Дело № 2-169/2016 г. РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2016 года г. Палласовка
Палласовский районный суд Волгоградской области в составе судьи
Лобачевой В.Б., единолично,
при секретаре Утюшевой М.А.,
с участием представителей истца ФИО11, адвоката Линевой С.В.,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО12 к администрации городского поселения г.Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и возложении обязанности рассмотреть вопрос о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения г.Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления об отказе в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и возложении обязанности рассмотреть вопрос о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны. Постановлением № от 03.12.2015г. ей было отказано в признании в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Истица полагает, что данный отказ незаконен. Считает, что ее права нарушены. Просит признать незаконным постановление администрации городского поселения <адрес>№ от 03 декабря 2015 года «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского поселения г.Палласовка», обязать ответчика рассмотреть вопрос о постановке ФИО10 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать за ФИО10 право на получение мер социальной поддержки (субсидии) по обеспечению жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
3 февраля 2016 года вынесено определение о принятии увеличения исковых требований ФИО10 о признании незаконным постановление администрации городского поселения г.Палласовка № от 27 октября 2015 года «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского поселения г.Палласовка».
В судебное заседание истец ФИО10 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была уведомлена своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО11, действующая на основании доверенности, требования уточнила, просила признать незаконными постановление администрации городского поселения г.Палласовка № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского поселения г.Палласовка» и постановление администрации городского поселения г.Палласовка № от 03 декабря 2015 года «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского поселения г.Палласовка», а также обязать ответчика поставить ФИО10 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты первоначального обращения в орган местного самоуправления с 13 октября 2015 года.
Представитель истца, адвокат Линева С.В., действующая на основании ордера, уточненные исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования ФИО10 не признал, указал, что первоначально было отказано ФИО10 в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма по причине превышения обеспеченности общей площади на одного человека учетной норме. Второй раз было отказано по причине намеренного ухудшения жилищных условий, в связи с регистрацией в данном жилом доме ФИО7, и несовершеннолетней ФИО8 Просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Данный Указ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников ВОВ, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО10 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы.
Из копии паспорта истца усматривается, что с 4 августа 2000 года по настоящее время ФИО10 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно домовой книге и финансово лицевым счетам № (октябрь, ноябрь 2015г.) в указанном жилом доме зарегистрированы и проживают помимо ФИО10 6 человек: ФИО11 собственник жилого дома, ФИО4 муж собственника, её дочь ФИО5, внук ФИО6, племянница ФИО7, дочь племянницы ФИО8 (С-вы зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГг.).
Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности дочери истца – ФИО11, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, ФИО10 не имеет.
Администрацией городского поселения г.Палласовка Волгоградской области отказано в удовлетворении заявления ФИО10 от 13 октября 2015 года о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она зарегистрирована в жилом доме общей площадью 61,9 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, являющейся членом семьи собственника жилого помещения ФИО11 и обеспеченность общей площадью каждого члена семьи, в том числе и заявителя, выше учетной нормы.
В соответствие с Решением Палласовской городской Думы от 18 ноября 2014 года N 13/4 учетная норма по городу Палласовка установлена в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующей категории граждан - членов семей умерших участников Великой Отечественной войны.
Таким образом, из положений вышеназванного закона следует, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, с учетом заслуг по защите Отечества, участники ВОВ, в том числе вдовы участников ВОВ обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья 36 кв. м на одного участника ВОВ.
Из материалов гражданского дела следует, что общая площадь жилого дома, в котором истец проживает, составляет 61,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права), то есть площадь, приходящаяся на истца, составляла на день обращения с заявлением 13 октября 2015 года 12,38 кв. м, которая является менее площади, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах».
Таким образом, с учетом приведенных норм и с учетом совместного проживания вдовы участника ВОВ с другими членами семьи, основание (занимаемое жилое помещение по общей площади превышает учетную норму), по которому ФИО10 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нельзя признать законным и обоснованным.
Кроме того, суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что ФИО10 совершены действия направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 июля 2011 года N 945-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Истец ФИО10 не является и никогда не являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности дочери истца ФИО11 Другого жилого помещения в собственности ФИО10 не имеется.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ действия, квалифицируемые как намеренное ухудшение жилищных условий, совершаются лицами, которые в соответствии со ст. 49 ЖК РФ имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ФИО10, как указывалось выше, права собственности на жилой дом по адресу <адрес>. не имела, заявления о её согласии на регистрацию в указанном домовладении ФИО7, и несовершеннолетней ФИО8 не требовалось, и воспрепятствовать собственнику жилого дома ФИО11 распоряжаться своим правами она не могла.
Таким образом, регистрация вышеуказанных граждан в жилом доме, принадлежащем ФИО11 на праве собственности, не может расцениваться как намеренное ухудшение истцом ФИО10 своих жилищных условий, позволяющих ей быть признанной нуждающейся в жилых помещениях.
Для признания гражданина нуждающимся в жилищных помещениях, предоставляемых по договорам социального найма необходимо отсутствие у него жилья.
Иного жилья, находящегося в собственности, у ФИО10 не имеется. Ранее меры государственной поддержки в виде бесплатного предоставления жилья истцу не предоставлялись.
Таким образом, оснований для отказа ФИО10 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у Администрации городского поселения г.Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области не имелось.
Поскольку ФИО10 администрацией городского поселения г.Палласовка Волгоградской области было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся жилых помещениях необоснованно, суд приходит к выводу о возложении на ответчика, как уполномоченного органа исполнительной власти в сфере жилищных отношений, обязанности принять ее на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО14 к администрации городского поселения г.Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности рассмотреть вопрос о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского поселения г.Палласовка № от 27 октября 2015 года «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского поселения г.Палласовка».
Признать незаконным постановление администрации городского поселения г.Палласовка № от 03 декабря 2015 года «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского поселения г.Палласовка».
Обязать администрацию городского поселения г.Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области поставить ФИО13 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты первоначального обращения в орган местного самоуправления с 13 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Палласовский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме (срок изготовления мотивированного решения – 20 февраля 2016 года).
Судья В.Б. Лобачева