ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/13 от 23.01.2013 Усть-пристанского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-16/2013г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань 23 января 2013г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего федерального судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Исток» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

установил:

Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Исток» (далее по тексту – МУП «Исток») о признании бездействия ответчика в части непостановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствием обучения директора МУП «Исток» в форме целевого инструктажа, а также обучения директора, юриста и бухгалтера МУП «Исток» в форме основного и дополнительного инструктажа – незаконным, возложении обязанности встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, обеспечить обучение в виде целевого инструктажа должностных лиц в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010г. № 203, которым утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установив для этого определенный срок.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка деятельности МУП «Исток» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в ходе которой установлено, что МУП «Исток» 03.09.2010г. поставлено на учет в межрайонной ИФНС № 11 по Алтайскому краю, о чем выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ... В соответствии с Уставом МУП «Исток» является коммерческой организацией и создано в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли. В связи с предоставлением услуг по водо- и теплоснабжению населению МУП «Исток» принимает от населения платежи за предоставленные услуги, то есть является оператором по приему платежей. Однако вопреки положениям указанного выше Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 18.01.2003г. № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010г. № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», МУП «Исток» не поставлено на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу; Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в МУП «Исток» не разработаны и не утверждены; перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в МУП «Исток» не утвержден; несмотря на то, что согласно штатному расписанию в МУП «Исток» имеется 14 единиц, в том числе директор, юрист и бухгалтер, их обучение не проводилось; директор, бухгалтер и юрист МУП «Исток» целевой инструктаж не проходили. Изложенное свидетельствует об отсутствии в МУП «Исток» действенного, правильно организованного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что создает угрозу правам и законным интересам граждан, общества и государства. Отсутствие дополнительного, целевого инструктажа не позволяет получить ответственным работникам общества базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ её осуществления, что недопустимо. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Требования Федерального закона о легализации доходов направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Цели, определенные п.1 ст.2 названного Закона о легализации доходов, могут быть достигнуты только при надлежащем исполнении организациями его требований, в связи с чем в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурором предъявлен настоящий иск.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать ответчика устранить все обнаруженные нарушения в определенный срок.

Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности от 22.01.2013г., в судебном заседании иск признал, о чем представил письменное заявление, просил предоставить срок для устранения указанных в иске нарушений до 01.09.2013г.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что свидетельством серии ..., выданном ..., подтверждена постановка МУП «Исток» на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН): ...

Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации ... сельсовета от 23.08.2010г. ..., МУП «Исток», находящееся по адресу: ..., является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами Алтайского края, Уставом МО Усть-Пристанский сельсовет и настоящим Уставом (п.1.3, п.1.4, п.1.7, п.3.1 Устава).

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли, для чего вправе осуществлять виды деятельности, в том числе по предоставлению услуг населению и другим потребителям, расположенным на территории Усть-Пристанского сельсовета, по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению (п.2.1, п.2.2 Устава). Из чего следует, что МУП «Исток» является оператором по приему платежей.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся операторы по приему платежей.

Пунктом 2 ст.7 названного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В силу п.9. ст.7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.01.2003г. № 28, операторы по приему платежей подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в течение 30 дней с даты его принятия, а для вновь созданных организаций – в течение 30 дней с даты их государственной регистрации.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение указанных выше положений нормативно-правовых актов МУП «Исток» не поставлено на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу; Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в МУП «Исток» не разработаны и не утверждены.

В соответствии с п.2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010г. № 203, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В указанный перечень включаются руководитель организации, специальное должностное лицо организации, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, главный бухгалтер (бухгалтер) организации, руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации, а также иные сотрудники организации по усмотрению руководителя организации (п.3 данного Положения).

В нарушение данных требований в МУП «Исток» перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не утвержден.

Согласно п.10 указанного выше Положения однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер), юрист.

Пунктом 6 данного Положения также предусмотрено, что обучение в форме дополнительного инструктажа, осуществляемое специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в данной сфере.

В соответствии со штатным расписанием МУП «Исток» в штате предприятия имеется 14 единиц, в том числе директор, бухгалтер и юрист.

Однако в МУП «Исток» обучение указанных лиц не проводилось, целевой инструктаж руководитель предприятия, бухгалтер и юрист не проходили.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в МУП «Исток» действенного, правильно организованного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что создает угрозу правам и законным интересам граждан, общества и государства. Отсутствие дополнительного, целевого инструктажа не позволяет получить ответственным работникам общества базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ её осуществления, что недопустимо.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Требования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральный закон о легализации доходов регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (п.1 ст.2 Закона).

Таким образом, цели, определенные п.1 ст.2 названного Закона о легализации доходов, могут быть достигнуты только при надлежащем исполнении организациями его требований.

Признание представителем ответчика иска как не противоречащее закону и не нарушающее прав и интересов сторон принято судом в соответствии со ст.ст.39 и 173 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и удовлетворяются, бездействие ответчика в части непостановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствия обучения директора МУП «Исток» в форме целевого инструктажа, а также обучения директора, бухгалтера и юриста МУП «Исток» в форме основного и дополнительного инструктажа, признается незаконным, в связи с чем на ответчика возлагается обязанность устранить данные нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в срок до 01.09.2013г.

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц правомерно основано на положениях ч.1 ст.45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Исток» в части непостановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствием обучения директора МУП «Исток» в форме целевого инструктажа, а также обучения директора, бухгалтера и юриста МУП «Исток» в форме основного и дополнительного инструктажа.

Обязать МУП «Исток» (ОГРН ..., ИНН ..., дата постановки на учет ...) встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, обеспечить обучение в виде целевого инструктажа должностных лиц в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010г. № 203, которым утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в срок до 01.09.2013г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья С.В.Соловаров