ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-169/2018 от 16.04.2018 Краснобаковского районного суда (Нижегородская область)

№ 2-169/2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2018 года р.п. Красные Баки

Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Шмырина Г.В. при секретаре судебного заседания Беловой Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО1 к Дмитриевскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Краснобаковского района Нижегородской области о понуждении к действию

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику. В обоснование своих требований указал следующее. Является собственником жилого дома по <адрес>. Коммунальные услуги предоставляются Дмитриевским МУП ЖКХ без письменного договора. Стоимость услуг предъявляется ежемесячными квитанциями с раскладкой по видам услуг, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Услуги оплачиваются истцом нерегулярно и в меньшем количестве, чем предъявлялось, также истец не оплачивает услугу "вывоз ТБО", о чем устно предупреждал служащих бухгалтерии ЖКХ. Отказ оплачивать вышеуказанную услугу мотивировал тем, что она не соответствует установленным в районе нормам ЖКХ, а именно: мусорный бак по нормам должен находиться на расстоянии не более 50 метров от дома пользователя. Фактически ближайший мусорный бак находится <адрес>, на расстоянии 210 метров от дома истца, что создает ему и его жене, пенсионерам по возрасту, неудобства. Этой услугой он никогда не пользовался, т.к. имеет транспортные средства для самостоятельного вывоза мусора на свалки района. На его претензию убрать графу ТБО из предъявляемых квитанций и вследствие этого снизить задолженность на сумму ответчик отказался, что он считает необоснованным согласно письму государственной жилищной инспекции, имеющемуся в иске. За период осуществления услуг вследствие неполной их оплаты из-за затруднительного материального положения со стороны истца на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в сумме . Согласно имеющейся справке ЖКХ, которая по ст. 196 ГК РФ попадает под срок давности. На предложение снизить общую сумму долга на вышеназванную сумму ответчик согласился частично - на сумму , представив не убедительные доводы, которые противоречат ст. 196 ГК РФ, т.к. сумма долга срока давности указана в справке и является конкретной и составляет . Просит суд, обязать ответчика исключить из платежных квитанций за коммунальные услуги сумму долга в связи со сроком давности. Также исключить из платежных квитанций сумму услуги "вывоз ТБО", которая не попадает под срок давности и составляет на ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебном заседании поддержал доводы изложенные в иске.

Представитель ответчика иск не признали.

Выслушав истца, ответчика, изучив представленные в дело доказательства. Суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (управляющие компании, и т.д.), являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, в том числе осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) отходов, и предоставляют указанные услуги на основании соответствующих договоров. Наличие такого договора, предусматривающего в том числе выполнение организацией коммунального комплекса работ по сбору и транспортированию отходов, обеспечивает как соблюдение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, так и эффективный, основанный на гражданско-правовых обязательствах, контроль за доставкой отходов надлежащему получателю.

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда (управляющим компаниям, и т.п.), либо собственникам жилых помещений (в случае непосредственного управления) на основании договора между ними. При этом сбор твердых бытовых отходов в местах их накопления и транспортирование к месту утилизации (захоронения), как один из технологических этапов деятельности по их утилизации (захоронению), может осуществляться самой организацией коммунального комплекса.

Распределение территорий поселения и соответствующих потоков отходов между несколькими объектами утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов осуществляется органами местного самоуправления на основе документов территориального планирования (генеральной схемы санитарной очистки территории поселения).

В соответствии с частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и тарифов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Пунктом 161 Правил установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ - Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пояснений истца следует, что он не пользуется услугой по вывозу и утилизации ТБО, а именно, из-за отдаленности бака не использует его. Однако истец пояснил, что производит самовывоз отходов ТБО на свалку Дмитриевского МУП ЖКХ и свалку Краснобаковского района. Ответчик представила суду Постановление № 99, паспорт полигона ТБО, акт приема- передачи земельного участка под ТБО, и распоряжение поселковой администрации и исполнительного комитета об организации полигона для утилизации ТБО, а также государственный акт на право пользование землей под свалку ТБО, а также оборотно -сальдовую ведомость, то есть доказательства подтверждающие обоснованность выставления в квитанции строки «вывоз ТБО», как коммунальной услуги, поскольку данные документы дают ответчику право организации деятельности по вывозу и утилизации отходов л.д.56 и л.д. 71-80.

Приведенные положения законодательства свидетельствуют о том, что собственники помещений обязаны нести расходы по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответчиком при рассмотрении дела заявлено о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Из материалов дела следует, истец не регулярно и не в полном объеме оплачивал коммунальные услуги начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Истец данный факт подтвердил, сославшись на то, что в указанный период занимался предпринимательской деятельностью которая ему не приносила дохода в связи с чем он не регулярно и не в полном объеме оплачивал коммунальные услуги.

Истец обратился с заявлением к ответчику о применении срока исковой давности ДД.ММ.ГГГГ. На что ответчик ДД.ММ.ГГГГ списал безнадежную задолженность в сумме , удовлетворив требование истца л.д.55.

Кроме того, ответчик произвел перерасчет в связи с оплатой за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, удовлетворив требование истца л.д.81-82.

Кроме того, из ответа КВЦ следует, что истец ФИО2 оплата коммунальных услуг за 2018 год не производилась.

Из п.118 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") следует, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы».

Таким образом, пропорциональное распределение исполнителем полученной от потребителя частичной платы между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание жилого помещения согласуется с п.1 ст. 307, ст. 309, ст.311 ГК РФ.

Что подтверждается Протоколом начислений л.д.58-60 и Отчетам по группам и периодам задолженности л.д.81-82.

Доводы истца о том, что у него нет заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями и ответчиком для обеспечения ресурсами не являются основанием для удовлетворения требований истца, поскольку услуги истцу ответчиком были оказаны, истцом соответственно потреблены, доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности либо о ненадлежащем оказании услуг ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Кроме того, истец подтвердил тот факт, что претензий по оказанным услугам к ответчику нет, однако оплату он производил не своевременно и не в полном объеме, что подтверждается справкой КВЦ представленной по запросу суда.

Доводы истца о том, что отсутствует договор по оказанию услуг и выполнению работ с ЖКХ, заключенный между ответчиком и истцом, не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя его содержания.

Доводы истца о том, что у него отсутствует обязанность нести расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг истцу, поскольку он не заключал договор с ответчиком МУП ЖКХ Дмитриевское, суд отклоняет, поскольку из материалов дела достоверно следует, что именно ответчик является управляющей компанией, осуществляет поставку коммунальных услуг истцу и производит расчеты с ресурсоснабжающими организациями, следовательно, именно ответчику подлежат возмещению истцом расходы за потребление коммунальных услуг.

Таким образом, собственник помещения в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг.

Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по-своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, согласно которой, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ч. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Доводы истца основаны на неверном применении и толковании норм материального права, следовательно применению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2 ФИО1 к Дмитриевскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Краснобаковского района Нижегородской области о понуждении к действию - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд города Нижний Новгород через Краснобаковский районный суд Нижегородской области в течение месяца.

Судья: Г.В. Шмырина