Дело №2-169/2021
УИД 78RS0011-01-2020-002239-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 10 марта 2021 года
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Плиско Э.А.,
при секретаре Митькиной К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чичирко К.В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Чичирко К.В. обратился в суд с исковыми требованиями, заявленными к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу», мотивируя тем, <данные изъяты>
Истец и его представитель в судебное заседание явились, требования поддержали. <данные изъяты>
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, <данные изъяты>
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
В соответствии с пунктом 2 этих Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пункта 14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года №310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года №59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке и условиях признании лица инвалидом» № 95 от 20.02.2006 года, действовавшему на момент возникших спорных правоотношений, порядок освидетельствования и признания лица инвалидом регламентируется данным нормативным актом, вопросы установления группы, причины и срока инвалидности отнесены к компетенции МСЭ. Вопросы установления инвалидности регламентируются также Постановлением Министерства труда и социального развития от 18.07.2001 года №56 и Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 года №789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ, Правительством РФ.
В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу либо устанавливается группа инвалидности, либо не устанавливается, таким же образом определяется срок установления инвалидности.
Постановление Правительства РФ №95 определяет порядок направления лица на освидетельствование: гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защита населения. При этом учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности.
Пунктом 10 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024-н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», действовавшего на момент освидетельствования истца, критерием для установления 1 группы инвалидности определено нарушение здоровья человека с 4 степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне 90-100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Пунктом 11 указанного Приказа критерием для определения 2 группы инвалидности определено нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне 70-80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Судом установлено, <данные изъяты>
<данные изъяты>
По результатам проведенной медико-социальной экспертизы у истца выявлено <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства по ходатайству обеих сторон судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, в связи с тем, что с учетом заявленных требований, для проверки доводов сторон необходимы специальные познания в области медико-социальной экспертизы<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертов, поскольку их выводы основаны на исследовании материалов дела, медицинских документов, на профессиональных знаниях экспертов и применении нормативно-правовых актов. Эксперты перед проведением экспертизы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подробно, мотивировано и основано на установленном состоянии здоровья истца, действующих нормативно-правовых актах, в том числе определяющих критерии установления группы инвалидности.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прерогатива принятия решений об установлении инвалидности, наличия или отсутствии оснований для ее установления принадлежит учреждениям медико-социальной экспертизы. Такие учреждения Постановлениями Правительства Российской Федерации созданы в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем судом было назначено проведения судебной медико-социальной экспертизы в ФКУ «Главное бюро МСЭ по Новгородской области», которое является независимым от ответчика учреждением, самостоятельным юридическим лицом.
Проведение судебной медико-социальной экспертизы и ее заключение подтвердило законность решения ответчика.
В связи с тем, что оспариваемое решение Главного Бюро МСЭ об установлении Чичирко К.В. <данные изъяты> по результатам освидетельствования является законным, обоснованным, принято с соблюдением всех подлежащих применению нормативно-правовых актов РФ, оснований для признания его незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах, когда состояние здоровья истца, в том числе с учетом оперативных вмешательств, не повлекли изменения степени нарушения функций организма, обусловленной заболеваниями, изменения степени ограничений основных категорий жизнедеятельности, у ответчика отсутствовали основания к установлению иной группы инвалидности.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Чичирко К.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Судья