ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/18Г от 09.01.2018 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело №2-16/2018г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2018 года п.Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Наставшевой О.А.,

при секретаре Кашириной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области к Крестьянскому хозяйству «Ритм» о понуждении к выполнению карантинных фитосанитарных требований в области карантина растений,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области обратилась в суд с исковыми требованиями к Крестьянскому хозяйству «Ритм» о понуждении к выполнению карантинных фитосанитарных требований в области карантина растений. В обоснование заявленных требований указала, что истцом согласно приказу №416-ЛП от 18.07.2017, уведомления №48-01-1897 от 18.07.2017 в отношении КХ «Ритм» место нахождения: Липецкая область, Добринский район, д.Георгиевка проведена внеплановая выездная проверка по исполнению ранее выданного предписания №15-К от 05.08.2015г.

31.07.2017 КХ «Ритм» не исполнено в установленный срок предписания №15-К от 05.08.2015, в части проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов, отсутствовали распорядительные документы о назначении ответственного за проведение систематических обследований; отсутствовал утвержденный владельцем подкарантинных объектов план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований, включающий в себя сроки проведения систематических обследований с учетом природно-климатических особенностей субъекта Российской Федерации и фенологии развития карантинных объектов и методы проведения систематических обследований; отсутствует документально оформленные результаты систематического карантинного фитосанитарного обследования. Данный факт подтверждается объяснением от 31.07.2017г. главы КХ «Ритм» ФИО1, где он указал, что карантинные фитосанитарные обследования не проводятся, отсутствует ответственное лицо за проведением карантинных фитосанитарных обследований, а также документы, подтверждающие систематическое обследование. Таким образом, в силу своего назначения, используя подкарантинные объекты ответчик не проводит систематические карантинные фитосанитарные обследования подкарантинных объектов, используемых для производства, заготовки, хранения, переработки, использования подкарантинной продукции, выразившееся вне соблюдении правил и норм обеспечения карантина растений при использовании подкарантинных объектов (склад, земли сельхозназначения и т.д.), а именно: отсутствии распорядительных документов о назначении ответственного за проведение систематических обследований; отсутствии утвержденного владельцем подкарантинных объектов плана проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований, включающего в себя сроки проведения систематических обследований с учетом природно-климатических особенностей субъекта Российской Федерации и фенологии развития карантинных объектов и методы проведения систематических обследований; отсутствии документально оформленных результатов систематического карантинного фитосанитарного обследования. При этом на территорию Добринского района Липецкой области наложен карантин (Постановление администрации Липецкой области №100 от 19.05.2008г.), а также на территорию КХ «Ритм» приказом Управления №79-о от 07.08.2014 установлена карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим по карантинному сорному растению - повилике полевой (Cuscuta sp.). Между тем, по настоящее время КХ «Ритм» бездействует и не проводит карантинные фитосанитарные мероприятия, что влечет возникновения угрозы причинения вреда растительному миру. Просит обязать КХ «Ритм» назначить ответственное лицо за проведение систематических обследований и обязать утвердить план проведения систематических обследований.

Истец – представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, не возражал против рассмотрения гражданского дела в порядке заочного судопроизводства.

Ответчик – представитель КХ «Ритм» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.

Третье лицо – представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.

Суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке заочного производства.

Принимая во внимание объяснения истца, изложенные в исковом заявлении, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.29 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 №206- ФЗ «О карантине растений» установлено, что подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Согласно п.30 ст.2 Закона №206-ФЗ, подкарантинными объектами признаются земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В силу ст.32 Закона № 206-ФЗ предусмотрено, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны, в числе прочего, выполнять карантинные фитосанитарные требования.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2009г. №160 утверждены "Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований" (далее - Правила №160), которые также устанавливают комплекс правил обращения (производства, заготовки, перевозки, хранения, переработка использования и реализации) подкарантинной продукции.

В соответствии с пунктом 2 Правил №160 карантинное фитосанитарное обследование проводится с целью установления фитосанитарного состояния территории Российской Федерации. Карантинному фитосанитарному обследованию подлежат, в том числе, подкарантинные объекты - земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов.

В силу пункта 3 Правил №160 карантинное фитосанитарное обследование производится по каждому карантинному объекту, поименованному в Перечне карантинных объектов.

В пункте 4 Правил № 160 указано, что карантинные фитосанитарные обследования подразделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования (далее- контрольные обследования) и систематические карантинные фитосанитарные обследования (далее - систематические обследования).

Систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.

В соответствии с пунктом 7 Правил №160 мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев.

В соответствии с пунктом 10 Правил №160 уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора при проведении контрольных обследований подкарантинных объектов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проверяет:

а) распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований;

б) утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований, который включает предусмотренные данным подпунктом сведения;

в) наличие и правильность заполнения документов, оформленных при проведении систематических обследований;

г) своевременность проведения систематических обследований в соответствии с фенологией карантинного объекта;

д) эффективность проведения карантинных фитосанитарных мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов.

В соответствии с п.1 Постановления Администрации Липецкой области
от 19 мая 2008г. №100 «О наложении карантина по золотистой картофельной нематоде, повилике полевой, амброзии полыннолистной и шарке слив», наложен карантин на территории Грязинского, Добринского, Усманского, Хлевенского муниципальных районов и городского поселения города Грязи в связи с распространением карантинного объекта - повилики полевой.

Согласно Приказу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Липецкой области от 07.08.2014г. №79-О, в границах КХ «Ритм» Добринского района на площади в 210га установлена карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим, согласно приложению по повилике полевой (Cuscuta campestris Juncker).

Судом установлено:

Крестьянское хозяйство «Ритм» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности является выращивание зерновых культур.

Правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами является КХ «Ритм» (из кадастровых выписок от 22.11.2017г. №).

Согласно предписания Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 05.08.2015г. №15-К, КХ «Ритм» предписано в срок 28.07.2016 г., до 28.07.2017г., до 28.07.2018г.:

- Разработать, утвердить и осуществлять исполнение мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию выявленных очагов карантинного объекта - повилики полевой;

- Уничтожать на месте выявленные очаги карантинного сорного растения повилики полевой любым доступным способом с захватом 1,5 метровой зоны;

- Растительные остатки уничтожать методом, обеспечивающим лишение семян жизнеспособности. Нельзя вывозить отходы на свалки, выбрасывать в послы, реки и т.д.;

- Семенной материал, засоренный повиликой полевой не высевать;

- Не допускать выпас сельскохозяйственных животных в карантинной фитосанитарной зоне;

- Проводить систематические обследования территории. Вести журнал обследования территории на выявление карантинных объектов;

- Почву и грунты из карантинной фитосанитарной зоны не вывозить;

- Участки земли не использовать для выращивания семенного материала;

- Урожай, собранный в карантинной фитосанитарной зоне, складировать отдельно;

- Не допускать использования на корм животным и птицам зерна и зерно – отходов, содержащих жизнеспособные семена повилики полевой;

- Сено и солому для кормления сельскохозяйственных животных, засоренные повиликой, использовать после запаривания. Силос, зараженный повиликой необходимо выдержать от двух до трех месяцев.

- Не допускать использование в качестве удобрения не перепревшего навоза, содержащего жизнеспособные семена повилики полевой.

- Не допускать очистку транспортных средства и инвентаря, использованных при уходе и уборке территории в очаге заражения в местах не предназначенных для этого;

- При обнаружении карантинных объектов извещать отдел надзора в области карантина растений и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Липецкой области.

Приказом Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 18.07.2017г. №416-ЛП, в отношении КХ «Ритм» назначена внеплановая выездная проверка, с целью проверки выполнения предписания от 05.08.2015г. №15-к. Срок проверки с 31.07.2017г. по 25.08.2017г.

Согласно уведомления от 18.07.2017г. №48-01-1897, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору уведомило КХ «Ритм» о проведении указанной проверки.

Из объяснения главы КХ «Ритм», ФИО2 от 31.07.2017г. установлено, что 31.07.2017г. в 11ч. 00мин. проводилась внеплановая выездная проверка №416-ЛП от 18.07.2017г. по исполнению ранее выданного предписания №15-К от 05.08.2015г. Карантинные фитосанитарные обследования КХ «Ритм» не проводятся, отсутствует ответственное лицо за проведение карантинных фитосанитарных обследований, а также документы подтверждающие систематическое обследование.

Постановлением мирового судьи Добринского судебного участка №1, КХ «Ритм» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение требований установленных в предписании Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 05.08.2015г. №15-К.

Согласно указанному постановлению установлено, что 31.07.2017 г. в 11 час. 00 мин. КХ «Ритм» не выполнило в установленный срок предписание № 15-К от 05.08.2015 г. федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в части не проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов. Отсутствует распорядительный документ о назначении ответственного лица за проведение систематических обследований; отсутствует утвержденный владельцем подкарантинных объектов план проведения систематических обследований с учетом природно-климатических особенностей субъекта РФ и фенологии развития карантинных объектов и методы проведения систематических обследований; отсутствует документально оформленные результаты систематического карантинного фитосанитарного обследования.

Ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения возложенных на него обязательств в части назначения ответственного должностного лица за проведение систематических обследований, утверждения плана систематических обследований, в связи, с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о взыскании с КХ «Ритм» государственной пошлины в доход бюджета Добринского муниципального района Липецкой области в размере 6000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области к Крестьянскому хозяйству «Ритм» о понуждении к выполнению карантинных фитосанитарных требований в области карантина растений – удовлетворить.

Обязать КХ «Ритм» ... в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу назначить ответственное лицо за проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований, а также обязать утвердить план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований.

Взыскать с КХ «Ритм» в доход бюджета Добринского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения решения суда в окончательной форме подать в суд заявление об отмене заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в течение месяца с момента истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения суда, а если такое заявление подано, в течение месяца с момента вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.

Председательствующий судья Наставшева О.А.

Мотивированное решение изготовлено 15.01.2018г..