ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-169/2021 от 22.03.2021 Стрежевской городского суда (Томская область)

Гражданское дело

Решение

Именем Российской Федерации

город Стрежевой Томской области 22 марта 2021 года

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Родионовой Н.В.,

при секретаре Шкорлухановой А.Г.,

помощник судьи Топорова И.П.,

с участием

представителя истца помощника прокурора г. Стрежевого Томской области Петрушина А.И.,

представителя ответчика Акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании о взыскании ущерба,

Установил:

Прокурор Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в Стрежевской городской суд Томской области с исковым заявлением к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (далее АО «Томскнефть» ВНК) о взыскании ущерба, мотивируя требование следующим образом.

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка на основании материалов, поступивших из службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры (далее - Служба, Природнадзор Югры) о причинении АО «Томскнефть» ВНК ущерба лесному фонду в результате нефтезагрязнения земельного участка.

Согласно оперативному сообщению об инциденте АО «Томскнефть» ВНК ДД.ММ.ГГГГ на трубопроводе <адрес>-месторождения в результате внутренней коррозии произошел разлив нефтесодержащей жидкости, что повлекло загрязнение лесных участков.

В соответствии с актом о проведении мероприятия по определению размера вреда, причиненного землям лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором Природнадзора Югры в районе куста скважин <адрес> месторождения в выделе квадрата <адрес> установлено загрязнение лесного участка.

Природнадзором Югры произведён расчёт ущерба, причинённого вследствие

нарушения лесного законодательства, который составил в сумме 192 684 руб., площадь лесонарушения составила <данные изъяты> га.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Томскнефть» ВНК направлена претензия о возмещении ущерба в размере 192 684 руб., однако до настоящего времени ущерб не возмещен.

Постановлением Природнадзора Югры от ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности по ч. ст. КоАП РФ с назначением штрафа в размере <данные изъяты> руб., который оплачен.

На основании заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в пробах почв, отобранных с загрязненных участков, концентрация нефтепродуктов превышает фоновые показатели в <данные изъяты> раз.

АО «Томскнефть» ВНК причинен вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), относится почва.

Неоплата АО «Томскнефть» ВНК суммы вреда, причиненного почвам, нарушает государственные, общественные и муниципальные интересы, заключающиеся в необходимости охраны и восстановления компонентов окружающей среды.

Просит суд взыскать с АО «Томскнефть» ВНК вред, причиненный почвам в районе куста скважин <адрес> месторождения в выделе квартала <адрес>, в результате загрязнения нефтесодержащей жидкостью в размере 192 684 руб.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Стрежевого Томской области Петрушин А.И. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Томскнефть» ВНК ФИО1 требования истца не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, указав, что приступить к восстановительным работам сразу после оконченных в ДД.ММ.ГГГГ работ по паспортизации Общество не могло, поскольку рекультивация земель осуществляется в соответствии с утверждённым проектом рекультивации земель, путём проведения технических и (или) биологических мероприятий. Вся собранная в рамках работ по паспортизации информации была консолидирована и использована при разработке проекта рекультивации загрязнённого земельного участка в районе от <адрес> месторождения, который был направлен на согласование в <данные изъяты>, однако ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> по результатам рассмотрения указанного заявления было направлено уведомление об отказе в согласовании указанного проекта рекультивации. Причиной отказа явилось отсутствие кадастрового номера земельного участка в отношении которого проводится рекультивация, отсутствие сведений о границах земель, подлежащих рекультивации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или в выписке из ЕГРП. Взыскание ущерба без учёта уже фактически понесённых и предстоящих затрат, путём проведения рекультивации приведёт к нарушению прав Общества, которое добросовестно осуществило устранение допущенного им нарушения (загрязнение окружающей среды). Считает, что разумные траты Общества подлежат зачёту и должны быть зачтены в счёт подлежащего возмещению вреда.

В судебном заседании представитель третьего лица Службы Природнадзора Югры ФИО2 пояснил, что требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокуратура обоснованы и подлежат удовлетворению, по доводам, изложенным в отзыве на иск. В Службу Природнадзора Югры от Общества поступило оперативное сообщение сведения о том, что на трубопроводе <адрес> месторождения ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ Нижневартовским управлением Службы проведено мероприятие по исчислению размера ущерба, в ходе которого в выделе квартала <адрес> выявлен загрязненный нефтесодержащей жидкостью участок лесного фонда.

<данные изъяты> (далее-<данные изъяты>) отобраны образцы почвы с загрязненного и чистого лесных участков, составлена условная схема отбора проб почвы.

В соответствии с заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам количественного химического анализа в пробе почв, отобранных на загрязненном участке, наблюдается превышение концентрации загрязняющих веществ по нефтепродуктам в <данные изъяты> раз.

Обществом причинен ущерб лесному фонду, выразившееся в порче почв, размер которого составляет 192 684,44 руб. (<данные изъяты>) где <данные изъяты> (м2) - площадь загрязненного участка лесного фонда, <данные изъяты> руб. - наибольшая ставка платы за единицу объёма древесины, преобладающей основной лесообразующей породы (сосна), согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, рублей за <данные изъяты> плотный м3, <данные изъяты> - коэффициент кратности согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - коэффициент кратности согласно пункту приложения к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Службой была направлена претензия в адрес ответчика с предложением в добровольном порядке, возместить причиненный ущерб.

Доводы представителя ответчика об отказе в иске, изложенные в отзывах на иск не обоснованы и толкуются на неверном применении законодательства. В размер вреда учитываются расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации, выполненных в целях устранения вреда и понесённых лицом, причинившим вред. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель сельскохозяйственного назначения. При определении полного экологического вреда учёту подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы. Невосполнимость экологических потерь признана Конституционным Судом Российской Федерации общеизвестным фактом, такое обстоятельство в силу статьи 61 ГПК РФ, не нуждаются в доказывании. Следовательно, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причинённого экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к восстановлению экологической системы. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Устранение виновным лицом последствий нарушения лесного законодательства и возмещение причинённого вреда в результате этого нарушения является самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом. Вышеизложенную позицию занимает судебная коллегия по гражданским делам седьмого кассационного суда общей юрисдикции: Определение от ДД.ММ.ГГГГ по делу , от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утверждённым проектом рекультивации земель путём проведения технических и (или) биологических мероприятий. При этом, как прямо следует и положений Правил, мероприятия по локализации и ликвидации разлива не включены ни в технический, ни в биологический этапы рекультивации, то есть не являются рекультивационными работами. Кроме того, возможность зачёта затрат, понесённых на локализацию и ликвидацию разлива, особенностями возмещения вреда не предусмотрена. Закон не предусматривает оснований для зачёта понесённых нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесённого вреда, либо по установленным законам таксам и методикам исчисления размера вреда. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель). Указанные правила не регулируют вопросы, связанные с рекультивацией нарушенных земель, рекультивация земель к мероприятиям по предупреждению и ликвидации разлива земель не относится, в связи с чем, факт соблюдения требований данных правил не имеет правого значения в рамках рассматриваемого спора. Понесённые ответчиком затраты на ликвидацию разлива нефтесодержащей жидкости, не могут быть приняты к зачёту в составе размера ущерба. Просил суд удовлетворить требование истца в полном объёме.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды).

В соответствии со ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Возмещение вреда направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти,

органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Статьей 39 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 77 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды (часть1,3).

Статьей 46 Закона «Об охране окружающей среды» при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведённой из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что выпиской из государственного лесного реестра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <адрес>, квартал , выдел , лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ относится к лесному фонду (т..л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> согласно оперативному сообщению об инциденте АО «Томскнефть»ВНК на трубопроводе <адрес> месторождения в результате внутренней коррозии произошел разлив нефтесодержащей жидкости, что повлекло загрязнение лесных участков (т. л.д. ).

В соответствии с информацией предоставленной АО «Томскнефть» ВНК типовая форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) на трубопроводе от ДД.ММ.ГГГГ, типовая форма от ДД.ММ.ГГГГ загрязнение нефтесодержащей жидкостью произошло ДД.ММ.ГГГГ по причине внутренней коррозии (т.л.д. )

Постановлением Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности по ч. ст. КоАП РФ, в связи с нарушением правил санитарной безопасности в лесах, в части загрязнения лесов химическим веществами, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. (т. л.д. ).

Указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ на основании платежного поручения АО «Томскнефть» ВНК произведена оплата административного штрафа по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. (т. л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры вынесено распоряжение о проведении мероприятий по исчислению размера вреда, причиненного землям лесного фонда в кварталах: <адрес> (т. л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры направило в адрес АО «Томскнефть» ВНК, <данные изъяты> уведомление о запланированном ДД.ММ.ГГГГ проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах <адрес> и исчислению размера вреда, причиненного землям лесного фонда, расположенных в кварталах: <адрес> (т..л.д. ).

В соответствии с актом о проведении мероприятия по определению размера вреда, причиненного землям лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором Природнадзора Югры в районе куста скважин <адрес> месторождения в выделе квартала <адрес>, установлено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью)земель лесного фонда (координаты угловых точек в <данные изъяты>): точка , координаты ; точка, координаты точка , координаты точка , координаты ; точка , координаты (т. л.д. )

Актами отбора проб почвы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отбор образцов почв в <адрес> (№ пробы (т. л.д. ).

Согласно заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ специалистом <данные изъяты> на территории <адрес> в зоне деятельности АО «Томскнефть» ВНК отобраны <данные изъяты> пробы почвы: контрольная проба , фоновая проба. По результатам количественного химического анализа массовая доля нефтепродуктов в контрольной пробе почвы <данные изъяты> мг/кг) превысила концентрацию загрязняющего вещества в почве фоновой пробы (<данные изъяты> мг/кг) в <данные изъяты> раз (т. л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры в адрес АО «Томскнефть» ВНК направлена претензия о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного лесам, в сумме 192 684,00 руб. (с расчётом), поскольку при осуществлении федерального государственного лесного надзора в квартале , выдел <адрес>, установлен факт причинения вреда лесам в виде уничтожения или порчи почв на площади <данные изъяты> м2 (<данные изъяты> га) (т. л.д. , т. л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры направил в адрес АО «Томскнефть» ВНК представление по факту загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесных участков в выделе квартала <адрес> в районе кустов скважин <адрес> месторождения нефти. Общество на вышеуказанной территории осуществляет эксплуатацию трубопроводов <адрес> месторождения. ДД.ММ.ГГГГ на на территории <адрес> месторождения в результате некатегорийных отказов трубопроводов произошли разливы нефтесодержащей жидкости на лесные участки в выделе квартала <адрес>. Площадь загрязненного участка составила <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> га).

На основании заключений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в пробах почв, отобранных с загрязненных участков, установлено превышение концентрации загрязняющих веществ по нефтепродуктам в <данные изъяты> и <данные изъяты> раз. Указанные обстоятельства повлекли прекращение роста деревьев, деградацию почвенного покрова, уничтожение лесной и почвенной растительности, полную гибель лесного участка.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

В силу пп. «б» п.26 Правил, указанные лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем за <данные изъяты> месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель. ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанной территории произошла разгерметизации трубопровода, которая повлекла загрязнение нефтесодержащей жидкостью лесных участков, в связи с чем АО «Томскнефть» ВНК в течение <данные изъяты> месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, обязано было приступить к рекультивации нарушенных земель.

В ходе проверки установлено, что разработка проекта рекультивации вышеуказанных загрязненных лесных участков планируется в ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о нарушении основополагающих принципов охраны окружающей среды, так как из-за порыва трубопровода эксплуатировавшегося Обществом, на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым на основании ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» относится почва, растительный мир. Длительное непринятие Обществом мер по рекультивации лесного участка, загрязненного в результате разливов нефтесодержащей жидкости в выделе квартала <адрес> в районе кустов скважин <адрес> месторождения нефти, создает угрозу возникновения пожаров в лесах на загрязненной нефтью территории, приводит к деградации почв и наносит необратимый вред другим объектам экологической системы на территории лесного фонда, а также способствует увеличению площади нефтезагрязнения. Согласно расчётам, произведённым Природнадзором Югры на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», в результате загрязнения лесных участков в выдела квартала <адрес> причинен вред лесам в виде уничтожения или порчи почв в размере <данные изъяты> руб. Причиненный природным ресурсам ущерб Обществом до настоящего времени не возмещен (т. л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК направлен ответ на представление Прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры указав, что порывы указанных трубопроводов, в результате которых, произошли загрязнение земель, действительно имели место и не оспариваются. Обществом инициированы работы по паспортизации. В летний период проведено выездное обследование нефтезагрязнённого участка в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ и оказание услуг по паспортизации, инвентаризации загрязнённых земельных участков (нефтью и нефтесодержащей, высокоминерализованной жидкостью), на месторождениях АО «Томскнефть» ВНК, расположенных на территории <адрес>, в подрядной организацией <данные изъяты> В настоящее время проекты рекультивации рассматриваемых участков подготавливаются к отправке на согласование. Ориентировочный срок получения согласования проектов рекультивации - ДД.ММ.ГГГГ. К рекультивации участков Общество приступит в летний период ДД.ММ.ГГГГ после снежного покрова.

По факту причиненного вреда рассматриваемым лесным участкам Природнадзором Югры Обществу предъявлены претензии от ДД.ММ.ГГГГ. Однако правовые основания для оплаты данных претензии в настоящий момент отсутствуют. Обществом в порядке, установленном законодательством РФ были произведены работы по локализации и ликвидации последствий аварии на спорном участке и будут производиться работы по рекультивации загрязненного участка, предусмотренные Проектами рекультивации, в том числе Типовыми проектами, действующими до вступления в силу Правил N 800, по которым также полагается зачет затрат, понесенных в ходе проведения рекультивации, затраты Общества по проведенным рекультивациям должны быть учтены административным органом в составе ущерба, причиненного лесным участкам.

В ответах на указанные претензии, Общество сообщило Природнадзору Югры, что обязуется выполнить комплекс работ по рекультивации земельных участков и представить все необходимые документы, подтверждающие величину понесенных затрат на их проведение, которые подлежат учёту при определении размера вреда. В части, не покрытой затратами на устранение нарушения, Общество добровольно возместит причиненный вред в денежной форме (т. л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> направлен в <данные изъяты> заявление о согласовании проекта рекультивации земель в том числе (площадь <данные изъяты>) <адрес> месторождения (т. л.д., т. л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> направил в адрес АО «Томскнефть» ВНК уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации загрязненного земельного участка (площадь <данные изъяты>) <адрес> месторождения», поскольку не указан кадастровый номер земельного участка, в отношении которого проводится рекультивация, отсутствуют сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, в виде их схематического изображения на кадастровом плате территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т..л.д. , т. л.д. ).

Согласно ч. 1,2 ст. 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.

Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила).

Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, путём обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учёта которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (Пункт 6 Правил).

Согласно п. 3,8 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с п.15 Правил Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

Пунктом 28 Правил предусмотрен срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причинённых убытков и (или) путём возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона « Об охране окружающей среды». Выбор способа возмещения причинённого вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учётом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

В п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до ДД.ММ.ГГГГ, утверждённых Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных, ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком меры по устранению нарушений в соответствии с порядком, установленным Правилами не приняты.

До настоящего времени Проект рекультивации загрязненного земельного участка <адрес> месторождения не утверждён.

Суд находит установленным факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, выразившегося в неисполнении предусмотренной законом обязанности по рекультивации лесного участка.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства противоречит принципам охраны окружающей среды, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Из положений ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации следует, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2-4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения имущественного вреда, причинённого лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьёй 95 настоящего Кодекса.

Размер возмещения вреда, причинённого лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» установлен порядок возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - вред), включая таксы и методику возмещения вреда.

В силу пункта Положения о Службе, утверждённого Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Служба определяет размеры вреда, причинённого окружающей среде и её компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.

При исчислении размера вреда Служба руководствовалась постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности).

Согласно Таблице <данные изъяты> постановления , все лесничества и лесопарки в отношении основной лесообразующей породы - сосна согласно таблице <данные изъяты> этого же постановления установлена в размере <данные изъяты> рублей

По сведениям, предоставленным <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по данным государственного лесного реестра преобладающей лесной породой на территории лесного фонда <адрес> является сосна, занимающая <данные изъяты> % покрытых растительностью земель (т. л.д).

Ставка платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленная Правительством Российской Федерации, применяется в ДД.ММ.ГГГГ с коэффициентом <данные изъяты> в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. к Постановлению Правительства кратная наибольшая ставка платы за единицу объёма древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой уничтоженной или испорченной почвы) применяется в результате самовольного снятия, уничтожения или порчи почв.

Суд находит установленным факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, выразившегося в неисполнении предусмотренной законом обязанности по рекультивации лесного участка.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства противоречит принципам охраны окружающей среды, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Из положений ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации следует, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2-4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения имущественного вреда, причинённого лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьёй 95 настоящего Кодекса.

Размер возмещения вреда, причинённого лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» установлен порядок возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - вред), включая таксы и методику возмещения вреда.

В силу пункта Положения о Службе, утверждённого Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Служба определяет размеры вреда, причинённого окружающей среде и её компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.

При исчислении размера вреда Служба руководствовалась постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности).

Согласно Таблице постановления , все лесничества и лесопарки в отношении основной лесообразующей породы - сосна согласно таблице этого же постановления установлена в размере <данные изъяты> рублей

По сведениям, предоставленным <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по данным государственного лесного реестра преобладающей лесной породой на территории лесного фонда <адрес> является сосна, занимающая <данные изъяты> % покрытых растительностью земель (т. л.д.).

Ставка платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленная Правительством Российской Федерации, применяется в ДД.ММ.ГГГГ с коэффициентом <данные изъяты> в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. к Постановлению Правительства кратная наибольшая ставка платы за единицу объёма древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой уничтоженной или испорченной почвы) применяется в результате самовольного снятия, уничтожения или порчи почв.

Службой произведен расчет причиненного ущерба в соответствии с Методикой исчисления вреда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», сумма которого составила 192 684 руб.

Проверив представленный расчет ущерба, суд, находит его верным, представителем ответчика данный расчет не оспаривался.

По мнению суда, доводы представителя ответчика о том, что данный расчёт не подтверждает сумму ущерба, т.к. подписан только Службой, а не истцом, не обоснованы, поскольку произведён в соответствии с требованиями закона, таксам и методике и при подаче иска в суд заверен истцом. Проект рекультивации не утверждён и рекультивация в настоящее время не произведена и также и то, что основанием об отказе в иске являются понесённые затраты ответчика на ликвидацию и локализацию загрязнённого (т. л.д. т. л.д. ) и финансовое положение ответчика, не являются юридически значимыми обстоятельства при рассмотрении данного дела.

В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика денежные средства в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду, выразившийся в порче почв, в размере 192 684 руб.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Муниципального образования городской округ <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5053,68 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании о взыскании ущерба удовлетворить.

Взыскать с Акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании вред, причиненный почвам в районе куста скважин <адрес> месторождения в выделе квартала <адрес>, в результате загрязнения нефтесодержащей жидкостью в размере 192 684 (сто девяносто две тысячи шестьсот восемьдесят четыре) руб. 00 коп. с их зачислением по следующим реквизитам:

<данные изъяты> л/с , р/с в <данные изъяты> ИНН , КПП БИК ОКТМО УИН , КБК: «Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях), подлежащие зачислению в бюджет».

Взыскать с Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании в доход бюджета Муниципального образования городской округ <адрес> государственную пошлину в размере 5053 (пять тысяч пятьдесят три) руб. 68 коп.

Решение суда может быть обжаловано, опротестовано прокурором в Томский областной суд через Стрежевской городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Родионова Н.В.