ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1698/2021 от 22.07.2021 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 июля 2021 года <адрес>

Домодедовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи

О.Б. Рагулиной

при секретаре

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа, обязании рассмотреть вопрос по существу

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась с иском (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно; обязании повторно по существу рассмотреть вопрос о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

В обоснование требований истица указала, что обратившись за назначением пособия, получила отказ в связи с отсутствием у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области, при этом ребенок зарегистрирован в г. Домодедово по месту пребывания, где проживает с матерью, сохраняя регистрацию по месту жительства отца - в г. Москве, с учетом прекращения брака и раздельного проживания родителей. В связи с невозможностью во внесудебном порядке защитить свои права ФИО5 обратилась в суд.

В судебном заседании ФИО5 и ее представитель ФИО6 требования поддержала.

Представитель ответчика ФИО7 (доверенность – л.д. 42) иск не признал, поддержал отказ Министерства социального развития Московской области.

Выслушав в участников процесса, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истица является матерью ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении – л.д. 7, свидетельство об установлении отцовства – л.д. 8, свидетельство о заключении барка – л.д. 9)

Несовершеннолетняя ФИО3 зарегистрирована по месту жительства отца - в <адрес> (л.д. 12), при этом постоянно проживает с матерью в <адрес>, зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> (по месту жительства матери -л.д. 13,14).

Из представленных документов усматривается, что никаких выплат и льгот по месту регистрации ребенка (в <адрес>) истица не получает (л.д. 18-19).

Обратившись с заявлением о выплате пособия, представив пакет документов, обосновывающих право на получение пособия, предусмотренного Законом Московской области от 10.04.2020 N 57/2020-ОЗ "О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области", истица получила отказ от05.04.2021 в связи с тем, что ребенок не имеет регистрации по месту жительства в Московской области (л.д. 43). При этом, ответчик не рассматривал заявление по существу, не проверял среднедушевой доход семьи истицы, что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" отношения, связанные с предоставлением в Московской области нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата) регулируется Законом Московской области от 10.04.2020 N 57/2020-ОЗ (ред. от 30.03.2021) "О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области".

Статьей 2 названного закона предусмотрено, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области. При этом понятие "место жительства" понимается в том же значении, в котором оно используется в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Статья 3 Закона Московской области от 10.04.2020 N 57/2020-ОЗ гласитт, что право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий место жительства в Московской области, на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в Московской области, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения (далее - величина прожиточного минимума на душу населения) на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (п. 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что несовершеннолетний ребенок проживает в Московской области с матерью, отказ ответчика от 05.04.2021 противоречит закону и создает препятствия к реализации истицей своих прав и свобод в установленном законом порядке.

Так как ответчиком по существу заявление не рассматривалось, не проверялся доход семьи, дающий право на получение пособия, а суд не подменяет государственные органы, на которых возложены обязанности по поверке обоснованности поданных заявлений, на ответчика возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление истицы по существу.

В силу ст. 98 ГПК РФ с Министерства социального развития Московской области в пользу истицы взыскивается госпошлина в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Обязать Министерство социального развития Московской области повторно по существу рассмотреть вопрос о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу ФИО5 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий судья О.Б. Рагулина