ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Камышла 10 января 2019 года
Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Шаймардановой Э.Г., при секретаре Юнусовой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-16/2019 по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области к Шайдуллиной Рахиле Габдулловне о возврате суммы в доход бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в суд с иском к Шайдуллиной Р.Г. о возврате суммы в доход бюджета, ссылаясь на то, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30 (далее - Порядок), министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство) индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шайдуллиной Рахиле Габдулловне (далее - ИП Глава КФХ Шайдуллина Р.Г.) в 2016 году была предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - субсидия), в размере 70 395 (семьдесят тысяч триста девяносто пять) рублей, в том числе: за счёт средств областного бюджета, сформированного за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, 49 153 рублей (платежное поручение от 05.04.2016 № 401849); за счёт средств областного бюджета, за исключением формируемых за счёт средств федерального бюджета, 21 242 рублей (платежное поручение от 31.03.2016 № 1753). Вместе с тем ИП Главой КФХ Шайдуллиной Р.Г. не выполнены требования, предусмотренные абзацами пятым - седьмым пункта 6 Порядка, а также пунктами 2.2.3 - 2.2.5. Соглашения о предоставлении в 2016 году субсидий за счёт средств областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 28.03.2016 № 489 (далее - Соглашение), а именно в 2016 году не соблюдены следующие условия: неснижение в текущем финансовом году (2016 году) общей посевной площади сельскохозяйственных культур на территории Самарской области более чем на 5% к уровню предыдущего года (произошло снижение на 360 га, что составляет 100%); неснижение в текущем финансовом году (2016 году) посевной площади зерновых и зернобобовых культур на территории Самарской области более чем на 3% к уровню предыдущего года (произошло снижение на 135 га, что составляет 100%); неснижение в текущем финансовом году (2016 году) валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур, намолоченного на территории Самарской области, к уровню валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур, рассчитываемого согласно приложению 1 к Порядку (справка о получении в 2016 году валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур ИП главой КФХ Шайдуллиной Р.Г. в министерство не представлена). В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 23.05.2017 № 338 «Об особенностях расчёта объема подлежащих возврату в областной бюджет субсидий» объем подлежащих возврату в областной бюджет субсидий рассчитывается по формуле: Увозврата = Усубсидии х k х m / п. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = SUM Di / m. Индекс, отражающий уровень невыполнения условий, определяется по формуле: Di = 1 - Ti / Si. Расчёт возврата средств в областной бюджет: Si= 360x0,95=342 Si=l 35x0,97=130,95. Si= 0 (в нарушении абзаца третьего подпункта а) пункта 7 Порядка, абзаца третьего подпункта а) пункта 2.4 Соглашения) справку о получении в 2016 году валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур ИП главой КФХ Шайдуллиной Р.Г. в министерство не представлена). Di=l-0/342=1. Di=l -0/130,95=1 -0=1 Di=l -0=1 k=(l+l+l)/3= 1. V возврата=70 395x1x3/3=70 395. В этой связи бюджетные средства в размере 70 395 рублей подлежат возврату. В соответствии с пунктом 13 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или его часть. В случае если субсидия или его часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством. Обязанность по возврату средств областного бюджета возникла у Шайдуллиной Р.Г. с момента предъявления соответствующего требования министерства. Требование о возврате в доход областного бюджета 70 395 рублей Шайдуллиной Р.Г. направлено письмом от 05.07.2018 № МСХ-2-16/2937. Указанную сумму представитель истца просит взыскать в ответчика в доход областного бюджета.
Уполномоченный доверенностью представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя с указанием о согласии на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик Шайдуллина Р.Г. о времени и месте рассмотрения иска извещена надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения, не сообщила суду об уважительных причинах неявки, ходатайства об отложении разбирательства дела не представила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Учитывая, что реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6.1 ГПК РФ и ст.6 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", руководствуясь ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам и вынести заочное решение, поскольку каких-либо заявлений в адрес суда от ответчика не поступало и сведениями об уважительности причины его неявки суд не располагает, истец согласен на вынесение судом заочного решения.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит требования истца к ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 (ред. от 29.04.2016) "О мерах, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета" субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии с частью 1 и пунктами 2, 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", осуществляющим производство продукции растениеводства на посевных площадях, расположенных на территории Самарской области (далее - производители), на финансовое обеспечение части затрат на проведение в текущем финансовом году комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв при оказании несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
В судебном заседании установлено, что индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шайдуллиной Рахиле Габдулловне в 2016 году была предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - субсидия), в размере 70 395 (семьдесят тысяч триста девяносто пять) рублей, в том числе: за счёт средств областного бюджета, сформированного за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, 49 153 рублей (платежное поручение от 05.04.2016 № 401849); за счёт средств областного бюджета, за исключением формируемых за счёт средств федерального бюджета, 21 242 рублей.
В соответствии с п. 6 порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание не связанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утверждённым Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 (ред. от 29.04.2016) "О мерах, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета" получения субсидии получатели обязаны соблюдать следующие условия:
представление получателями субсидии в органы местного самоуправления муниципальных районов в Самарской области, на территории которых получатели осуществляют свою деятельность, в течение финансового года, в котором предоставлена субсидия, и по его итогам отчетности о финансово-экономическом состоянии получателей по форме, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в сроки, установленные министерством (в случае осуществления деятельности на территории двух и более муниципальных районов в Самарской области данная отчетность представляется получателями в министерство);
исполнение соглашений, заключенных между министерством и получателями субсидий, о предоставлении субсидий, предусматривающих согласие получателей на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка ее предоставления (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах);
погашение получателями просроченной задолженности по уплате процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным из областного бюджета (далее - задолженность);
неснижение в текущем финансовом году общей посевной площади сельскохозяйственных культур на территории Самарской области более чем на 5% к уровню предыдущего года;
неснижение в текущем финансовом году посевной площади зерновых и зернобобовых культур на территории Самарской области более чем на 3% к уровню предыдущего года (за исключением получателей, осуществляющих производство продукции животноводства и увеличивших в текущем финансовом году поголовье крупного рогатого скота на 100 и более голов к уровню предыдущего года);
неснижение в текущем финансовом году валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур, намолоченного на территории Самарской области, к уровню валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур, рассчитываемого согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателями в соответствии с пунктами 7, 9, 10 настоящего Порядка, а также фактов неправомерного получения субсидии.
ИП Главой КФХ Шайдуллиной Р.Г. не выполнены требования, предусмотренные абзацами пятым - седьмым пункта 6 Порядка, а также пунктами 2.2.3 - 2.2.5. Соглашения о предоставлении в 2016 году субсидий за счёт средств областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 28.03.2016 № 489, а именно в 2016 году не соблюдены следующие условия:
неснижеиие в текущем финансовом году (2016 году) общей посевной площади сельскохозяйственных культур на территории Самарской области более чем на 5% к уровню предыдущего года (произошло снижение на 360 га, что составляет 100%);
неснижение в текущем финансовом году (2016 году) посевной площади зерновых и зернобобовых культур на территории Самарской области более чем на 3% к уровню предыдущего года (произошло снижение на 135 га, что составляет 100%);
неснижение в текущем финансовом году (2016 году) валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур, намолоченного на территории Самарской области, к уровню валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур, рассчитываемого согласно приложению 1 к Порядку (справка о получении в 2016 году валового сбора в весе после доработки зерновых и зернобобовых культур ИП главой КФХ Шайдуллиной Р.Г. в министерство не представлена).
Бюджетные средства, рассчитанные в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 23.05.2017 № 338 «Об особенностях расчёта объема подлежащих возврату в областной бюджет субсидий» по формуле, подлежат возврату в областной бюджет в размере 70 395 рублей.
В соответствии с пунктом 13 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или его часть.
В случае если субсидия или его часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
13.05.2016 крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность по решению его членов. Вместе с тем статья 24 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя.
Обязанность по возврату средств областного бюджета возникла у Шайдуллиной Р.Г. с момента предъявления соответствующего требования министерства. Требование о возврате в доход областного бюджета 70 395 рублей ответчику направлено письмом от 05.07.2018 № МСХ-2-16/2937.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Расчёт задолженности, представленный истцом, ответчик Шайдуллина Р.Г. не оспорила, контррасчёт, обоснованные возражения по существу иска суду не представила. При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности рассчитанной истцом суммы, подлежащей возврату в доход областного бюджета Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Доказательствами, подтверждающими наличие у ответчика оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины, суд не располагает. Суд считает, что с Шайдуллиной Р.Г. следует взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 2 311,85 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Шайдуллиной Рахили Габдулловны в доход областного бюджета Самарской области сумму в размере 70 395 рублей.
Взыскать с Шайдуллиной Рахили Габдулловны в доход государства государственную пошлину в размере 2 311,85 рублей.
Ответчик вправе подать в Клявлинский районный суд Самарской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 15 января 2019 года.
Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова