11RS0002-01-2019-002802-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2019 года г. Воркута
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего Старовойтовой Н.Г.
при помощнике судьи Кононовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1699/2019 по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Акционерному обществу «Комиавиатранс» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности,
установил:
Воркутинский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что АО «Комиавиатранс» в нарушение требований промышленной безопасности эксплуатирует в аэропорту Воркута резервуар вертикальный стальной РВС-1000 тех. № 2 (год ввода в эксплуатацию-1992) с истекшим нормативным сроком службы (20 лет) без проведения экспертизы промышленной безопасности. Просит признать незаконным бездействие ответчика и возложить на него обязанность по проведению экспертизы промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации резервуара вертикального стального РВС-100 тех. № 2 (год ввода в эксплуатацию-1992) в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В. исковые требования поддержал.
Ответчик АО «Комиавиатранс» участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, причин неявки не сообщило. Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп.6 п.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.7.1 Воздушного кодекса РФ к особо опасным, технически сложным объектами инфраструктуры воздушного транспорта относит взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
Согласно свидетельству о регистрации А25-02039 Склад ГСМ аэропорта Воркута аэропорта Воркута внесен в Реестр опасных производственных объектов, дата регистрации 12.06.2013, III класс опасности.
По сведениям, характеризующим опасный производственный объект, резервуар вертикальный стальной РВС-1000 тех. № 2 (год ввода в эксплуатацию -1992), входит в состав опасного производственного объекта «Склад ГСМ аэропорта Воркута».
Положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Нормы и правила промышленной безопасности устанавливаются и утверждаются соответствующими приказами Ростехнадзора, иными нормативными актами, как общего назначения, так и по отраслям промышленности.
В силу ч.2 ст.3 названного Федерального закона требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
По нормам ч.2 ст.7 указанного Федерального закона, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; а также при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Аналогичная норма содержится в п.6 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538.
Проведенной транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Ростехнадзора в период с 18.07.2018 по 26.07.2018 проверкой установлено отсутствие подтверждения в виде экспертной оценки возможности безопасной эксплуатации сооружения- вышеуказанного резервуара вертикального стального в составе опасного производственного объекта.
Представление, внесенное Воркутинской транспортной прокуратуры от 26.07.2018 23/1-3-2018/67 генеральному директору АО «Комиавиатранс» по факту выявленного нарушения, не исполнено до настоящего времени, что не оспаривается ответчиком, подтверждено его письменным сообщением в адрес Воркутинской транспортной прокуратуры от 20.09.2019.
Бездействие ответчика ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, что является основанием для защиты нарушенного права в порядке ст.12 ГК РФ.
При установленных обстоятельствах в соответствии с приведенными правовыми нормами заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем требование о признании незаконным бездействия акционерного общества «Комиавиатранс» по своей сути является основанием иска, а потому не требует указания на его разрешение в резолютивной части решения суда.
Названный процессуальным истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает разумным и достаточным.
Удовлетворение иска в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика госпошлины в размере 300 руб. (подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Комиавиатранс» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации резервуара вертикального стального РВС-1000 тех. № 2 (год ввода в эксплуатацию -1992).
Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-29.10.2019.
Председательствующий Н.Г. Старовойтова