ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1698/18 от 20.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2018 г. г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,

при секретаре Казаковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 ФИО8 к УК ООО «ЖЭУ №1», с третьими лицами ФИО1 ФИО9, МУП «Теплообеспечение» о перерасчете начислений за отопление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском к УК ООО «ЖЭУ №1» о перерасчете начислений за отопление, указав, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ управление домом стало осуществлять ООО УК ООО «ЖЭУ №1» и резко выросла плата за отопление в жилом помещении. При детальном изучении формулы расчета за жилое помещение, выяснилось, что плата за отопление расчитана не в соответствии с формулой, указанной в постановлении правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ.). Согласно данному постановлению начисления за отопление могут происходить либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) соответственно.

На территории Самарской области плата за отопление в домах, не оборжанных приборами учета отопления, начисляется по формуле 2 (1) то есть в течение 12 месяцев. Формула 2 (1) содержит применение коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», к количеству месяцев в календарном году. Формула 2(2) также устанавливает применение коэффициента периодичности внесения потребителем платы за коммунальную услугу по отоплению (7/12) в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по топлению, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ При применении коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (7/12) ежемесячный платеж за отопление в квартире истца должен составлять 1724 руб. 55 коп., тогда как ответчик с ДД.ММ.ГГГГ. начисляет ежемесячно по 2958 руб. 05 коп.

Всего за вышеуказанный период ответчик излишне начислил 12 335 руб. В связи с необоснованным увеличением размера платы ответчик обязан выплатить ему компенсацию в размере 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислять, то есть. 6617 руб. 50 коп. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к ответчику с соответствующим требованиями, однако его требования оставлены без удовлетворения.

Кроме того, ответчиком на протяжении отопительного периода оказывались услуги ненадлежащего качества в части отопления, что повлекло снижение температуры в его жилом помещении ниже минимального уровня в 18 градусов по Цельсию, что было зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, просит суд: 1) обязать ответчика произвести перерасчет в части начислений за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с формулой 2(1) Постановления правительства от ДД.ММ.ГГГГ. с использованием коэффициента 7/12; 2) взыскать с ответчика в его пользу за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 6167 руб. 50 коп., 3) обязать ответчика производить полный перерасчет начислений за отопление в период оказания услуг ненадлежащего качества в части отопления с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5,7 % от начислений, определенных за расчетный период, но не более суммы начислений за данный расчетный период, до момента устранения причин данного нарушения, зафиксированного согласно действующему законодательству по п. 112 и 113 радела Х постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №

В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила исковые требования, поддержав требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет в части начислений за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с формулой 2(1) Постановления правительства от ДД.ММ.ГГГГ. с использованием коэффициента 7/12 и взыскания с ответчика в пользу истца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в размере 6167 руб. 50 коп. Исключила из числа заявленных требования о возложении на ответчика обязанности производить полный перерасчет начислений за отопление в период оказания услуг ненадлежащего качества в части отопления с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5,7 % от начислений, определенных за расчетный период, поскольку соответствующий перерасчет ответчиком произведен.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представители ответчика ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, дали пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица МУП «Теплообеспечение», надлежащим образом извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просил в удовлетворении иска ФИО2 отказать, поскольку все нормативы по Самарской области на данный момент установлены при начислении платы за отопление равномерно в течение календарного года, т.е. на 12 месяцев, поэтому коэффициент периодичности в данном случае не применим. Договор между МУП «Теплообеспечение» и ООО УК ООО «ЖЭУ №1» заключен исходя из указанных обстоятельств.

Третье лицо ФИО6, надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело без участия неявившихся третьих лиц.

Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 210 ГК РФ, пунктом 3 статьи 30 ЖК РФ, статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела истец ФИО2 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, вторым сособственником является ФИО6, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица. (л.д. 41).

Управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ. являлась ООО УК ООО «ЖЭУ №1», с которой граждане на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ заключили договор управления многоквартирным домом (л.д.62-76).

В соответствии с пунктом 1.1 договора управления МКД, управляющая компания по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе предоставлять собственникам помещений и потребителям следующие коммунальные услуги: холодного (и горячее) водоснабжения, водоотведение, отопление путем заключения управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Во исполнение условий договора управления многоквартирным домом ООО УК ООО «ЖЭУ №1» заключило ДД.ММ.ГГГГ. с МУП «Теплообеспечение» договор на поставку тепловой энергии (л.д. 58-61). Согласно приложению к указанному договору при отсутствии прибора учета тепловой энергии оплата за полученную тепловую энергию будет производиться по жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (приложение , формула т.е. по формуле: Q=S*N*12 Гкал, где S общая площадь отапливаемых жилых помещений, N – норматив коммунальной услуги по отоплению для населения муниципального района Волжский Самарской области, Гкал на 1 кв.м. общей площади (0,023), 12 количество месяцев в году.

В судебном заседании на основании пояснений стороны ответчика установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом оборудован прибором учета, однако на момент принятия дома в управление ответчиком выяснилось, что прибор учета тепла энергии не поверен, срок поверки истек ДД.ММ.ГГГГ. В связи с указанными обстоятельствами плата за отопление начисляется пользователям коммунальных услуг в доме по нормативам потребления.

Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> принято решение производить начисления платы за отопление в течение 12 месяцев (л.д. 53-57).

Норматив коммунальной услуги по отоплению в Волжском районе Самарской области утвержден решением собрания представителей Волжского района Самарской области от 24.11.2009г. № 770 и установлен в размере 0,023 Гкал на 1 кв.м в месяц (л.д. 26). Указанный норматив в период заявленный истцом и по настоящее время используется ответчиком и теплоснабжающей организацией при осуществлении начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в доме <адрес>

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, в силу пункта 42(1) которых оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Вместе с тем на момент установления решением собрания представителей Волжского района Самарской области от 24.11.2009г. № 770 норматива услуги по отоплению действовали утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (в редакции от 14 февраля 2015 г.) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно пункту 3 указанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 5 Правил).При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении отопления: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (подпункт "е" п. 7 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по следующей формуле (формула 5): N0 = Q0 / Sоб * Чnот, где: Q0 - суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал); Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв.м); nот - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов (п. 3 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344).

Таким образом, при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, в приведенной формуле, одним из показателей является период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", Правительство Российской Федерации установило, что:

а) органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2020 г.; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603)

б) решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 г., принятые в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам.

Пункты 15 - 28 Правил и пункты 1 - 4 приложения N 2, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утратили силу с 1 июля 2016 года.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.

Указанным постановлением пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" дополнен пунктом 2 (4), согласно которому в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанных исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2."

При этом, пунктом 4 названного постановления правительства установлено, что пункт 2(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действует до 1 января 2020 г.

Порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в Самарской области определен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.09.2012г. № 207, согласно которому оплата коммунальной услуги по топлению производится равномерно в течение года (по 1/12), за исключением случая принятия решения вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (то есть только в отопительный период, по 1/7) общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в котором используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.

Таким образом, переход к оплате за фактическое потребление согласно показаниям приборов учета возможен при наличии соответствующего решения собственников помещений в многоквартирном доме.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, дифференцированные в соответствии с категориями многоквартирных и жилых домов и этажности, утверждены приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению 3 к данному приказу указанные в нем нормативы на территории г.о. Самара вводятся в действие с ДД.ММ.ГГГГ. До момента вступления в силу новых нормативов на территории муниципальных образований Самарской области применяются нормативы, действовавшие в муниципальных образованиях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В силу норм вышеприведенных нормативно-правовых актов, учитывая, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, принято решение производить начисления платы за отопление в течение 12 месяцев, в заявленный истцом период и в настоящее время при расчете коммунальной услуги по отоплению в Волжском районе Самарской области применяется норматив, действовавший по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2 (пункт 2, приложение № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603), т.е. по формуле Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при применении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного решением Собрания представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.е. норматива, действовавшего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.), учитывая, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в доме истца производится равномерно в течение года — как в отопительный, так и в неотопительный период, управляющая компания к УК ООО «ЖЭУ №1» правомерно осуществляет расчет коммунальной услуги по отоплению по формуле, не предусматривающей применение коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по топлению.

Кроме того, следует учесть и то обстоятельство, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Каких-либо неправомерных действий со стороны ответчика в отношении истца, связанных с предъявленными им требованиями, по материалам дела не усматривается.

В силу вышеизложенных обстоятельств заявленные уточненные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО10 к УК ООО «ЖЭУ №1» о перерасчете начислений за отопление – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья: Л.Г. Галиуллина