ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-169/2021 от 14.01.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД32RS0027-01-2020-009410-63

Дело № 2-169/2021 (2-4092/2020;)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Степониной С.В.

при секретаре Иванушко А.С.,

с участием истца Крутова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутова Дениса Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области о взыскании компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Крутов Д.В. обратился с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области в обоснование которого указал, что 01.07.2020 на всей территории РФ происходило голосование по вопросу одобрения многонациональным народом РФ предложения о внесении поправок в Конституцию РФ, внесенного Президентом РФ. Истец указывает, что согласно смыслу слова «всенародное», в голосовании должен принимать участие весь народ России, а не та или иная его часть. Однако истец, отбывая наказание в местах лишения свободы, был лишен возможности участвовать в голосовании. В тоже время с Конституции РФ ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 15 граждане, содержащиеся в местах лишения свободы, не имеют права избирать и быть избранными, но не являются лишенными права участвовать во всенародном голосовании. Данным обстоятельством истец был исключен из многонационального народа Российской Федерации. По указанным основаниям истец полагает состоявшееся 01.07.2020 голосование нелигитимным, поскольку заведомо не было всенародным. Нарушение прав и свобод повлекло для истца нравственные страдания, выраженные в чувстве растерянности, недоумения, незащищенности и обреченности на тотальное бесправие. Моральный вред истец оценивает в 1 937 000 000 рублей, просит суд взыскать указанную сумму с ответчика.

В судебном заседании истец Крутов Д.В. поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области в судебное заседание не явился, предоставил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях ответчик просил в удовлетворении иска отказать, поскольку Конституцией РФ не предусмотрено право осужденных к лишению свободы участвовать в референдуме.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", одобренным Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ 11.03.2020, общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее соответственно - общероссийское голосование, настоящий Закон), проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона.

Указом Президента РФ от 01.06.2020 N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" определена дата 01.07.2020 проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

Согласно ч. 3. ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно ч. 3. ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

На основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающие имущественные права гражданина.

Пунктом 3 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

По смыслу вышеуказанных норм, а также ст. 16 ГК РФ, истец, полагавший, что незаконными действиями (бездействием) должностных лиц ему причинен вред, обязан, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, доказать ряд обстоятельств: факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.

Из материалов дела следует, что истец Крутов Д.В. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, соответственно на основании изложенных выше норм права он не имел права принимать участие во всенародном голосовании 01.07.2020.

Суд отклоняет доводы истца о том, что он необоснованно был лишен права на участие во всенародном голосовании, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Таким образом в судебном заседании факт причинения вреда истцу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, равно как и факт нарушения его избирательных прав не нашел подтверждения. Соответственно оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 1 937 000 000 не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Крутова Дениса Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2021 года.

Решения в окончательной форме изготовлено 20 января 2021 года.