Дело № 2-169/2018.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года город Вичуга
Вичугский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Сизовой И.Ю.,
при секретаре Егорычевой Е.Е.,
с участием помощника Вичугского межрайонного прокурора Шевелева К.Н.,
истца ФИО1,
представителя ответчика и третьего лица ФИО2, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации городского округа Вичуга о взыскании доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы городского округа Вичуга, ранее замещавшим руководящие должности в органах власти и управления, общественных организациях города Вичуга, исполнявшим функции государственного управления,
У С Т А Н О В И Л:
Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском о возложении на администрацию городского округа Вичуга Ивановской области обязанности по выплате ФИО1 доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы городского округа Вичуга, ранее замещавшим руководящие должности в органах власти и управления, общественных организациях города Вичуга, исполнявшим функции государственного управления за период с 30.03.2012 по 01.12.2017 в размере 418 495, 37 рублей. С учетом изменения исковых требований (л.д.51-52) просил взыскать с администрации городского округа Вичуга за счет средств бюджета города Вичуга в пользу ФИО1 пенсию за выслугу лет в сумме 418495,37 руб. за период с 01.03. 2012 до 01.12.2017 года.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании обращения
ФИО1 Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией городского округа Вичуга законодательства о пенсионном обеспечении граждан. В ходе проверки установлено, что 01.03.2012 года ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Вичуга с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет. 30.03.2012 администрацией городского округа Вичуга вынесено постановление № 334 «Об отказе в выплате к трудовой пенсии ФИО1» в связи с несоблюдением условий п.п. «а» п. 1 ст. 8 Положения № 38, в соответствии с которым пенсия за выслугу лет назначается при наличии права на пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с федеральным и областным законодательством на 31.03.1996, работавшим в органах власти управления
города Вичуги, и несоблюдения условия, определенного п.п. «б» п. 1 ст. 8
указанного положения в соответствии с которым, пенсия за выслугу лет
назначается при замещении руководящих должностей, в органах власти и
управлении, общественных организациях г. Вичуга, исполняющих функции
государственного управления, не менее 12 полных месяцев непосредственно
перед приобретением права на пенсию по старости. Вместе с тем, прокурор полагает, все требования ст. 8 Положения № 38 на момент подачи заявления 01.03.2012 года соблюдены. ФИО1 с 12.05.1995 по 21.11.1997 работала в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Вичуга, уволена с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области. Кроме того, указанная статья распространяется на лиц, ранее замещавших руководящие должности в органах власти и управления, общественных организациях г. Вичуги. То есть, правомерно производить начисление указанных выплат на основании лишь ч. 1 ст. 2 Положения № 38. 01 декабря 2017 года ФИО1 вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии за выслугу лет. Ответчик назначил ФИО1 пенсию по выслуге лет с 01.12.2017 года. При этом на момент рассмотрения заявления и принятия решения о назначении
выплат подпункты «а», «б» ч.1 ст. 8 Положения № 38, на основании которых 30.03.2012
ФИО1 отказано в назначении пенсии по выслуге лет, остались неизменны. В связи с чем, решение об отказе в выплате к трудовой пенсии считает неправомерным. Бездействие администрации городского округа Вичуга нарушило права ФИО1 на своевременное и полноценное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании Вичугский межрайонный прокурор и ФИО1 заявленные требования поддержали по доводам иска.
Представитель ответчика - администрации городского округа Вичуга и третьего лица - Финансового отдела городского округа Вичуга - ФИО2 с исковыми требованиями не согласен, представил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ходатайствовал о применении к требованиям истца трехгодичного срока исковой давности.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования Вичугского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Согласно ст. 2 Закона Ивановской области от 24.10.2005 № 140-03 «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области» (далее - Закон Ивановской области № 140-03) право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют государственные гражданские служащие при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.
Пунктом 4 ст. 1 Положения «О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы» (далее - Положение № 38), утвержденного Решением городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области от 31.03.2011 № 38, пенсия за выслугу лет по муниципальному пенсионному обеспечению - ежемесячная денежная выплата за счет средств местного бюджета, право на получение которой определяется настоящим Положением и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им денежного содержания, утраченного в связи с прекращением ими муниципальной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях в Российской Федерации (за исключением досрочного назначения в соответствии с подпунктами 6-21 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») либо в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Положения № 38 право на пенсию за выслугу лет по муниципальному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации, замещавшие выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы (далее - муниципальные должности) городского округа Вичуга при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Положением.
Часть 1 статьи 3 Положения предусматривает условия назначения доплаты за выслугу лет- установление трудовой пенсии по старости. В силу ч. 1, 2 п. 9 Положения № 38 назначение пенсии за выслугу лет производится по заявлению гражданина, при этом обращение за назначением пенсии за выслугу лет может осуществляться в любое время после возникновения права на данную пенсию и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком; пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Судом установлено и подтверждается записями трудовой книжки истца, чтос12.12.1988 года ФИО1 занимала выборную должность секретаря исполнительного комитета городского Совета народных депутатов, с 15.03.1990 г. она занимала выборную должность заместителя председателя Вичугского городского Совета народных депутатов, уволена в связи с ликвидацией организации 05.01.1994 года. С 15.03.1990 года по 05.01.1994 года истец работала в Вичугском городском Совете народных депутатов в должности заместителя председателя, уволена в связи с ликвидацией организации. С 12.05.1995 года по 21.11.1997 год она работала в должности председателя заместителя председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Вичуга. 21.11.1997 года назначена на государственную должность государственной службы заместителем председателя Комитета, 21.11.1998 года переведена на государственную должность государственной службы главным специалистом, уволена по собственному желанию 29.10.1999 года. 01.11.1999 года принята на должность ведущего специалиста в Вичугский филиал Учреждения юстиции Ивановской области по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 29.02.2012 г. истец была уволена с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего (л.д.10-18,66).
Трудовая пенсия по старости назначена ФИО1 30.07.2011 года.
01.03.2012 г. Румянцева обратилась в администрацию городского округа Вичуга с заявлением об установлении ей пенсии за выслугу лет на основании Решения городской Думы городского округа Вичуга от 31.03.2011 г. №38 «Об утверждении Положения «О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы».
Постановлением администрации городского округа Вичуга №334 от 30.03.2012 года в выплате пенсии за выслугу лет истцу отказано в связи с несоблюдением условий, определенных подпунктами «а» и «б» п.1 ст. 8 Положения «О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы» (л.д.26).
В декабре 2017 года ФИО1 повторно обратилась в администрацию городского округа Вичуга с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Постановлением администрации городского округа Вичуга от 28.12.2017 года №1201 пенсия за выслугу лет ФИО1 назначена с 01.12.2017 г. (л.д.28).
Из материалов дела следует, что в обоснование в 2012 году отказа ФИО1 в назначении пенсии по выслуге лет, ответчик сослался на несоблюдение условий, определенных в п.п. «а» и «б» пункта 1 ст. 8 Положения «О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о назначении истцу пенсии за выслугу лет ответчик не учел требования статьи 4 указанного Положения.
Согласно ст. 4 Положения "О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы" (в ред. Решения городской Думы городского округа Вичуга от 30.06.2011 N 69, действующей на момент подачи ФИО1 заявления о назначении пенсии за выслугу лет от 01.03.2012) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе, пенсия за выслугу лет назначается при соблюдении следующих условий: 1) замещение выборной муниципальной должности на постоянной основе не менее трех лет в течение одного выборного срока; 2) прекращение лицом, замещающим выборную муниципальную должность на постоянной основе, своих полномочий в связи с истечением выборного срока или досрочное прекращение лицом, замещающим выборную муниципальную должность на постоянной основе второй последующий или иной повторный срок, своих полномочий по следующим основаниям:
а) письменное заявление лица о сложении своих полномочий;
б) досрочное прекращение полномочий выборного органа или выборного должностного лица в соответствии с действующим законодательством и Уставом городского округа Вичуга;
в) избрание и назначение на должность, занятие которой по закону или в соответствии с Уставом городского округа Вичуга несовместимо с выполнением полномочий выборного лица;
г) вступление в силу решения суда о признании выборов, в результате которых избрано выборное лицо, недействительными;
д) упразднение в установленном порядке муниципального образования "Городской округ Вичуга";
3) достижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, или наличие пенсии по инвалидности на момент прекращения полномочий по выборной муниципальной должности.
Граждане, замещавшие выборные муниципальные должности на постоянной основе и не достигшие на момент прекращения своих полномочий возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не имеющие права на пенсию по инвалидности, имеют право на пенсию за выслугу лет при установлении им трудовой пенсии по старости (инвалидности), если они замещали выборные муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет в течение одного выборного срока ( в редакции от 27.09.2012 года).
Как следует из представленных документов, ФИО1 замещала выборные муниципальные должности на постоянной основе с 05.12.1988 г. по 05.01.1994 года. Так, Решением Вичугского городского Совета народных депутатов двадцатого созыва от 05.12.1988 года она избрана на должность секретаря исполнительного комитета городского Совета народных депутатов (л.д.65). Решением Вичугского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 15.03.1990 г. ФИО1 избрана заместителем председателя Вичугского городского Совета народных депутатов (л.д.66), с последней должности она уволена в связи с ликвидацией организации 05.01.1994 года.
Следовательно, на момент подачи заявления в марте 2012 года ФИО1 имела право на назначение ей пенсии по выслуге лет на основании ст. 4 Положения "О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы". Довод ответчика о том, что лишь изменения, внесенные в 2015 году в указанную статью, позволили назначить ФИО1 пенсию в декабре 2017 года, несостоятельны, поскольку как на момент подачи первого заявления о назначении пенсии за выслугу лет, так и на момент подачи повторного заявления в 2017 году, перечисленные в данной статье условия для назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет соблюдаются.
Таким образом, судом установлено, что Постановление «Об отказе в выплате доплаты к трудовой пенсии ФИО1» от 30.03.2012 является незаконным, решение об отказе в выплате к трудовой пенсии неправомерным.
ФИО1 представила суду расчет недополученных сумм пенсии за выслугу лет за период с 01.03.2012 г. по 01.12.2017 года. Ответчик данный расчет не оспаривает.
Вместе с тем ответчик просит применить к исковым требованиям ФИО1 3-х годичный срок исковой давности.
При рассмотрении дела, возникшего из административно-правовых отношений, норма о сроках исковой давности (ст. 196 ГК РФ) не подлежит применению.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Положение «О пенсионном обеспечении граждан, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы»,
утвержденное Решением городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области от 31.03.2011 № 38, принято в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Следовательно, спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
Так, согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 год, страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные нормы ранее также содержались в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Закрепленное в указанных статьях правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
В связи с тем, что судом установлено нарушение пенсионных прав ФИО1 на получение пенсии за выслугу лет, пенсия истице не выплачивалась по вине ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к заявленным истцом требованиям срока исковой давности.
Согласно представленному истцом расчету, сумма доплаты к пенсии за выслугу лет составляет 418495,37 руб. В расчете ответчика указана сумма 418496,37 руб.. С учетом требований истца суд взыскивает с администрации городского округа Вичуга за счет средств бюджета городского округа Вичуга в пользу ФИО1 доплату к трудовой пенсии за выслугу лет за период с 01.03.2012 года по 01.12.2017 года в сумме 418495,37 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с администрации городского округа Вичуга за счет средств бюджета городского округа Вичуга в пользу ФИО1 доплату к трудовой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы городского округа Вичуга, ранее замещавшим руководящие должности в органах власти и управления, общественных организациях города Вичуга, исполнявшим функции государственного управления, за период с 01.03.2012 года до 01.12.2017 года в сумме 418495 (четыреста восемнадцать тысяч четыреста девяносто пять) рублей 37 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме 23 апреля 2018 года.
Судья И.Ю. Сизова.