ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-169/2021 от 25.01.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-169/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 25 января 2021 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Гараньковой О.А.,

при помощнике судьи Кугук К.В.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика Правительства Хабаровского края по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Хабаровского края об отмене дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Правительству Хабаровского края с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что он проходит государственную гражданскую службу в должности начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-ркд "О привлечении к дисциплинарной ответственности" к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных подпунктом 3.2.1. подпунктами 3.2.4.6, 3.2.4.9 подпункта 3.2.4, подпунктами 3.2.5, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.24 пункта 3.2 раздела 3 должностного регламента и несоблюдение обязанности установленной абзацем вторым пункта 3.3 раздела 3 должностного регламента. Считает вышеуказанное распоряжение -ркд о применении дисциплинарного взыскания незаконным. В соответствии с распоряжением Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ-ркд "О проведении служебной проверки" в отношении него назначена служебная проверка по основаниям, изложенным в письме главного контрольного управления Губернатора и Правительства края "О результатах рассмотрения обращений в отношении главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края". Приложением к письму является справка проверки информации по обращениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Служебная проверка проводилась комиссией в составе первого заместителя руководителя департамента по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края ФИО4, начальника службы правового департамента Губернатора края ФИО5, начальника контрольно-ревизионного управления главного контрольного управления Губернатора и Правительства края ФИО6, заместителя начальника главного контрольного управления Губернатора и Правительства края ФИО7 Двое из членов комиссии (ФИО6, ФИО7) являются лицами, заинтересованными в негативном результате служебной проверки. Основанием для проведения служебной проверки послужил доклад и справка проверки главного контрольного управления Губернатора и Правительства края. ФИО6 и ФИО7 являются сотрудниками данного структурного подразделения Правительства края, участвовали при проведении проверки в Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края и подготовили справку проверки, в которой сделаны выводы о нарушениях. При таких обстоятельствах у данных должностных лиц при проведении служебной проверки имеется заинтересованность, чтобы выводы по справке проверки подтвердись при проведении служебной проверки. Учитывая изложенное, служебная проверка, а также выводы по результатам её проведения, не могли быть объективными в силу прямой заинтересованности двоих членов комиссии. Таким образом, распоряжение Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ-ркд «О проведении служебной проверки» принято с нарушением требований ч.5 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В заключении служебной проверки не указано в чем именно выразилось неисполнение им должностных обязанностей. Вместе с тем, им как начальником главного управления, были приняты все меры к организации деятельности органа исполнительной власти и обеспечения выполнения возложенных на контрольный орган полномочий: утверждена структура органа исполнительной власти, назначены сотрудники по результатам конкурсных процедур, обеспечено повышение квалификации сотрудниками, соблюдаются требования к материально-техническому обеспечению. В ходе проведения служебной проверки им даны пояснения, которые не учтены в выводах комиссии и представителем нанимателя при принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. В пояснениях, кроме основных доводов, указана информация, подтверждающая улучшение показателей деятельности главного управления. Качество его работы как руководителя органа исполнительной власти оценено и отмечено благодарностью Губернатора края (распоряжение Губернатора края -р от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, оспариваемое распоряжение -ркд не содержит времени, места и даты совершения дисциплинарного проступка и его обстоятельства. Отсутствуют в нем основания для применения дисциплинарного взыскания, не указано в чем выразились нарушения положений должностного регламента, которые не были выполнены, мотивы применения дисциплинарного взыскания, сведения о соразмерности нарушения избранной мере ответственности. С заключением о служебной проверке, которое указано как основание к распоряжению -ркд, он ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, в выдаче копии данного заключения ему отказано. Учитывая, что оспариваемое распоряжение -ркд не содержит в себе необходимую информацию о дисциплинарном проступке, заключение является его неотъемлемой частью. Отказ предоставить ему копию документа и полную информацию о вменяемом дисциплинарном проступке, не отвечает требованиям ч. 6 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ. Кроме того, в заключении служебной проверки факт совершения дисциплинарного проступка комиссией обосновывается по представлениям прокуратуры, которые как акты прокурорского реагирования были представлены в Правительство края и в главное управление. При принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности не соблюден срок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный частью 5 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ. Таким образом, Распоряжение -ркд "О привлечении к дисциплинарной ответственности" принято с нарушением требований статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ. Просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-ркд "О привлечении к дисциплинарной ответственности" в виде выговора.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила о вышеизложенном, дополнив, что срок разработки регламентов не указан ни в одном нормативном акте. Факты, указанные в заключении служебной проверки, не совпадают с фактами, указанными в сводной справке. Объяснения у истца по фактам, указанным в заключении служебной проверки, не истребованы. Срок привлечения к дисциплинарной ответственности работодателем не соблюден. Просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований, пояснила об обстоятельствах, изложенных в письменных возражениях. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Согласно абз.7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пункты 2, 4, 11 части 1 данной нормы).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же Федерального закона.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-рк назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность государственной гражданской службы Хабаровского края начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края по срочному служебному контракту.

Подпунктом 3.2.1, подпунктами 3.2.4.6, 3.2.4.9 подпункта 3.2.4, подпунктами 3.2.5, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.24 пункта 3.2 раздела 3, абзацем вторым пункта 3.3 раздела 3 должностного регламента государственного гражданского служащего Хабаровского края начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного Губернатором Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ, с которым истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена обязанность гражданского служащего: организовать разработку Главным управлением проектов краевых законов, проектов нормативных правовых актов Губернатора края, Правительства края по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Главного управления, осуществлять контроль за качеством и своевременностью их разработки (3.2.1.); для выполнения поставленных задач, начальник Главного управления осуществляет функции лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, хранения, переработки и реализации лома цветных и черных металлов, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (3.2.4.6.); государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси (3.2.4.9.); организует и обеспечивает проведение Главным управлением в установленном порядке проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении полномочий Главного управления, указанных в подпункте 3.1.2 положения о Главном управлении (3.2.5.); организует и обеспечивает привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством (3.2.7.); организует деятельность Главного управления в сфере реализации полномочий края в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (3.2.11.); осуществляет прием граждан, организует своевременное и полное рассмотрение Главным управлением в установленном порядке обращений, запросов граждан и организаций, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (3.2.12.); обеспечивает осуществление Главным управлением иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края (3.2.24.); в ходе исполнения своих должностных обязанностей гражданский служащий, замещающий должность начальника Главного управления обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и края, обеспечивать их исполнение (абз.2 п.3.3.).

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-ркд, с которым истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, поручено провести служебную проверку в отношении начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО1 по фактам, изложенным в письме главного контрольного управления Губернатора и Правительства края «О результатах рассмотрения обращений в отношении главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края», в составе комиссии: ФИО4 - первого заместителя руководителя департамента по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края, ФИО5 - начальника службы по вопросам государственного устройства и местного самоуправления правового департамента Губернатора края, ФИО6 - начальника контрольно-ревизионного управления главного контрольного управления Губернатора и Правительства края, ФИО7 - заместителя начальника главного контрольного управления Губернатора и Правительства края.

Приложением к указанному письму главного контрольного управления Губернатора и Правительства края является сводная справка, составленная, в том числе, ФИО6 и ФИО7

Согласно заключению по результатам служебной проверки в отношении начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе служебной проверки комиссией рассмотрены письменные объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и поступившие в рабочем порядке к ним ДД.ММ.ГГГГ копии документов, дополнительные письменные объяснения от ДД.ММ.ГГГГ, информация и материалы, представленные письмом от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что согласно ч.5 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, в ходе служебной проверки комиссией были приняты к рассмотрению изложенные в письме факты, соответствующие данному критерию. Установив нарушения, учитывая изложенную в заключении информацию, в том числе, характеризующую руководителя главного управления ФИО1, информацию о достигнутых результатах работы главного управления за период исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей в совокупности с установленными в ходе служебной проверки фактами, свидетельствующими о ненадлежащем осуществлении начальником главного управления предусмотренных подпунктом 3.2.1, подпунктами 3.2.4.6, 3.2.4.9 подпункта 3.2.4, подпунктами 3.2.5, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.24 пункта 3.2 раздела 3 должностного регламента функций и несоблюдении установленной абзацем вторым пункта 3.3 раздела 3 должностного регламента обязанности, руководствуясь частью 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", комиссия пришла к выводу о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания - выговора.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-ркд к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных подпунктом 3.2.1, подпунктами 3.2.4.6, 3.2.4.9 подпункта 3.2.4, подпунктами 3.2.5, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.24 пункта 3.2 раздела 3 должностного регламента, и несоблюдение установленной абзацем вторым пункта 3.3 раздела 3 должностного регламента обязанности. Основанием явилось заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Копия указанного распоряжения получена истцом ДД.ММ.ГГГГ, с заключением служебной проверки истец ознакомлен также ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор, суд, руководствуясь нормами материального права, регулирующими отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт совершения им дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и явился законным основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-ркд. В заключении по результатам служебной проверки подробно указано в чем именно выразилось неисполнение истцом должностных обязанностей.

Проверяя соблюдение ответчиком порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора, суд установил, что дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки (распоряжение о проведении проверки издано ДД.ММ.ГГГГ, заключение составлено ДД.ММ.ГГГГ), до привлечения к дисциплинарной ответственности ДД.ММ.ГГГГ от истца были истребованы объяснения, которые истцом представлены (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) в ходе проведения служебной проверки и оценены представителем нанимателя при наложении дисциплинарного взыскания, каких-либо нарушений при проведении служебной проверки судом не установлено.

Оценивая соответствие тяжести совершенного истцом проступка, примененному к нему взысканию в виде выговора, учтены характер допущенного нарушения, обстоятельства его совершения, предшествующее поведение работника, в том числе наличие у истца благодарности и отсутствие дисциплинарных взысканий.

Доводы истца о заинтересованности членов комиссии ФИО6 и ФИО7 суд не принимает. Составление ими сводной справки не свидетельствует о их заинтересованности, поскольку данные лица не находятся в близком родстве или свойстве с истцом, не являются его непосредственными руководителями, являются сотрудниками иного структурного подразделения аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края, выполняют иные должностные обязанности, не являются потерпевшими от действий истца.

Отсутствие в оспариваемом распоряжении времени, места и даты совершения дисциплинарного проступка и его обстоятельств не свидетельствует о незаконности распоряжения, поскольку основанием дисциплинарной ответственности указано заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены все обстоятельства совершения проступка.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт совершения истцом проступка, привлечение его к дисциплинарной ответственности является законным, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Хабаровского края об отмене дисциплинарного взыскания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна: О.А.Гаранькова

Мотивированное решение составлено: 01.02.2021.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006707-72

Подлинник решения находится в материалах дела № 2-169/2021

Центрального районного суда г.Хабаровска

Секретарь

Решение вступило

в законную силу__________________

Судья: О.А.Гаранькова