ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-169/2023 от 07.07.2023 Черекского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

УИД 07RS0007-01-2023-000163-49 Дело №2-169/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2023 г. г.п. Кашхатау

Черекский районный суд Кабардино - Балкарской Республики в составе: председательствующего – судьи Губжокова Х.Б.,

при секретаре – Мизиевой Е.А., помощнике судьи Таукеновой Т.Ж.,

представителя истца - помощника прокурора Черекского района КБР Тогузаевой Ф.М., действующей по доверенности от 19.04.2023 г.,

представителя ответчика ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» - Самойленко А.А., действующей по доверенности от _____г.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Терского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» и Филиалу Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая копания – РусГидро» - «Кабардино –Балкарский филиал» о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Терского района КБР обратился в Черекский районный суд КБР с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» и Филиалу Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая копания – РусГидро» - «Кабардино –Балкарский филиал» в котором, с учетом уточнений, просит обязать Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро», выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, указанные Требованиях, предъявляемых к антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, содержащихся в Правилах по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от _____г.дсп, ст.ст. 8, 9 Федерального закона от _____г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 3 Федерального закона от _____г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- установить на объекте - «Акбашская МГЭС» ограждение с использованием в качестве полотна прутки не менее 5 миллиметров согласно пункта 77 Правил ;

- оборудовать объект - «Акбашская МГЭС» контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории согласно подп. «а» п. 109 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам .

Свой иск прокурор Терского района КБР обосновывает тем, что во исполнение поручения прокуратуры республики прокуратурой район проведена проверка объекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский Филиал» - «Акбашская МГЭС: расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский район, с.п. Верхний Акбаш, с привлечением сотрудника территориального органа войск национальной гвардии Российской Федерации по КБР, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

-ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Требования, предъявляемые к антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (Далее — ТЭК), содержатся в Правилах по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от _____г.дсп.

Приложением указанного постановления предусмотрен состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов топливно-энергетического комплекса (Далее - Приложение ).

Объекту - Акбашская МГЭС, субъектом которого является Филиал ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский Филиал», присвоена низкая категория безопасности.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения требований антитеррористической защищенности:

- в нарушение требований п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», пункта 77 Правил по обеспечению Правилах по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от _____г.дсп (Далее - Правила ) на объекте - Акбашском ГЭС в качестве полотна основного ограждения использованы прутки менее 5 миллиметров.

- в нарушение требований подп. «а» п. 109 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам объект - Акбашская ГЭС не оборудован контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории.

-в нарушение п. 11 Приложения к Правилам на объекте ГЭС отсутствует резервное электропитание.

-в нарушение подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам и п. 251 Правил объект ГЭС не оборудован резервным освещением (переносными светильниками) для расширения возможности визуального контроля на охраняемой территории.

-в нарушение подп. «а» п. 214 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения объект ГЭС не оборудован техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для осуществления пропускного режима на охраняемом объекте.

По данному факту прокуратурой района _____г. в адрес директора ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский филиал» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

С целью проверки фактического устранения выявленных нарушений прокуратурой района _____г. направлен запрос в адрес директора ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский филиал», от которого поступил ответ за исх. № Исх-211КБФ/86 от _____г., согласно которому выявленные нарушения в полном объеме не устранены:

в нарушение требований подп. «а» п. 103 и подп. «г» п. 2 Приложения к Правилам на объекте ГЭС отсутствуют защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решётки, сетки и д.р.);

- в нарушение требований п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», пункта 77 Правил на объекте - Акбашском ГЭС в качестве полотна основного ограждения использованы прутки менее 5 миллиметров;

- в нарушение требований подп. «а» п. 109 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам объект - Акбашская МГЭС не оборудован контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории;

- в нарушение подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам и п, 251 Правил объект ГЭС не оборудован резервным освещением (переносными светильниками) для расширения возможности визуального контроля на охраняемой территории.

Кроме того, в нарушение требований ст.ст. 8, 9 Федерального закона от _____г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения не осуществляет, мероприятия по обеспечению его безопасности не финансирует в полном объеме, принципы охраны окружающей среды не соблюдаются, что создаёт угрозу безопасного и бесперебойного функционирования системы жизнеобеспечения граждан.

Отсутствие либо недостаточность финансирования не освобождает Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» от обязанности устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса.

В суд от представителя ПАО «РусГидро» Самойленко А.А. поступили письменные объяснения, в которых она просит в удовлетворении исковых требований прокурора Терского района о возложении на ПАО «РусГидро» обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский Филиал» отказать в полном объеме в связи с их необоснованностью. В обоснование указывает, что основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой Терского района с привлечением представителя территориального органа войск национальной гвардии Российской Федерации по КБР. Предметом проверки являлось исполнение требований законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а именно: Акбашская МГЭС, которой присвоена низкая категория опасности.

По результатам проведенной проверки выявлен ряд нарушений требований Постановления Правительства РФ от _____г. (далее - Постановление) «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК» (далее - Правила ). С нарушениями, отмеченными в исковом заявлении, Общество не согласно, по следующим основаниям.

Нарушение подпункта «а» п. 103 Правил и поди, «г» п.2 Приложения к Правилам устранено. На объекте Акбашская МГЭС установлены защитные металлические конструкции для уязвимых мест. Нарушение устранено без привлечения подрядных организаций, в связи с чем может быть подтверждено фотографиями соответствующих мест объекта, либо посредством выезда на объект Акбашская ГЭС и осмотра уязвимых мест.

В части доводов, касающихся нарушения пункта 1 ст. 7 Федерального закона 256-ФЗ от _____г. и пункта 77 Правил требований Правил , а также требований по его устранению, Общество не согласно, поскольку считают, что требования к величине диаметра прутков полотна ограждения в размере не менее 5 мм носит рекомендательный характер. Объект, между тем, имеет ограждение, и согласно Паспорту безопасности объекта Акбашская МГЭС от _____г., согласно выводам которого (пункты 10.6 и 10.8.), сил и средств для выполнения мероприятий по физической и антитеррористической защищенности объекта достаточно с учетом компенсационных мероприятий.

Требование оборудовать объект Акбашская МГЭС контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории, так же считают не подлежащим удовлетворению, поскольку на объекте имеется пост охраны, обеспечивающий антитеррористическую защищенность объекта, что также подтверждается указанными выше пунктами паспорта безопасности объекта Акбашская МГЭС.

Требование оборудовать объект резервным освещением считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку данное нарушение устранено, о чем прокурор Терского района ФИО5 был уведомлен письмом от _____г. № Исх. В частности, согласно требованиям подп. «б» п.3 Приложения к Правилам и п.251 Правил объект оборудован резервным освещением (переносными светильниками) для расширения возможности визуального контроля на охраняемой территории. Данный факт так же может быть подтвержден посредством выезда на объект либо соответствующими фотографиями, если таковые будут признаны допустимыми в рамках рассмотрения настоящего дела.

Согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

По смыслу положений статей 48, 49 ГК РФ, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 2 статьи 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В пункте 3 этой же статьи указано, что филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Как усматривается из материалов дела, исковые требования Прокуратуры Терского района о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объектов ТЭК предъявлены, в том числе, к филиалу ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский филиал», который, между тем, в силу приведенных положений гражданского и гражданско- процессуального кодексов юридическим лицом не является и не может быть надлежащим ответчиком по данному делу. Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от _____г. N .

ПАО «РусГидро» привело объект — Акбашская МГЭС в соответствие с рекомендациями, изложенными в Приложении к Правилам в части, касающейся:

- подпункта «а» п.103 Правил и подп. «г» п.2 Приложения к Правилам . На объекте Акбашская МГЭС установлены защитные металлические конструкции для уязвимых мест (окна оборудованы металлическими решетками).

- подп. «б» п.3 Приложения к Правилам и п.251 Правил: обеспечено наличие переносного светильника (фонаря).

- подп. «а» п.214 Правил : обеспечено наличие досмотрового зеркала для досмотра автотранспорта и ручного металлодетектора.

В связи с изложенным считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку нет предмета спора.

В части доводов, касающихся несоответствия объекта Акбашская МГЭС пункту 1 ст. 7 Федерального закона 256-ФЗ от _____г. и пункту 77 Правил требований Правил , а также требований по его устранению, Общество так же не согласно, поскольку считаем, что требования к величине диаметра прутков полотна ограждения в размере не менее 5 мм носит рекомендательный характер, как и в целом Состав инженерно-технических средств охраны, изложенный в Приложении к Правилам , что следует из сноски 1 к Приложению .

Аналогичной позиции ПАО «РусГидро» придерживается и в части требований прокурора, обращенных к Обществу об устранении нарушения пункта 109 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам : оборудовать объект Акбашская МГЭС контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории. Требование считают не подлежащим удовлетворению, поскольку Приложение к Правилам не носит императивный характер, а содержит общие рекомендации к составу инженерно-технических средств, а также в связи с тем, что на объекте имеется пост охраны, обеспечивающий антитеррористическую защищенность объекта.

По Акту обследования и категорирования объекта топливно-энергетического комплекса Акбашская ГЭС (далее - Акт обследования и категорирования, Акт). В соответствии с содержанием и характеристикой ограждения объекта как основного так и дополнительного (пункт 2.13.2. Акта; листы 13-15 копии Акта) состояние ограждения удовлетворительное.

На листах 19-20 Акта, в пункте 2.18 содержится описание техники контрольно- пропускных пунктов, из которого следует, что на объекте установлен КПП, представляющий собой КПП модульного типа.

То есть КПП на объекте присутствует и оборудован достаточным для осуществления защиты объекта средствами и оборудованием.

Согласно разделу VI «Выводы комиссии» Акта обследования и категорирования (лист 29 копии указанного документа; пункт 6.4. Акта), существующая система охраны и физической защиты объекта позволяет обеспечить физическую защиту и антитеррористическую защищенность объекта.

Согласно выводам об оценке достаточности сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта (лист 30 копии акта; п.6.7. Акта) сил и средств достаточно для выполнения мероприятий по физической и антитеррористической защищенности объекта.

Как следует из пункта 7.1. раздела VII «Предложения комиссии» (лист 30 Акта), в перечне мероприятий по совершенствованию системы физической защиты и антитеррористической защищенности объекта нет мероприятий, аналогичных тем, что указаны в исковом заявления прокурора Терского района (за исключением необходимости установить защитные металлические оконные конструкции), что, собственно, на сегодняшний день выполнено и не является предметом спора в свете уточненных прокурором исковых требований.

Как следует из содержания действующего паспорта безопасности, разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке, состояние ограждения (причем как основного, так и дополнительного) - удовлетворительное.

Суд может убедиться в этом, обратившись к пункту 6.2 Паспорта безопасности (лист 18 сквозной нумерации самого документа и лист 10 копии Паспорта безопасности, представленной с учетом изъятия информации, не относящейся к существу рассматриваемого спора - (далее - «копия Паспорта»)).

В свою очередь, пункт 6.6. Паспорта безопасности (лист 21 сквозной нумерации самого документа и лист 13 - представленной копии Паспорта) содержит сведения о технике контрольно-пропускных пунктов с описанием входящих в них элементов защиты.

В соответствии с Разделом 8 Паспорта безопасности «Оценка антитеррористической защищенности» (листы 23-24 сквозной нумерации самого документа и листы 14-15, соответственно, представленной копии Паспорта) физическая защита для обеспечения защищенности критических элементов выполняется (п.8.3. указанного выше Раздела); выполняется эффективно (п.8.3. Раздела 8); мероприятий по антитеррористической защите критических элементов объекта достаточно, но, как следует далее из п.8.4. Паспорта безопасности и пунктов 10.4. - 10.6, критические элементы объекта Акбашская ГЭС соответствуют требуемому уровню защищенности, сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта Акбашская ГЭС достаточно с учетом компенсационных мероприятий» (пункт 10.8 Паспорта безопасности).

Обращаясь к пункту 10.7 Паспорта безопасности (лист 25-26 сквозной нумерации самого документа и лист 16-17 - представленной копии) в котором содержится перечень необходимых дополнительных мероприятий по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта, видно, что в указанном перечне отсутствуют мероприятия, проведения которых требует прокурор в своем исковом заявлении.

Таким образом, ни Паспорт безопасности, ни, соответственно, Акт обследования и категорирования объекта ТЭК Акбашская ГЭС не содержат в себе указания на необходимость проведения мероприятий, в качестве дополнительных или компенсационных, направленных на усовершенствование антитеррористической защищенности объекта, как в части, касающейся диаметра прутков на защитных ограждениях, так и в части техники контрольно-пропускных пунктов.

При этом, как указывалось ранее, требования к величине диаметра прутков полотна ограждения в размере не менее 5 мм носят рекомендательный характер, как и в целом Состав инженерно-технических средств охраны, в том числе, в части, касающейся контрольно-пропускных пунктов объектов ТЭК соответствующей категории.

То есть требования прокурора, оставшиеся после его частичного отказа от заявленных требований в связи с исполнением Обществом - ПАО «РусГидро» отдельных мероприятий являются необоснованными, а именно:

требование об устранении нарушения пункта 109 Правил , подп. «б» п.З Приложения к Правилам : оборудовать объект Акбашская МГЭС контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории; требование к величине диаметра прутков полотна ограждения в размере не менее 5 мм.

В ходе судебного заседания представитель истца - помощник прокурора Черекского района КБР Тогузаева Ф.М. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» - Самойленко А.А. в судебном заседании просила исковые требования прокурора Терского района КБР оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по существу иска.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росгвардии по КБР в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из Акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса «Акбашская МГЭС» филиала ПАО «РусГидро-«Кабардино-Балкарский филиал» от _____г. следует, что в целях установления фактического объема устранения нарушений требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности указанных в Представлении прокуратуры Терского района Кабардино-Балкарской Республики от _____г., произведено обследование объекта топливно-энергетического комплекса «Акбашская МГЭС» Филиала ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский филиал» в ходе которого установлено:

в нарушение требований п. 77 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от _____г. (далее - Правила ) на объекте «Акбашская МГЭС» в качестве полотна основного ограждения использованы прутки менее 5 миллиметров - не устранено;

в нарушение п. 11 Приложения к Правилам на объекте «Акбашская МГЭС» отсутствует резервное электропитание - не устранено;

в нарушение требований подп. «а» п. 109 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам объект - «Акбашская МГЭС» не оборудован контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории - не устранено;

в нарушение требований подп. «а» п. 103 и подп. «г» п. 2 Приложения к Правилам на объекте «Акбашская МГЭС» отсутствуют защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.) - устранено (окна первого этажа оборудованы металлическими решетками);

в нарушение требований подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам и п. 251 Правил объект «Акбашская МГЭС» не оборудован резервным освещением (переносными светильниками) для расширения возможности визуального контроля на охраняемой территории - устранено (обеспечено наличие переносного фонаря);

в нарушение подп. «а» п. 214 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения объект «Акбашская МГЭС» не оборудован техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для осуществления пропускного режима, на охраняемом объекте – устранено.

Однако, требования об устранении нарушений прокурором не заявлялись.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от _____г. N 256-ФЗ "О безопасности топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 7 названного выше Федерального закона Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу части 2 статьи 12 данного Федерального закона, объекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от _____г. N 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила от _____г.).

В соответствии с пунктом 1 Правил от _____г. данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.

Пунктом 14 ст. 2 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Из материалов дела следует, что прокурором Терского района КБР направлялось представление _____г. Несмотря на указанное представление, нарушения указанные в исковом заявлении (с учетом уточнений) не устранены.

Сведений об исполнении в полном объеме указанных в представлении нарушений требований прокурора Терского района КБР материалы дела не содержат.

В обоснование своей позиций представитель ответчика представила суду паспорт безопасности и акт обследования и категорирования объекта ТЭК Филиал ПАО «РусГидро» - «Кабардино-Балкарский Филиал «Акбашская ГЭС».

Данная документация не является основанием для освобождения административных ответчиков от устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушении Правил приведенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» указанных в административно исковом заявлении.

Суд установив, что требования установленные Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N458 от 05 мая 2012 года на объекте «Акбашская ГЭС» - Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» не выполнены в полном объеме выявленные нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных (с учетом их уточнения) прокурором требований к ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования прокурора Терского района КБР – удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, указанные в требованиях, предъявляемых к антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, содержащихся в Правилах по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп, ст.ст. 8, 9 Федерального закона от _____г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

- установить на объекте - «Акбашская МГЭС» ограждение с использованием в качестве полотна прутки не менее 5 миллиметров согласно пункта 77 Правил ;

- оборудовать объект - «Акбашская МГЭС» контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории согласно подп. «а» п. 109 Правил , подп. «б» п. 3 Приложения к Правилам .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

подпись

Х.Б. Губжоков

Копия верна:

Судья Черекского

районного суда КБР

Х.Б. Губжоков