ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1697/16 от 04.10.2016 Новоильинского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2-1697/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2016 г. г. Новокузнецк

Новоильинский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Слобожаниной А.П.,

при секретаре Плутковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации г.Новокузнецка к ФИО1 о защите деловой репутации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ..... обратилась в суд с иском к ФИО1 о защите деловой репутации юридического лица.

Требования мотивированы тем, что 01.06.2016г. на сайте ..... в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» была размещена статья «Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий».

По данным закрытого акционерного общества «Региональный Сетевой Информационный Центр» администратором доменного имени novokuznetsk.su является ФИО1.

В целях обеспечения доказательств нотариусом Новокузнецкого нотариального округа .....Х. на основании статей 102 и 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в порядке обеспечения доказательств, необходимых в случае возникновения спора в суде, был произведен осмотр доказательств в виде интернет-сайта: ..... в частности выполнен переход на станицу данного сайта, на которой размещена статья «Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий», и сохранение текста данной статьи. Производство осмотра интернет-сайта ..... зафиксировано протоколом осмотра доказательств от 16.06.2016г.

Администрация ..... считает, что статья «Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий» содержит сведения, которые не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию администрации ....., как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Данные сведения содержатся в следующих фразах:

- «Согласно письму от ..... (исполнитель Ш.) и действующему штатному расписанию работники бюджетной сферы будут за май и все летние месяцы получать только голый оклад»;

«В итоге вместо 12-18 тыс. рублей, фактическая заработная плата сократиться в 2-3 раза»;

«Сотрудников бюджетной сферы с данным распоряжением заранее не уведомили и лишение премии и других выплат будет выполнено в нарушение действующего законодательства».

Согласно статье 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация, при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети «Интернет», обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности: проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию; соблюдать права и законные интересы организаций, в том числе их деловую репутацию.

Разместив вышеуказанные сведения, ответчик не осуществил предварительной проверки их достоверности. Просьба прокомментировать данные сведения, адресованная пресс-службе администрации ..... и Финансовому управлению ....., имела место не до их размещения, а одновременно с размещением.

На основании статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положения о компенсации морального вреда, применяются к защите деловой репутации юридического лица. Соответственно юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005г. ..... «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, следует понимать, в том числе распространение таких сведений в сети «Интернет». Факт распространения сведений, содержащихся в статье «Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий», которые не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию администрации ....., путем размещения данной статьи на сайте ..... подтверждается протоколом осмотра доказательств от 16.06.2016г., произведенного нотариусом Новокузнецкого нотариального округа .....Х..

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.

Вышеуказанные сведения, размещенные ответчиком, являются порочащими деловую репутацию истца, поскольку указывают на нарушение со стороны администрации ..... действующего законодательства, ее недобросовестности и противоправном поведении в отношении «бюджетников».

В соответствии с постановлением Коллегии ..... от .......... «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений .....» с ..... были введены новые системы оплаты труда для работников государственных учреждений ...... Данным постановлением было установлено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. При этом объем бюджетных ассигнований на оплату труда работников, предусматриваемый соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета в бюджете ..... и бюджетах государственных внебюджетных фондов, может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых государственными учреждениями государственных услуг. Этим постановлением органам местного самоуправления ..... было рекомендовано разработать и ввести новые системы оплаты труда работников муниципальных учреждений ......

Во исполнение вышеуказанного постановления Коллегии ..... Новокузнецким городским Советом народных депутатов в 2011 году были введены новые системы оплаты труда работников муниципальных учреждений ......

Так, решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений образования .....; решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения .....; решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений социального обслуживания населения .....; решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений ....., подведомственных Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации .....; решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... утверждено Положение об оплате труда работников специализированных молодежных учреждений .....; решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... утверждено Положение об оплате труда работников учреждений культуры, образовательных учреждений дополнительного образования в сфере культуры ......

Предусмотренные данными Положениями условия оплаты труда работников муниципальных учреждений ....., включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы; повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы; выплат компенсационного и стимулирующего характера, являются обязательными для включения в трудовой договор или в дополнительное соглашение между работодателем и работником. При этом устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Кроме того, заработная плата работника, состоящая из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в ......

Никаких изменений в данные Положения, связанных с исключением из установленной системы оплаты труда каких-либо выплат (доплат) либо направленных на уменьшение заработной платы работников бюджетной сферы, не принималось и принимать не планируется.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. К числу основных прав работника статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации относит его право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В свою очередь работодатель на основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. При этом условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В свою очередь системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Системы оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации).

Анализ вопросов местного значения городского округа, которые перечислены в статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяет сделать вывод, что организация и финансовое обеспечение деятельности бюджетной сферы на территории муниципального образования, в том числе образовательных организаций, муниципальной системы здравоохранения, учреждений социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, относится к числу полномочий органов местного самоуправления.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

На основании статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашения сторон трудового договора. Данное соглашение заключается в письменной форме. В связи с этим размер гарантированных выплат, входящих в систему оплаты труда работников бюджетной сферы ..... и указанных в качестве обязательного условия трудового договора, заключенного с каждым работником, не может быть изменен, а тем более снижен, без соблюдения определенных процедур, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день заработная плата за май и июнь текущего года начислена и выплачена работникам бюджетной сферы ..... в полном объеме в соответствии с установленной системой оплаты труда. В дальнейшем заработная плата данной категории работников сохранится на прежнем уровне, и администрацией ..... принимаются все меры для ее своевременной выплаты. Таким образом, ни о каком сокращении заработной платы данной категории работников «в 2-3 раза» и выплате им «голого оклада» речи никогда не шло и не идет. Подобные утверждения, содержащиеся в статье «Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий», не имеют под собой никаких оснований. В структуре расходной части бюджета Новокузнецкого городского округа расходы на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и народного хозяйства носят приоритетный и так называемый «защищенный» характер.

Со своей стороны администрация ..... никаких действий либо решений, направленных на изменение условий оплаты труда либо снижение заработной платы работников бюджетной сферы не осуществляла и не принимала. В том числе Главой ..... никакие распоряжения о лишении работников бюджетной сферы премий либо иных выплат, о которых их бы следовало заранее уведомлять, не издавались.

Между тем, ответчик распространяет сведения, указывающие обратное, а именно то, что администрацией ..... нарушаются требования законодательства Российской Федерации, тем самым создавая социальную напряженность в городе и пороча деловую репутацию администрации ....., как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия, как следует из статьи, размещенной ответчиком, ненадлежащим образом.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, которые даны в постановлении от 24.02.2005г. ..... «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого свободно передавать и распространять информацию. Однако согласно статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществляя свои права и свободы, никто при этом не должен нарушать права и свободы других лиц. Также в международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что осуществление права свободного выражения своего мнения может быть сопряжено с определенными условиями, ограничениями и санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы, в т.ч. для защиты репутации или прав других лиц.

Реализуя свои права, ответчик не должен был делать это недостоверно, в порочащей деловую репутацию администрации ..... форме, при отсутствии оснований и документального подтверждения распространенным им сведениям, что свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своими правами.

В целях урегулирования спора в досудебном порядке администрация ..... обращалась к ответчику с предложением разместить от своего имени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ..... опровержение предложенного администрацией ..... содержания. Однако на данное предложение ответчик ответил отказом.

Администрация ..... просит:

- Признать несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию Администрации ..... следующие сведения, содержащиеся в статье "Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий", размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ..... на сайте .....

«Согласно письму от ..... (исполнитель Ш.) и действующему штатному расписанию работники бюджетной сферы будут за май и все летние месяцы получать только голый оклад»;

«В итоге вместо 12-18 тыс. рублей, фактическая заработная плата сократиться в 2-3 раза»;

«Сотрудников бюджетной сферы с данным распоряжением заранее не уведомили и лишение премии и других выплат будет выполнено в нарушение действующего законодательства».

- Обязать ФИО1 опровергнуть следующие сведения, порочащие деловую репутацию администрации .....:

«Согласно письму от ..... (исполнитель Ш.) и действующему штатному расписанию работники бюджетной сферы будут за май и все летние месяцы получать только голый оклад»;

«В итоге вместо 12-18 тыс. рублей, фактическая заработная плата сократиться в 2-3 раза»:

«Сотрудников бюджетной сферы с данным распоряжением заранее не уведомили и лишение премии и других выплат будет выполнено в нарушение действующего законодательства» путем размещения на сайте http://novokuznetsk.su в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опровержения следующего содержания:

"Сведения, содержащиеся в статье "Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий", размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ..... на сайте ..... а именно:

«Согласно письму от ..... (исполнитель Ш.) и действующему штатному расписанию работники бюджетной сферы будут за май и все летние месяцы получать только голый оклад»;

«В итоге вместо 12-18 тыс. рублей, фактическая заработная плата сократиться в 2-3 раза»;

«Сотрудников бюджетной сферы с данным распоряжением заранее не уведомили и лишение премии и других выплат будет выполнено в нарушение действующего законодательства», - не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию администрации ....., что установлено вступившим в законную силу решением Новоильинского районного суда ...... Опровержение должно последовать в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу».

Взыскать с ФИО1 в бюджет Новокузнецкого городского округа расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса по осмотру информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте ..... в целях обеспечения доказательств по делу в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Представитель истца Р..В., действующая на основании доверенности ..... от ....., в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении, дополнила, что Главой города Новокузнецка ФИО2 было подписано письмо, адресованное главным распорядителям бюджетных средств, содержащее рекомендацию, в связи с объявленной чрезвычайной ситуацией в бюджете Новокузнецкого городского округа и началом отпускного периода работников образовательных учреждений в условиях дефицита бюджета, во избежание задолженности по заработной плате работникам учреждений бюджетной сферы в летние месяцы, не начислять и не производить дополнительных выплат по заработной плате, в том числе премий, начиная с заработной платы за май текущего года. В части прочих расходов ввести режим строжайшей экономии бюджетных средств. Фактическим исполнителем данного письма являлся начальник Финансового управления .....Ш. При этом Финансовое управление ..... является структурным управление Главного Финансового управления ....., не являясь органом Администрации ....., и не находясь в его подчинении. Исполнителем являлась начальник Финансового управления ..... ввиду наличия у управления сведений о состоянии бюджета. При этом, указанное письмо не содержит обязательных реквизитов документа, как дата и регистрационный номер, что не позволяет установить дату составления и подписания. По данным отдела документационного и организационного обеспечения администрации ..... вышеуказанное письмо в отдел учета, регистрации, копирования и направления адресатам не поступало. Поскольку исполнителем письма указана Ш. – начальник Финансового управления ....., следовательно, данное письмо было подготовлено Финансовым управлением ...... После подписания письма Главой ..... изготовление его копий и направление их главным распорядителям бюджетных средств осуществлялось также Финансовым управлением ...... При этом письмо Главы города к числу распорядительных документов не относится, в нем не содержится правовых норм, требующих обязательного исполнения. Из содержания письма следует, что необходимо строжайше экономить бюджетные средства. При этом о лишении работников бюджетной сферы ..... гарантированных и установленных системами оплаты труда выплат, в том числе выплат стимулирующего характера (премий), а также о начислении и выплате им в период май-август «голых окладов» и сокращении их заработной платы в 2-3 раза в письме ничего не говорится. Перечень гарантированных выплат, входящих в систему оплаты труда, и их размер определяются трудовыми договорами и являются их обязательными и существенными условиями, изменение которых допускается по соглашению сторон трудового договора и с соблюдением процедур, установленных трудовым законодательством Российской Федерации. Дополнительные выплаты в систему оплаты труда работников муниципальных учреждений не входят, они носят разовый характер и выплачиваются работодателем при условии и за счет экономии фонда оплаты труда. В период май-август 2016 г. все выплаты согласно системам оплаты труда и условиям трудовых договоров работникам бюджетной сферы ....., осуществляемые за счет средств бюджета Новокузнецкого городского округа, были осуществлены в полном объеме.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признал, суду пояснил, что является администратором домена второго уровня ..... на основании договора об оказании услуг. Использует данный сайт, как информационный ресурс, с целью получения дохода без регистрации в качестве средства массовой информации. По электронной почте ответчиком было получено письмо от лиц, которые выражали свое мнение к письму Главы города, которое содержало указание не выплачивать премии работникам бюджетной сферы, удостоверившись в достоверности и действительности письма, ..... ответчик разместил на своем сайте как письмо Главы города, которое являлось предметом изучения в судебном заседании, так и письмо граждан под заголовком «Бюджетники Новокузнецка бьют тревогу: нас лишают премий». Ответчик считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Так, в соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, с позицией Европейского Суда а правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (пункт 9 постановления Пленума). По сути, обстоятельства изложенные в статье являются мнением группы лиц, имеющих обеспокоенность по высказанной теме.

Право на суждение в соответствии с п. 9 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» является неотъемлемым правом журналиста. Он имеет право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения.

Относительно высказываний, касающихся истца, являющегося органом местного самоуправления, следует отметить, что его положение обязывает быть готовым к пристальном) вниманию со стороны граждан, общественности, средств массовой информации, а также к негативной оценке выполняемой миссии, терпимым к критике, свободомыслию и плюрализму.

Доказательств тому, что статья, содержащая оспариваемые сведения, опубликована с намерением причинить вред истцу, что эти сведения умаляют его честь и достоинство, дела не имеется. Не следует из этой статьи и то, что указанные в ней оспариваемые сведения изложены в оскорбительной форме. Кроме того, право истца на опровержение уже было реализовано.

Изучив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом согласно сведений регионального Сетевого Центра от .......... установлено, что ответчик ФИО1 на основании договора об оказании услуг ..... c ..... по настоящее время является администратором домена второго уровня ..... то есть владельцем данного сайта (л.д.65).

Согласно подпунктам 2,6 пункта 1 ст. 10.2 Федерального Закона РФ от ..... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет" (далее - блогер), при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети "Интернет", обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:

2) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;

6) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Судом установлено, что ответчик ФИО1, являясь владельцем сайта ....., доступ к которому в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, ..... разместил для общего доступа полученное им письмо следующего содержания: «Согласно письму от ..... (исполнитель Ш.) и действующему штатному расписанию работники бюджетной сферы будут за май и все летние месяцы получать только голый оклад, который составляет всего 5-6 тыс. рублей. В итоге вместо 12-18 тыс. рублей, фактическая заработная плата сократится в 2-3 раза и бюджетники начнут даже не жить, а просто выживать. Сотрудников бюджетной сферы с данным распоряжением заранее не уведомили и лишение премии и других выплат будет выполнено в нарушении действующего законодательства. Если решение о сокращении заработной платы не будет пересмотрено, сотрудники бюджетной сферы будут вынуждены уволиться в массовом порядке в итоге деятельность Администрации и всех ее структурных подразделений будет парализована. Дополнительно сообщаем, что информацию о Финансовом Управлении и его руководителе Ш. на сайте Администрации полностью отсутствует. Данного подразделения нет ни в организационной структуре, ни в разделе «Структура», нет ни положений Финансового Управления, ни иных документов, которые должны быть в открытом доступе для сотрудников и горожан. Просим вмешаться в сложившуюся ситуацию и не допустить нарушения действующего Законодательства....", что подтверждается протоколом осмотра нотариусом доказательств в виде информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте ..... в целях обеспечения доказательств по делу (л.д. 13)

Кроме указанного письма на том же сайте и в то же время ответчиком было размещено письмо, подписанное Главой города Новокузнецка ФИО2, следующего содержания: "В связи с объявлением чрезвычайной ситуации в бюджете Новокузнецкого городского округа и началом отпускного периода работников образовательных учреждений в условиях дефицита бюджета, во избежание задолженности по заработной плате работникам учреждений бюджетной сферы в летние месяцы, не начислять и не производить дополнительных выплат по заработной плате, в том числе премий, начиная с заработной платы за май текущего года.

В части прочих расходов ввести режим строжайшей экономии бюджетных средств", исполнителем указанного письма является Ш., что также подтверждается что подтверждается протоколом осмотра нотариусом доказательств в виде информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте ..... в целях обеспечения доказательств по делу (л.д. 13), ввиду мелкого шрифта на изображении со странице сайта текст письма приведен на л.д. 66. Факт размещения письма Главы ..... был также подтвержден сторонами в судебном заседании.

В судебном заседании ответчик ФИО1 суду пояснил, что по сути сведениями является письмо Главы ....., в достоверности которого перед размещением на сайте ответчик удостоверился. А письмо бюджетников ..... является выражением мнения и понимания указанного письма Главы города.

Согласно ч.ч. 1,2,5,10,11 ст. 152 Гражданского Кодекса РФ, Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.

Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет".

Правила пунктов 1 - 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Администрация ..... является юридическим лицом, что следует из ч.3 ст. 44 Устава Новокузнецкого городского округа, утв. Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от .......... (л.д.22)

Из правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ..... N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» следует, что в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Лицо, которое полагает, что высказанное оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, затрагивает его права и законные интересы, может использовать предоставленное ему пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 46 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" право на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку.

Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что ответчиком на сайте была размещена информация в виде письма Главы ..... и письма бюджетников ....., содержание которых приведены выше. Вышеназванная информация в виде двух текстов размещены во взаимосвязи, как временной, то есть одновременно, так и смысловой. Из анализа их смысла следует, что к сведениям, которые распространил ответчик, относится письмо Главы ...... Их достоверность нашла подтверждение в судебном заседании, порочащий либо оскорбительный характер сведений судом не установлен. Отсутствие даты и регистрационного номера на данном письме для разрешения настоящего дела правового значения не имеет. Письмо бюджетников ..... носит характер субъективного мнения и взгляда, отношения и понимания вышеназванного письма главы ....., следовательно, не подлежат проверке судом на предмет соответствия их действительности в силу права каждого на свободу мысли и слова. Также судом установлено, что в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 46 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" Администрацией ..... использовано право на ответ, в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку, что следует из данных с сайта ..... от ....., содержащихся в материалах дела (л.д.59), а также из пояснений представителя истца Р., которая не отрицала данный факт.

Таким образом, законные основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Требования о взыскании судебных расходов в размере 4500 рублей, связанных с оплатой услуг нотариуса по осмотру информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте ..... в целях обеспечения доказательств по делу удовлетворению не подлежат в силу ч1 ст. 98 ГПК РФ, согласно которой судебные расходы присуждаются в пользу той стороны, в чью пользу состоялось решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РПФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации ..... к ФИО1 о защите деловой репутации юридического лица отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято .....

Судья А.П. Слобожанина