ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1698/2022 от 17.10.2022 Кольского районного суда (Мурманская область)

***

***

Дело № 2-1698/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 года город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Корепиной О.С.,

при секретаре Лысовой И.А.,

с участием представителя истца Роговской Л.Ю.,

представителя ответчика Юфимова Е.С.,

представителя третьего лица Управления Росгвардии по Мурманской области Кабанова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о возложении обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» (далее ПАО «ТГК-1») о возложении обязанности в срок до *** осуществить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В обоснование исковых требований указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой города Кандалакши совместно со специалистом отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Мурманской области в деятельности Каскада Нивских гидроэлектростанций филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» (далее КНГЭС), установлено, что на объекте Нива ГЭС-3 допущены нарушения требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 458 от 05.05.2012. Поскольку выявленные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность опасных объектов, допускают возможность несанкционированного проникновения на объекты топливно-энергетического комплекса и допущены в результате бездействия ПАО «ТГК-1» в виде неисполнения требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», просит суд возложить обязанность на ПАО «ТГК-1» в срок до *** устранить на территории Нива ГЭС-3 нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458, а именно:

- оборудовать охранную зону акватории ГЭС в полном объеме комплексом ИТСО по ее границам в соответствии с п.п. 284,285 Правил;

- установить внешнее предупредительное ограждение в соответствии с пп. «в» п.1 приложения №1 к Правилам;

- оборудовать зону (полосу) отторжения в соответствии в пп. «а» п.2 приложения №1 к Правилам, п.97 Правил;

- оборудовать запретную зону в соответствии с пп. «б» п.2 приложения №1 к Правилам, п.71 Правил;

- оборудовать досмотровую площадку КПП: вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), ограждение места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта в соответствии с пп. «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, пп. «а», «г» п. 139, п. 145 Правил;

- обеспечить укрепление воротами КПП дистанционно в соответствии с пп. 141 Правил;

- установить предупредительные знаки по периметру запретной зоны в соответствии с пп. «д» п. 2 приложения №1 к Правилам, п. 104, 105 Правил;

- оборудовать систему охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов в соответствии с п. 5 приложения №1 к Правилам, п. 177 Правил;

- установить на посту №4 стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге с выводом на объектовый пункт централизованной охраны в соответствии с пп. «в» п.7 приложения к Правилам;

- оборудовать вход в КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия или разрушения в соответствии с п. 112 Правил;

- оборудовать на критических элементах систему конетроля и управления доступом (точки доступа) в соответствии с пп «а» п.3 приложения №1 к Правилам, п. 205 Правил;

- оборудовать системой охранного телевидения, обеспечивающей обнаружение оставленных предметов в соответствии с пп. «г» п.8 приложения №1 к Правилам;

- оборудовать ГЭС объектовыми стационарными радиостанциями в соответствии с пп. «а» п.10 приложения №1 к Правилам;

- оборудовать объект системой оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир) в соответствии с пп. «д» п.243 Правил;

- оборудовать объект системой оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции в соответствии с пп. «е» п. 243 Правил.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Кольского района Мурманской области Роговская Л.Ю. на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-1» Юфимов Е.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что прокурором не представлено доказательств необходимости первоочередного оснащения объектов генерации заявленными в иске средствами защиты, а также не представлено доказательств обоснованности установления указанного в иске срока в противоречие со сведениями, изложенных в паспортах безопасности объектов ТЭК. Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов ТЭК, определяется в результате их обследования. Результаты обследования, выводы и рекомендации по устранению антитеррористической защищенности подлежат указанию в паспорте безопасности объекта ТЭК, утверждаемом комиссией, возглавляемой главой субъекта Российской Федерации – председателем антитеррористической комиссии. Поскольку паспорт безопасности объекта ТЭК является официальным документом, составляемом и утверждаемом по форме и порядке, установленном федеральным законодательством, оснований не доверять содержащимся в нем сведениям не имеется. При принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений необходимо учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта. В отношении спорных объектов разработаны паспорта безопасности, утвержденные в соответствующем порядке. В данных паспортах безопасности указаны необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта и сроки их реализации. Полагает, что истцом не обоснованно определены сроки по устранению замечаний, без учета сроков по подготовке проектной документации, фактического проведения работ, а также сведений, отраженных в паспортах безопасности спорных объектов. Тем самым, утвержденные в паспортах безопасности объектов ТЭК сроки реализации мероприятий не являются излишне длительными, так как фактически угроза безопасности объектам ТЭК и неопределенному кругу лиц фактически отсутствует. Также единовременное оснащение объектов ТЭК средствами безопасности ранее сроков, установленных в паспортах безопасности, поставит под угрозу проведение ремонтной программы на этих объектах, что поставит под угрозу надежность электроснабжения населения.

Представитель Управления Росгвардии по Мурманской области Кабанов В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, поддержал отзыв, представленный в материалы дела.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно положениям ст.5 вышеуказанного ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами ТЭК, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу пункта 13 статьи 2 указанного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно пункту 14 названной статьи требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Как установлено частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В пункте 2 Правил установлено, что инженерно-техническими средствами защиты являются технические средства (преграды, барьеры, инженерные конструкции), препятствующие своими физическими свойствами несанкционированному проникновению на объект и (или) в охраняемую зону (на часть территории, в здание, строение, сооружение, помещение); инженерно- техническими средствами охраны являются технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта, предназначенные для предотвращения и (или) выявления несанкционированных действий в отношении объекта.

Инженерно-технические средства охраны являются составляющей частью системы физической защиты объекта (пункт 4 Правил).

Согласно п.19 Правил к инженерно-техническим средствам охраны относятся: а) инженерно-технические средства защиты: инженерные заграждения; инженерные средства и сооружения: контрольно-пропускные пункты; помещения для размещения подразделений охраны; б) технические средства охраны: система охранной сигнализации; система охранная телевизионная; система контроля и управления доступом; система сбора и обработки информации, включающая подсистему связи и передачи извещений к пультам централизованного наблюдения; технические средства досмотра; в)вспомогательные системы: система охранного освещения; система оповещения о тревоге, чрезвычайной ситуации и др.; система электропитания; система оперативной связи подразделений охраны.

Система физической защиты должна обеспечивать заданный уровень безопасности предотвращения на объекте актов незаконного вмешательства.

Пункт 52 Правил предусматривает, что состав инженерно-технических средств охраны согласно приложению №1 определяется категорией опасности объекта (высокая, средняя, низкая) и включает в себя необходимые системы (система охранной сигнализации, система контроля и управления доступом и др. для его защиты. В соответствии с п.112 Правил все входы в контрольно-пропускные пункты и управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения.

Согласно п.170 Правил система охранной сигнализации поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средств охраны – системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом.

В силу п.103 Правил к защитным конструкциям также относятся средства защиты оконных проемов: защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок), защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест; средства защиты дверных проемов (стальные дверные конструкции, стальные или деревянные конструкции с вставками из бронестекла или защитного остекления).

Судом установлено, что Нива ГЭС Каскад Нивских ГЭС является структурными подразделениями филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», относится к объектам топливно-энергетического комплекса с непрерывным технологическим циклом производства средней категории опасности.

Судом также установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города Кандалакши проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности ТЭК Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» выявлено, что:

- в нарушение пунктов 284, 285 Правил охранная акватория ГЭС не оборудована комплексом инженерно-технических средств охраны по ее границам;

- в нарушение подпункта «в» пункта 1 приложения №1 к Правилам отсутствует внешнее предупредительное ограждение;

- в нарушение подпункта «а» пункта 2 приложения № 1 к Правилам, пункта 9 Правил не оборудована зона (полоса) отторжения - зона, непосредственно примыкающая к инженерным ограждениям объекта и свободная от построек, деревьев, кустарников и др.;

- в нарушение подпункта «б» пункта 2 приложения № 1 к Правилам, пункта 71 Правил не оборудована запретная зона (запретная зона, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность (деревья, кустарники, трава и др.), оборудуется в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны;

- в нарушение подпункта «б» пункта 3 приложения №1 к Правилам, подпункта «а», «г» пункта 139, пункта 145 Правил досмотровая площадка КПП не оборудована вспомогательными механизированными воротами (шлакбаумами), ограждением места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарными противотаранным подъемным устройством для недопущения несонкционированного проезда автомобильного транспорта:

В нарушение подпункта 141 Правил управление воротами КПП осуществляется не дистанционно, а непосредственно постовым при помощи рук;

- в нарушение подпункта «д» пункта 2 приложения №1 к Правилам, пунктов 104,105 Правил, по периметру запретной зоны отсутствуют предупредительные знаки (устанавливаются по внутреннему ограждению запретной зоны на расстоянии не более 50 метров друг от друга с использованием имеющихся опор ограждения или отдельных столбов и обязательно на изгибах (углах) запретной зоны, калитках и воротах а запретные зоны);

- в нарушение пункта 5 приложения №1 к Правилам, пункта 177 Правил система охранной сигнализации по внутреннему рубежу критически элементов не оборудована;

- в нарушение подпункта «в» пункта 7 приложения № 1 к Правилам на посту №4 (проход к критическим элементам) отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на объектовый пункт централизованной охраны;

- в нарушение пункта 112 Правил, вход в КПП не оборудован средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия или разрушения;

- в нарушение подпункта «а» пункта 3 приложения №1 к Правилам, пункта 205 Правил система контроля и управления доступом (точки доступа) на критических элементах не оборудована;

- в нарушение подпункта «г» пункта 8 приложения №1 к Правилам система охранного телевидения не обеспечивает обнаружение остальных предметов;

- в нарушение подпункта «а» пункта 10 приложения №1 к Правилам на объекте отсутствуют стационарные радиостанции;

-в нарушение подпункта «д» пункта 243 Правил система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает оперативный маниторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

- в нарушение подпункта «е» пункта 243 Правил система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции.

В настоящее время выявленные прокуратурой района нарушения не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания.

В отношении объектов топливно-энергетического комплекса Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» разработан паспорт безопасности объекта ТЭК, утвержденные председателем антитеррористической комиссии – губернатором Мурманской области ***.

В разделе 10.7 паспорта указаны необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объектов и сроки их реализации. Так, срок проектно-изыскательских работ по созданию комплекса инженерно-технических средств охраны на объекте ТЭК Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС» определен в данном паспорте безопасности – ***. Срок строительно-монтажных работ по созданию комплекса инженерно-технических средств охраны на объекте ТЭК Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС– ***.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

При этом факт необходимости оборудования объектов в соответствии с Правилами не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании. Обязанность ответчика обеспечивать безопасность объекта комплекса ТЭК Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС прямо предусмотрена ст.6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

То обстоятельство, что в паспорте безопасности данного объекта топливно-энергетического комплекса отражены иные сроки осуществления указанных в иске мероприятий по физической и антитеррористической защищенности данного объекта, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку сам паспорт разрабатывается субъектом ТЭК и должен соответствовать требованиям названных Правил. При этом, длительные сроки устранения выявленных прокурором нарушений создает угрозу безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан осуществить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в деятельности ТЭК Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» суд учитывает, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание социальную значимость объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности ТЭК Нива ГЭС-3 Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», противоправные действия на которых, в том числе совершение актов терроризма, могут причинить экономический ущерб Российской Федерации, а также принимая во внимание, что длительное непринятие должных мер по обеспечению надлежащей охраны объекта топливно-энергетического комплекса снижают антитеррористическую защищенность опасного объекта, допускают возможность несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса, суд устанавливает срок до ***, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, представителем ответчика суду не представлено.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о возложении обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса – удовлетворить.

Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» в срок до *** устранить нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458, на территории Нива ГЭС-3, выполнив следующие мероприятия:

- оборудовать охранную зону акватории ГЭС в полном объеме комплексом ИТСО по ее границам в соответствии с п.п. 284, 285 Правил;

- установить внешнее предупредительное ограждение в соответствии с п.п. «в» п.1 приложения № 1 к Правилам;

- оборудовать зону (полоса) отторжения в соответствии с п.п. «а» п. 2 приложения № 1 к Правилам, п. 97 Правил;

-оборудовать запретную зону в соответствии с п.п. «б» п.2 приложения № 1 к Правилам, п. 71 Правил;

-оборудовать досмотровую площадку КПП вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), ограждением места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта в соответствии с п.п. «б» п.3 приложения № 1 к Правилам, п.п. «а», «г» п. 139, п. 145 Правил;

-обеспечить управление воротами КПП дистанционно в соответствии с п.п. 141 Правил;

-установить предупредительные знаки по периметру запретной зоны в соответствии с п.п. «д» п.2 приложения № 1 к Правилам, п. 104, 105 Правил;

-оборудовать систему охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов в соответствии с п. 5 приложения № 1 к Правилам, п. 177 Правил;

-установить на посту № 4 стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге с выводом на объектовый пункт централизованной охраны в соответствии с п.п. «в» п. 7 приложения № 1 к Правилам;

-оборудовать вход в КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке из вскрытия или разрушения в соответствии с п. 112 Правил;

-оборудовать на критических элементах систему контроля и управления доступом (точки доступа) в соответствии с п.п. «а» п. 3 приложения № 1 к Правилам, п. 205 Правил;

-оборудовать системой охранного телевидения, обеспечивающей обнаружение оставленных предметов в соответствии с п.п. «г» п.8 приложения № 1 к Правилам;

- оборудовать ГЭС объектовыми стационарными радиостанциями в соответствии с п.п. «а» п. 10 приложения № 1 к Правилам;

-оборудовать объект системой оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир) в соответствии с п.п. «д» п. 243 Правил;

-оборудовать объект системой оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции в соответствии с п.п. «е» п. 243 Правил.

Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

***

*** судья О.С. Корепина