Дело № 2-16/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи А.А. Буевой
при секретаре Е.В. Панковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску ФИО1 ФИО25 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, администрации г. Липецка о признании незаконным решения о выдаче разрешения на строительство и к ООО «Спецфундаментстрой» о признании строения самовольной постройкой и демонтаже строения,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным решения от 30.10.2017 года № № о выдаче разрешения на строительство малоэтажного блокированного жилого дома № <адрес>, в обоснование своих требований указывая на то, что он является собственником жилого дома 61 по ул<адрес>. По адресу : <адрес>, д. 59 в настоящее время ООО «Спецфундаментстрой» ведется строительство малоэтажного блокированного жилого дома, который находится в непосредственной близости с земельным участком истца. Строительство было начато самовольно в отсутствие разрешения на строительство. Истец полагает незаконным выдачу 30.10.2017 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка ООО «Спецфундаментстрой» разрешения на строительство на самовольно возводимый объект, поскольку возводимый жилой дом № 59 по <адрес> расположен в непосредственной близости к участку истца, отступы от границ земельных участков не соответствуют градостроительному регламенту для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, техническим регламентам, дом расположен с нарушением проектной документации, создает угрозу жизни и здоровью истца и членов его семьи. Истец просил суд признать незаконным и отменить решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 30.10.2017 года № № о выдаче разрешения на строительство малоэтажного блокированного жилого дома № 59 по ул. <адрес>.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле истцом привлечены жители рядом расположенных домов ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, а также застройщик дома ООО «Спецфундаментстрой».
В дальнейшем истец ФИО2 дополнил исковые требования и просил суд помимо ранее заявленных требований к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным выдачу разрешения на строительство просил суд обязать ООО «Спецфундаментстрой» снести возводимое строение малоэтажный блокированный жилой дом по адресу: <адрес>, д. 59, признав его самовольной постройкой.
Впоследствии истец ФИО2 по результатам проведенной комплексной строительно-технической и пожарной экспертизы изменил исковые требования и просил суд признать незаконным и отменить решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 30.10.2017 года № № о выдаче разрешения на строительство малоэтажного блокированного жилого дома № 59 по ул. Ю. <адрес>, признать возводимое строение малоэтажный блокированный жилой дом по адресу: <адрес>, д. 59 самовольной постройкой и обязать ООО «Спецфундаментстрой» привести данный самовольно возводимый объект строительства в соответствии с требованиями к параметрам постройки путем демонтажа части конструкций дома блокированной постройки, обращенных в сторону дома 61 по <адрес>, имеющих координаты, обозначенные точками на исполнительной съемке, выполненной ООО <данные изъяты>», 19 – 23, 44, 45, 24-29, 46, 47, 30-32 на расстояние равное восьми метрам, измеряемое от стены дома 61 по ул. <адрес>, обозначенной на исполнительной съемке, выполненной ООО ДД.ММ.ГГГГ», точками 72, 73.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель по ордеру адвокат Клокова О.Н. иск поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду объяснили, что разрешение на строительство выдано застройщику ООО «Спецфундаментстрой» в нарушение требований пожарной безопасности с нарушением противопожарных разрывов между возводимым домом 59 и 61 по ул. <адрес>. В результате осуществляемого ответчиком ООО «Спецфундаментстрой» строительства дома № 59 по ул. <адрес> у истца образовались трещины в доме, не соблюдена инсоляция, ухудшилась освещенность дома и участка истца. Возводимый дом размещается с нарушением планировочной организации участка с отступлением от проекта, строительство дома начато самовольно. Данные обстоятельства несут угрозу жизни, здоровью и имуществу истца, как владельца рядом расположенного со спорным объектом дома.
Представитель ответчиков Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, администрации г. Липецка по доверенности ФИО12 иск не признала, ссылаясь на законность выдачи Департаментом разрешения на строительство, а также на истечение срока его действия. Ответственность за осуществление строительства с отступлениями от разрешенных параметров лежит на застройщике. Просила в иске к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, администрации г. Липецка отказать. Также сослалась на пропуск истцом срока давности оспаривания разрешения на строительство.
Представитель ответчика ООО «Спецфундаментстрой» ФИО13, иск не признала, ссылаясь на то, что жилой дом по адресу : <адрес>, д. 59 возводится на основании разрешения на строительство, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, строение не является самовольной постройкой, строение возводится в соответствии с градостроительными, санитарными и противопожарными нормами и правилами, просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО3 иск поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные истцом ФИО2
Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили. Ранее третьи лица ФИО5, ФИО7, ФИО8, иск поддержали, ссылаясь на доводы изложенные истцом ФИО2
Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Согласно ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч.13 и 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.( ч.13)
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. ( ч.14)
В соответствии с ч.19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Согласно ч.20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
В силу ч.6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления. ( п.2)
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.( п.3)
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории). ( п.3.1)
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.( п.3.2)
Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1606 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д. 61, назначением « под строительство индивидуального жилого дома» в порядке наследования по завещанию от 16.02.2011 года. Право собственности зарегистрировано 03.04.2012 года ( л.д. 60 Т.2)
На указанном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом площадью 91, 2 кв.м., также принадлежащий истцу ФИО2 на праве собственности, в котором истец ФИО2 проживает со своей семьей: двое несовершеннолетних детей сын ФИО26. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО14 АДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также брат истца ФИО28 ( л.д. 148 Т.1, л.д. 62 Т.2)
Участок с КН №:44, принадлежащий истцу ФИО2, по левой меже граничит с участком с КН №, расположенным по адресу: <адрес>, д. 59.
Данный земельный участок с КН № площадью 1483 кв.м. назначением «для индивидуального домовладения» приобретен ООО «Спецфундаментстрой» ИНН <***> ОГРН <***> по договору купли-продажи от 09.02.2017 года, заключенного с ФИО29 А.Э. ( л.д. 2 Т.2)
Право собственности ООО «Спецфундаментстрой» зарегистрировано 13.02.2017 (л.д. 64-66 Т.1)
На указанном земельном участке с КН № был расположен жилой дом общей площадью всех частей здания 84, 8 кв.м., в том числе полезной площадью 69, 2 кв.м., который впоследствии был снесен. И на данном участке ООО «Спецфундаментстрой» было начато возведение многоквартирного жилого дома.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Липецка, утвержденными решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года № 51, земельный участок с КН № находился в зоне малоэтажной жилой застройки городского типа с земельными участками Ж-7, где многоквартирные жилые дома отнесены к условно-разрешенным видам использования земельных участков.
По результатам проведенных публичных слушаний постановлением администрации г. Липецка от 30.03.2017 года № № было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН № на условно-разрешенный вид использования – многоквартирные жилые дома 2-4 этажей в связи с возражениями жителей улицы <адрес>. ( л.д. 37 - 42 Т.1, л.д. 128 – 139 Т.2)
В связи с указанными обстоятельствами ООО «Спецфундаментстрой» внес изменения в проектную документацию, изменив назначение объекта строительства на малоэтажный блокированный жилой дом, поскольку в территориальной зоне Ж-7 отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка малоэтажные блокированные жилые дома до 3 этажей, включая мансардный. ( л.д. 80- Т.1)
03.05.2017 года распоряжением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка утвержден градостроительный план земельного участка с КН № площадью 1483 кв.м., согласно которому утверждено размещение объекта капитального строительства малоэтажного блокированного жилого дома в три этажа площадью застройки 444, 9 кв.м. на данном земельном участке с отступами по фасаду от красной линии не менее 5 м, по боковым сторонам и задней меже не менее 1 м, максимальный процент застройки 30%. ( л.д. 68-79 Т.1, л.д. 96- 106 Т.2)
Согласно проектной документации на малоэтажный блокированный жилой дом по <адрес>, д. 59 данный блокированный дом предназначен для постоянного проживания людей и состоит из 8 квартир, дом высотой три этажа. ( л.д. 84 Т.1)
АО ЛГЭК 19.06.2017 года выдал ООО «Спецфундаментстрой» технические условия на подключение многоквартирного трехэтажного жилого здание к электросетям.
25.05.2017 года ООО «СУ-5 трест « Липецкстрой-М» выдал ООО «Спецфундаментстрой» технические условия № 31 для присоединения возводимого малоэтажного блокированного жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения ( л.д. 104 - 105 Т.1)
15.05.2017 года ООО «Спецфундаментстрой» выданы техусловия № 2324 на подключение жилого дома по ул. <адрес> д. 59 к сети газораспределения. ( л.д. 106-109 Т.1)
31.03.2017 между ООО «Спецфундаментстрой» и АО «Газпром газораспределение Липецк» заключен договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения ( л.д. 114 – 118 Т.1)
25.08.2017 года МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка » выдало ООО «Спецфундаментстрой» техусловия № 1286 на отведение поверхностных вод ( л.д. 110 Т.1)
22.08.2017 года распоряжением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка согласован архитектурно-градостроительный облик объекта « Малоэтажный блокированный жилой дом по ул. <адрес>, 59 в г. Липецке» ( л.д. 125, 181 -190 Т.1)
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Липецка, утвержденными решением Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 года № 399, земельный участок с КН № находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, где к основным видам разрешенного использования отнесено индивидуальное жилищное строительство, а также малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Блокированная жилая застройка отнесена к условно-разрешенным видам использования земельных участков.
30.10.2017 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка ООО «Спецфундаментстрой» выдано разрешение на строительство № № малоэтажного блокированного жилого дома по <адрес>, 59 в г. Липецке площадью застройки 444, 5 кв.м. в количестве 8 блоков общей площадью жилых помещений 890, 82 кв.м. сроком действия до 30.05.2018 года. ( л.д. 159 – 160 Т.1, л.д. 94-95 Т.2)
По окончании срока действия разрешения на строительство Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка срок действия разрешения на строительство данного объекта ООО «Спецфундаментстрой» не продлен, так как строительство объекта ведется с отступлением от проектной документации и с нарушением расстояний от ближайших углов строящегося объекта до красной линии застройки улицы <адрес>. Нарушены предельные параметры разрешенного строительства в части максимального процента застройки : площадь застройки по проекту 444, 5 кв.м., площадь застройки по факту 455, 5 кв.м. Координаты и конфигурация строящегося объекта недвижимости не соответствует координатам и конфигурации объекта строительства. Не подтвержден факт начала строительства малоэтажного блокированного жилого дома по проектной документации. ( л.д. 230 - 231 Т.1, л.д. 143-144, 147-148 Т.2)
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Липецкой области от 28.02.2018 года внесены изменения в сведения о разрешенном виде использования земельного участка с КН №, на данный момент разрешенное использование участка «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» ( л.д. 67 Т.1, л.д. 50 – 52, 208-210 Т.2)
Из объяснений сторон и материалов дела следует, что допущенное застройщиком ООО «Спецфундаментстрой» нарушение отступов возводимого объекта от красной линии ( л.д. 158 Т.1) устранено, демонтирована часть секции объекта с фасадной части участка, в связи с чем в настоящее время по фасадной части отступы от красной линии выдерживаются.
Также демонтированы лестничные входные группы с боковой части дома со стороны участка по ул. <адрес>, д. 61 в целях соблюдения предельных параметров минимальных отступов от границ участка, которые должны быть не менее 3 м.
Однако демонтаж лестничных входных групп со стороны участка по ул. <адрес>, д. 61 для доступа в блочные секции влечет отсутствие доступа в данный дом со стороны дома 61 по ул. <адрес>, поскольку организация конструктивных элементов для входа а данный дом нарушит минимальный отступ от границы участка.
Из объяснений представителя ответчика следует, что для организации входа в часть блоков потребуется изменение проекта, однако таковых изменений в проект суду не представлено.
Из раздела 9 проектной документации « Мероприятия по обеспечении. пожарной безопасности» спорного объекта следует, что класс конструктивной пожарной опасности здания С1, степень огнестойкости III. ( л.д. 11 Т.2)
Фактическое расстояние от проектируемого здания до соседнего III степени огнестойкости ( класс конструктивной опасности С1) составляет 11 м. В данном случае имеется ввиду дом 57 по ул. <адрес>. Расстояние от дома 61 в проектной документации не указано. ( л.д. 192 Т.2)
Согласно экспертному заключению ИП ФИО30 В.Н. и ФИО31 В.А. по результатам комплексной строительно-технической и пожарно-технической экспертизы № № от 14.12.2018 фактическое местоположение возводимого малоэтажного блокированного жилого дома по ул. <адрес>, д. 59 не соответствует местоположению согласно проектной документации и схеме планировочной организации.
Расположение возводимого дома по ул. <адрес>, д. 59 также не соответствует противопожарным требованиям по отношению к жилому дому 61 по <адрес>, так как фактическое расстояние составляет 5, 55 м, что меньше нормируемого расстояния 8 м.
Устранение выявленного несоответствия возможно несколькими способами:
выполнение стены малоэтажного блокированного жилого дома № 59, обращенной в сторону соседнего одноэтажного жилого дома № 61, противопожарной 1 типа. То есть либо глухой без проемов либо с заполнением проемов противопожарными оконными и дверными конструкциями 1 типа. В связи с этим необходимо будет предусмотреть иную систему вентиляции. Для этого необходимо разработать и согласовать проект.
Либо необходимо разработать проект на реконструкцию существующего малоэтажного блокированного жилого дома, с целью демонтажа части конструкций дома и последующим их возведении на расстоянии в соответствии с противопожарными требованиями.
Суд находит экспертное заключение соответствующим требованиям ГПК РФ, оснований сомневаться в компетентности экспертов у суда не имеется.
Представленное ответчиком заключение <данные изъяты> о независимой оценке пожарного риска № № от 09.01.2019 на возводимый ответчиком объект опровергается выводами экспертов ИП ФИО32 В.Н. и ФИО33 В.А.
Учитывая возможность устранения выявленных нарушений, истцом заявлены требования о приведении возводимого объекта к параметрам застройки, предусмотренным законом. Однако для определения возможности сохранения объекта с учетом его приведения к надлежащим параметрам застройки необходимо наличие проекта на реконструкцию существующего малоэтажного блокированного жилого дома, однако такового проекта застройщиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав истца будет являться снос спорного объекта, обладающего признаками самовольной постройки.
Виды объектов капитального строительства приведены законодателем в т.ч. в ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), в том числе к ним относятся: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр). Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
В соответствии же с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу положений ст. 49 ГрК РФ жилые блоки (жилые дома блокированной застройки) могут быть расположены исключительно на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования, и иметь выход на территорию общего пользования. Аналогичные положения содержит ст. 1 Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 года № 399.
Суд находит обоснованными требования истца и о признании ранее выданного разрешения на строительство спорного объекта от 30.10.2017 года № 48-42 701 000-198-2017 незаконным, поскольку разрешение на строительство было выдано ужа на начатый строительством объект, разрешенный вид использования земельного участка по адресу : <адрес>, д. 59 имел назначение для индивидуального жилищного строительства, объект малоэтажный блокированный жилой дом предполагал возведение 8 блоков, тогда как размер земельного участка составляет всего 1483 кв.м., а для каждого блока предполагается возможность формирования отдельного земельного участка. Несмотря на то, что Правилами землепользования и застройки г. Липецка, минимальный размер участка под блоки не предусмотрен, минимальный размер формирования участка под ИЖС составляет 400 кв.м., соответственно размещение 8-блочного жилого дома на участке данной площадью невозможно. Более того, каждый блок должен иметь выход на территорию общего пользования и под каждый блок должна быть возможность формирования отдельного земельного участка, тогда как размещение данного дома на участке согласно проекту возможности такого формирования участков не предусматривает.
Согласно градостроительному регламенту для данной территориальной зоны Ж-1, утвержденному Правилами застройки и землепользования г. Липецка, утвержденными решением Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 № 339 (в редакции решений от 19.12.2017 № 561, от 25.12.2018 № 813), блокированная жилая застройка отнесена к основным видам разрешенного использования земельных участков, минимальный размер участков для формирования одного участка под один блок предусмотрен 200 кв.м. Однако площадь участка с КН № также не позволяет разместить на данном участке 8 секционный блокированный жилой дом.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у администрации города Липецка в лице Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка не имелось оснований для выдачи разрешения на строительство данного объекта, в связи с чем разрешение на строительство малоэтажного блокированного жилого дома № 59 по <адрес> от 30.10.2017 года № № не является законным, требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что срок действия разрешения на строительство закончен, не исключает возможности его оспаривания, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно ФЗ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" разрешение на строительство относится к документам, являющимся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Учитывая то, что проектная документация не соответствует установленным требованиям и правомерность действий по возведению данного объекта отсутствует, оснований для сохранения разрешения на строительство, пусть и с оконченным сроком действия, судом не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд находит иск ФИО2 законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным разрешение от 30.10.2017 года № № на строительство малоэтажного блокированного жилого дома № 59 по ул<адрес>, выданное ООО « Спецфундаментстрой» Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка
Обязать ООО Спецфундаментстрой» своими силами и за свой счет снести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, д. 59, с КН №
Взыскать с ООО Спецфундаментстрой» возврат госпошлины в пользу ФИО1 ФИО34 в сумме 300 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд города Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Буева
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ