться с заявлением о постановке на учет магистральных сетей водоснабжения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить необходимую техническую документацию на магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 5,0-5,5 км.

Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» поставить на учет бесхозяйное имущество-магистральные сети водоснабжения, расположенные на территории пос. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, ориентировочной протяженностью 5,0-5,5 км. в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2021 г.

Судья Лябах И.В.