ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1696/2023 от 08.09.2023 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1696/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2023 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Подгайной Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Вакульчук Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1696/2023 по иску Кривошеевой А.М. к МИФНС России № 1 по ЯНАО о признании отказа в заключении служебного контракта незаконным, обязывании заключения служебного контракта, о выплате заработной платы за время вынужденного прогула, процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кривошеева А.М. обратилась к Межрайонной ИФНС России № 1 по ЯНАО с иском об отказе в заключении служебного контракта на должность начальника отдела общего обеспечения с 17 апреля 2023 года сроком не менее чем до достижения малолетним ребенком трехлетнего возраста- 05.02.2026 года (во избежание в дальнейшем аналогичных конфликтных ситуаций). В случае отсутствия вакантной должности начальника отдела общего обеспечения предложить иные из имеющихся вакансий, в штатном расписании ИФНС России № 1 с 17 апреля 2023 года, обязать ИФНС выплатить среднемесячный заработок за вынужденный прогул (ч.2 ст.394 ТК РФ), моральный вред в размере, определенном решением суда (ч.2 ст.237 ТК РФ), судебные расходы (ч.1 ст.98 и ч.1 ст.88 ГПК РФ).

Позже поступили уточнения исковых требований, в которых истец, обратившись с иском к ответчику, просила признать отказ в заключении служебного контракта на должность начальника отдела нарушением незаконным (ст.64 и ч.4 ст.261 ТК РФ) и обязать ИФНС заключить новый служебный контракт на должность начальника отдела общего обеспечения с 17 апреля 2023 года сроком не менее чем до достижения малолетним ребенком трехлетнего возраста- 05.02.2026 года (во избежание в дальнейшем аналогичных конфликтных ситуаций). В случае отсутствия вакантной должности начальника отдела общего обеспечения предложить иные из имеющихся вакансий, в штатном расписании ИФНС России № 1 с 17 апреля 2023 года, обязать ИФНС выплатить среднемесячный заработок за вынужденный прогул (ч.2 ст.394 ТК РФ) в сумме 587248 рублей 72 копеек (а далее по дату фактического заключения контракта с 17.04.2023 года), выплатить проценты на основании ст.236 ТК РФ с даты первой выплаты 01 мая 2023 года в сумме 11633 рублей 12 копеек (далее по дату фактической выплаты среднемесячного заработка за вынужденный прогул), моральный вред в размере 100 000 рублей.

Далее истец уточнила свои требования, изложив свои требования в следующей последней редакции: признать отказ в заключении служебного контракта на должность начальника отдела нарушением незаконным (ст.64 ТК РФ) и обязать МИФНС заключить служебный контракт на должность начальника отдела общего обеспечения с 17 апреля 2023 года сроком на три года (до достижения малолетним ребенком трехлетнего возраста) – до 17 апреля 2026 года, в случае отсутствия вакантной должности начальника отдела общего обеспечения предложить иные из имеющихся вакансий, в штатном расписании ИФНС России № 1 с 17 апреля 2023 года, обязать ИФНС выплатить среднемесячный заработок за вынужденный прогул (ч.2 ст.394 ТК РФ) в сумме 587248 рублей 72 копеек (а далее по дату фактического заключения контракта с 17.04.2023 года), выплатить проценты на основании ст.236 ТК РФ с даты первой выплаты 01 мая 2023 года в сумме 11633 рублей 12 копеек (далее по дату фактической выплаты среднемесячного заработка за вынужденный прогул), возместить на основании ч.2 ст.237 ТК РФ моральный вред в размере 100 000 рублей.

В обоснование иска указано, что до 16 апреля 2023 года она работала в должности начальника отдела общего обеспечения ИФНС России по ЯНАО (служебный контракт от 30 октября 2018 года № 134). В ее функциональные обязанности входили функции бухгалтерского (бюджетного) учета Инспекции. Стаж работы по службе составляет 12.5 лет, 7.5 из которых специалистом УФНС, и 5 лет в МИФНС, 4.5 лет из них в должности начальника отдела общего обеспечения. За время работы к дисциплинарной ответственности она не привлекалась. Является многодетной матерью, имеет четверых детей. Младший ребенок 05.02.2023 года рождения. Служебный контракт на должность начальника отдела общего обеспечения с ней заключен 30 октября 2018 года № 134 на основании п.1 ч.4, п.2 ст.25 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроком на 1 год, с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года. Далее дополнительными соглашениями срок действия служебного контракта продлевался до 31.10.2020, 31.10.2021, 31.10.2022 года. 05.10.2022 года с приложенными документами направлено письмо для согласования заключения нового срочного договора и продлении имеющегося договора от 30.10.2018 года № 134. Однако письмом МИФНС от 20.10.2022 года без обоснованных на то причин в заключении нового контракта на должность или продление уже имеющегося отказано. Уведомление об истечении срока действия срочного служебного контракта от 12.10.2022 года вручено ей лично. Она обратилась в органы Прокуратуры и в трудовую инспекцию. Служебный контракт от 01.11.2018 года № 134 продлен дополнительным соглашением от 26.10.2022 года с 06 февраля 2022 года до окончания больничного листа по беременности и родам до 16 апреля 2023 года. 28 марта 2023 года ей лично вручено уведомление об истечении срока действия срочного служебного контракта от 27.03.2023 года № 01-2/2213. 16 апреля 2023 года она уволена на основании п.2 ст.33 Закона № 79 –ФЗ с окончанием срока действия срочного служебного контракта. Несмотря на то, что в инспекции 16 апреля 2023 года имелось 103 штатных единицы никакая должность ей предложена не была. В связи с чем, нарушены ее трудовые права, а также право на социальные гарантии как матери, имеющей ребенка до трех лет. Также указала, что узнала о своем нарушенном праве 17 апреля 2023 года.

В судебном заседании Кривошеева А.А. иск в последней редакции поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика Фахуртдинов Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку истечение срока действия служебного контракта является самостоятельным основанием для его прекращения, предусмотренных законом оснований для продления срочного служебного контракта непосредственно с лицом, ранее замещавшим указанную должность, не предусмотрено. Иное нарушило бы принцип государственной гражданской службы о равном доступе всех граждан к поступлению на гражданскую службу Российской Федерации.

Прокурор и третье лицо ГИТ ЯНАО в судебном заседании участия не принимали.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.ст. 56, 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 01 ноября 2018 года между МИФНС № 1 по ЯНАО и Кривошеевой А.М. заключен срочный служебный контракт на период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года, согласно которому Кривошеева А.М. принята на службу гражданским служащим на условиях прохождения государственной гражданской службыФедеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по категории должности гражданской службы "руководители". В договоре оговорены существенные условия договора. Трудовой договор подписан сторонами 01 ноября 2018 года.

Действие указанного договора продлевалось дополнительными соглашениями от 28 октября 2019 года (до 31 октября 2020 года), от 27 октября 2020 года (до 31 октября 2021 года), от 22 октября 2021 года (до 31 октября 2022 года).

12 октября 2022 года в адрес Кривошеевой А.М. направлено уведомление об истечении срока действия срочного служебного контракта.

Кривошеева А.М. обращалась в надзорные органы и ведомства о нарушении ее трудовых прав.

Кривошеева А.М. 26 октября 2022 года обратилась с заявлением о продлении срочного служебного контракта.

Дополнительными соглашениями от 26 октября 2022 года срок действия служебного контракта с 01 ноября 2022 года до момента окончания беременности продлен.

Дополнительным соглашением от 06 февраля 2023 года срок действия служебного контракта продлен по 16 апреля 2023 года (по дату окончания отпуска по беременности и родам).

Согласно приказу МИФНС № 1 по ЯНАО от 28 ноября 2022 года Кривошеевой А.М. – начальнику отдела общего обеспечения предоставлен отпуск по беременности и родам с <дата> по <дата>.

28 марта 2023 года Кривошеева А.М. получила уведомление от 27 марта 2023 года об истечении срока действия 16 апреля 2023 года служебного контракта.

Приказом МИФНС № 1 по ЯНАО от 12 апреля 2023 года Кривошеева А.М. – начальник отдела общего обеспечения уволена в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта от 11 ноября 2018 года (уведомление об истечении срочного служебного контракта от 27 марта 2023 года ) на основании п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Указанные сведения были занесены в трудовую книжку. Трудовая книжка при увольнении выдана Кривошеевой А.М.

В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Порядок заключения служебного контракта на определенный срок регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В частности, указанным Федеральным законом установлено, что для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим срочный служебный контракт (п.2 ч.1 ст. 25 Закона), срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители" (п. 1 ч. 4 ст. 25 Закона).

Из содержания указанного Федерального закона следует, что должности гражданской службы, отнесенные к категории "руководители", не могут замещаться на неопределенный срок.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" занимаемая Кривошеевой А.М. должность относится к категории "руководители".

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона).

Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.

Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1002-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1140-О-О, от 11.05.2012 N 700-О).

Свое согласие на заключение срочного служебного контракта, Кривошеева А.М. выразила, подписав служебный контракт.

Соответственно, регулируемые контрактом правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая срочный контракт, Кривошеева А.М. тем самым могла предвидеть, что по окончании предусмотренного контрактом срока ее работа будет прекращена.

Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием для прекращения служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон. Федеральным законом не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт на новый срок и приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.

Процедура увольнения проведена в полном соответствии с законодательством, регламентирующим прохождение государственной гражданской службы.

Прекращение контракта в связи с окончанием срока, предусмотренного контрактом, не предусматривает обязанности нанимателя предлагать гражданскому служащему другие вакантные должности гражданской службы, либо вновь назначать его на ранее замещаемую им должность. При этом обстоятельством, влекущим прекращение служебного контракта и увольнение с гражданской службы, является именно истечение срока действия срочного служебного контракта, в связи с чем гражданский служащий подлежит увольнению по истечении срока действия служебного контракта, а не в иное время, и вне зависимости от наличия у нанимателя иных вакантных должностей гражданской службы.

Доводы истца в части нарушения положений статьи 64 ТК РФ в необоснованном отказе в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а также ст. 261 ТК РФ, запрещающего расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет по инициативе работодателя несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку возникшие между сторонами отношения в части прекращения служебного контракта регулируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не могут рассматриваться как дискриминация трудовых прав женщины, имеющей ребенка до трех лет. Указанные истцом требования Трудового кодекса РФ не распространятся на настоящие спорные правоотношения, поскольку такой запрет предусмотрен только для расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя, а не в связи с окончанием срока действия срочного служебного контракта. Увольнение в связи с истечением срока действия срочного трудового договора (служебного контракта) не является увольнением по инициативе работодателя, в связи с чем гарантии, предусмотренные ст. 261 Трудового кодекса РФ не распространяются на данные правоотношения.

В связи с изложенным показания свидетелей Свидетель №2 и ФИО7, допрошенных в судебном заседании по ходатайству истца, не могут быть приняты в качестве доказательств по делу в обоснование нарушения трудовых прав истца и отказе в заключении с ней трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей у истца.

Таким образом, нарушений прав истца в действиях ответчика не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании отказа в заключении служебного контракта на должность начальника отдела незаконным и обязывании МИФНС заключить служебный контракт на должность начальника отдела общего обеспечения с 17 апреля 2023 года сроком на три года (до достижения малолетним ребенком трехлетнего возраста) – до 17 апреля 2026 года, а в случае отсутствия вакантной должности начальника отдела общего обеспечения предложить иные из имеющихся вакансий, в штатном расписании ИФНС России № 1 с 17 апреля 2023 года, не имеется.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении указанных требований, то не имеется также оснований для удовлетворения производных требований о взыскании среднемесячного заработка за вынужденный прогул, компенсационных выплат по ст.236 ТК РФ и компенсации морального вреда.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кривошеевой А.М. к МИФНС России № 1 по ЯНАО о признании отказа в заключении служебного контракта незаконным, обязывании заключения служебного контракта, о выплате заработной платы за время вынужденного прогула, процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение суда в окончательной форме составлено 13 сентября 2023 года

Судья: подпись

Копия верна. 13.09.2023 года. Решение в законную силу не вступило.

Судья Н.Н. Подгайная