Дело № 2- 16/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года гор. Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мамаева С.М., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) по внесению корректирующих сведений на его индивидуальный лицевой счёт, оспаривании решения о перерасчёте его страховой пенсии, и возложении обязанности произвести действия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился с иском к ГУ- УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) о признании незаконными действий по внесению корректирующих сведений на его лицевой счёт, оспаривании решения о перерасчёте страховой пенсии в сторону уменьшения, возложении обязанности произвести действия, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем страховой пенсии <данные изъяты>. Страховую пенсию в размере <данные изъяты> рублей он получал по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ он получил пенсию в сумме <данные изъяты> рублей, то есть меньше на <данные изъяты> рублей. На его обращение УПФ РФ в Советском районе дан ответ, что перерасчёт размера пенсии в беззаявительном порядке производится с 01 августа каждого года, исходя из сумм страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии. Поскольку в распоряжение территориального органа ПФР поступила выписка из индивидуального лицевого счёта с изменёнными страховыми взносам, вследствие предоставления корректирующих расчётов АО «Русь» за ДД.ММ.ГГГГ изменился и его индивидуальный коэффициент, вследствие чего был пересмотрен и размер страховой пенсии с первоначальной даты назначения. Действия Пенсионного фонда по внесению корректировки страховых взносов на его индивидуальный лицевой счёт, и решение о перерасчёте его страховой пенсии в сторону уменьшения, являются незаконными. Федеральный закон от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ или налоговым органом. То есть, должностные лица УПФ РФ в Советском районе согласовали с АО «Русь» представление корректирующих сведений, а в последующем разнесли их на его индивидуальный лицевой счёт, чем нарушили его права как застрахованного лица. Пунктом 37 раздела «Порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учёта» Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой Приказом Минтруда России от 21.12.2016 года № 766н, предусмотрено, что предоставленные страхователем индивидуальные сведения, содержание ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Представление АО «Русь» корректирующих сведений с иными страховыми взносами, как было представлено первоначально, является ошибкой и (или) несоответствием индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ. То есть, согласовав представление корректирующих сведений АО «Русь», должностные лица Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе нарушили как ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», так и Приказ Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах», что в итоге отразилось на размере пенсии. Согласно ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральные проверки и выездные проверки. В ответе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержится информации о проведённых относительно АО «Русь» проверках. В соответствии с ч. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда РФ сведения об излишне уплаченных страховых взносах предоставлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и учтены (разнесены) Пенсионных фондом РФ на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования. То есть, данное положение Закона также указывает на то, что должностные лица Пенсионного фонда не могли вносить корректировки по его индивидуальному лицевому счёту, поскольку сведения об уплаченных страховых взносах уже были разнесены на его индивидуальный лицевой счёт. Полагает, что действия должностных лиц УПФ РФ в Советском районе по внесению корректирующих сведений на его индивидуальный лицевой счёт является незаконным, поскольку не соблюдены действующие процедуры: не проведены проверки в отношении АО «Русь» при предоставлении иных сведений по страховых взносам, согласовано предоставление корректирующих сведений АО «Русь», разнесены корректирующие сведения на его индивидуальный лицевой счёт, что привело к принятию решения об изменении размера ранее начисленной ему страховой пенсии. Указанные действия и последующее за ними решение по изменению размера назначенной ему страховой пенсии в сторону уменьшения привели к нарушению его пенсионных прав. Просит действия должностных лиц УПФ РФ в Советском районе по внесению корректирующих сведений на его индивидуальный лицевой счёт и решение УПФ РФ в Советском районе Кировской области о перерасчёте его страховой пенсии в сторону уменьшения признать незаконными.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия должностных лиц Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе по внесению корректирующих сведений за ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных АО «Русь» ДД.ММ.ГГГГ на его индивидуальный лицевой счёт. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе восстановить сведения о страховых взносах за ДД.ММ.ГГГГ на его индивидуальном лицевом счёте, согласно ранее поданных и учтённых сведений. Решение УПФ РФ в Советском районе о перерасчёте его страховой пенсии в сторону уменьшения признать незаконным. Обязать произвести перерасчёт его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель адвокат Кобелев С.В. исковые требования поддержали, суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Русь» представлены корректирующие индивидуальные сведения за ДД.ММ.ГГГГ в составе корректирующего расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за ДД.ММ.ГГГГ. Корректировка произведённых выплат и начисленных страховых взносов произведена на основании акта ревизионной комиссии АО «Русь» от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик предоставленные сведения разнес на его индивидуальный лицевой счёт. В результате, с учётом поступивших откорректированных сведений, его ИПК уменьшился с <данные изъяты> балла до <данные изъяты> балла. Так как с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем страховой пенсии <данные изъяты>, размер его пенсии изменился и стал меньше на <данные изъяты>, о чем ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ. Камеральные проверки за указанные периоды УПФ РФ завершены без выявленных нарушений, актов камеральных проверок по корректирующим расчётам не составлялось. Уплаченные за него в период с ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы учтены на его индивидуальном лицевом счёте и приняты во внимание при расчёте пенсионного капитала, с учётом которого исчисляется размер пенсии. Корректирующие же сведения по страховым взносам за данный период ухудшили его права и законные интересы как застрахованного лица, поскольку от размера учтённых на его индивидуальном лицевом счёте страховых взносов зависит размер страховой части пенсии по инвалидности. Считают, что получив корректирующие сведения, УПФ РФ в Советском районе, которое является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов их плательщиками, должно было провести камеральную проверку законности подачи таких корректирующих сведений, чего сделано не было.
Представители ответчика – ГУ - УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что Пенсионный фонд РФ осуществлял полномочия по администрированию страховых взносов до 01.01.2017 года, до передачи их в ведение Федеральной налоговой службы. Работу по сведениям индивидуального персонифицированного учёта в части начисленных и уплаченных страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ осуществляет Пенсионный фонд РФ. Форма расчёта по страховым взносам утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п «Об утверждении формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка её заполнения» (вместе с «Порядком заполнения формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ – 1 ПФР)». В силу ст. 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 года № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах» страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются. Аналогичное положение содержит ст. 15 ФЗ № 27-ФЗ, которая говорит, что «страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения персонифицированного учёта». Согласно ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствие со ст. 16 ФЗ – 27 органы Пенсионного фонда РФ обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ не вправе самостоятельно вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учёта. АО «Русь», являясь страхователем, ДД.ММ.ГГГГ предоставило корректирующие индивидуальные сведения в отношении ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ в составе корректирующего расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за ДД.ММ.ГГГГ. Согласно предоставленных страхователем пояснений корректировка произведённых выплат и начисленных страховых взносов произведена на основании Акта ревизионной комиссии АО «Русь» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми выявлены необоснованные начисления денежных средств в отношении ФИО1 Территориальным органом Пенсионного фонда РФ представленные страхователем сведения были своевременно в соответствии с законодательством разнесены на индивидуальный лицевой счёт истца. Территориальный орган Пенсионного фонда РФ не наделён полномочиями по установлению законности (незаконности) начисленной заработной платы и исполняет свои функции только в рамках предоставленных законом полномочий. Согласно ст. 14 ФЗ-27 застрахованный вправе получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд РФ и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учёта, а в случае несогласия, обратиться в судебные органы с иском к работодателю. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» без заявления пенсионера с 01 августа каждого года производится перерасчёт размера страховой пенсии, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых пи определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии <данные изъяты>, при их назначении. Поскольку в распоряжении УПФ РФ в Советском районе Кировской области поступила выписка из лицевого счёта застрахованного лица, согласно которой за периоды ДД.ММ.ГГГГ уменьшен размер страховых взносов, произведён перерасчёт размера страховой пенсии в соответствии с законом.
Представитель третьего лица - Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, какого – либо мнения по поводу заявленных исковых требований не выразил.
Представитель ответчика – АО «Русь» по доверенности ФИО4
в судебном заседании поддержал доводы ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области, просит в иске отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 ФЗ № 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 ФЗ № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1 ст. 6 ФЗ № 27-ФЗ).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в числе сведений о застрахованных лицах, указываемых в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (пп. 13 п. 2 ст. 6 ФЗ), суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов (пп. 14 п. 2 ст. 6 ФЗ), а также сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации (пп. 15 п. 2 ст. 6 ФЗ).
Частью 1 ст. 11 указанного закона, в редакции, действующей до 01.01.2017 года, на страхователя возлагалась обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в том числе, сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, и сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Форма СЗИ-6 (Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица), утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 15 июня 2016 г. N 491п, является формализованным документом, носящим информационный характер о пенсионных правах застрахованного лица.
Как следует из ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов формируется индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при расчёте размера страховой пенсии.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» без заявления пенсионера с 01 августа каждого года производится перерасчёт размера страховой пенсии, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе об уплаченных в отношении него страховых взносах, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
То есть, внесение Пенсионным фондом сведений о страховом стаже и страховых взносах на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица обусловлено сведениями, передаваемыми от работодателя на основании представленных им данных.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 2006 г. по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял в трудовых отношениях с АО «Русь».
Согласно сведениям, содержащимся в исходных формах расчётов по страховым взносам в отношении ФИО1, предоставленных АО «Русь» в ГУ – УПФ РФ в Советском районе в составе расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том. 1, л.д. 120-132), сумма страховых взносов, перечисленных АО «Русь» за данное застрахованное лицо, составила: <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГГГ, в связи с перерасчётом (в сторону уменьшения) выплат по трудовым договорам, проведённым на основании акта ревизионной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, страхователем АО «Русь» в УПФ РФ в Советском районе представлены корректирующие формы расчётов по страховым взносам за 2014 – 2016 годы в отношении ФИО1, с уточнёнными (в сторону уменьшения) сведениями в части размера начисленных страховых взносов.
В соответствии с заявленными сведениями, размер начисленных и уплаченных страхователем страховых взносов в отношении ФИО1 составил: <данные изъяты>
Истцом представлена суду информация из УПФ РФ в Советском районе, из которой следует, что размер назначенной ему пенсии по инвалидности исчислен исходя из его индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – <данные изъяты> балла. С учётом поступивших откорректированных сведений его ИПК на дату назначения страховой пенсии – ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> балла, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> балла. В связи с перерасчётом размера страховой пенсии по страховым взносам за 2017 года, с ДД.ММ.ГГГГ общая сумма ИПК составила <данные изъяты> балла.
Ответчиком не оспаривается, что спорные суммы начисленных страховых взносов за 2014 – 2016 годы, первоначально заявленные работодателем в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1, были учтены на его индивидуальном лицевом счете, в который, в связи подачей обществом корректирующих сведений о страховых взносах, впоследствии были внесены изменения. Указанное повлекло за собой уменьшение ИПК и, как следствие, отразилось на размере его страховой пенсии.
Оспаривая указанные действия Пенсионного фонда РФ, истец ссылается на отсутствие предусмотренных законом оснований для такой корректировки относящихся к нему сведений, повлекшей нарушение его прав.
Суд находит доводы истца необоснованными.
Статьёй 17 ФЗ № 212-ФЗ, действующего в период начисления страховых взносов, предусматривалась возможность внесения изменений в расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан (а при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, - вправе) внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Аналогичные положения также предусмотрены главой 34 Налогового кодекса РФ, регулирующей вопросы начисления и уплаты страховых взносов на обязательное, пенсионное, социальное и медицинское страхование в настоящее время.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н).
Корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в порядке, установленном постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 г. N 246п (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2006 г. N 7454).
Данным порядком определены правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в части трудового (страхового) стажа за период с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 1 января 2002 г. и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части названного стажа территориальными органами ПФР (п. 3 Порядка).
В пункте 4 Порядка приведен перечень оснований осуществления органом ПФР корректировки сведений персонифицированного учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в частности указано, что
корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях:
обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г.;
непредставления страхователем уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже в 2-недельный срок после уведомления его территориальным органом ПФР о необходимости устранения расхождений между представленными сведениями о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г. и сведениями, выявленными проверками;
отказа страхователя от представления уточненных сведений в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. после уведомления его территориальным органом ПФР о выявленных в результате проверок расхождениях и необходимости их устранения;
представления государственным (муниципальным) органом и (или) страхователем в территориальный орган ПФР дополнительных документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж застрахованного лица за период до 1 января 2002 г.
Из изложенного следует, что Пенсионный фонда РФ вправе вносить изменения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица только при отсутствии возможности внесения изменений со стороны работодателя, по заявлению застрахованного лица и при документальном подтверждении факта, только в части сведений о стаже застрахованного лица до 01.01.2002 года, после указанной даты уточнения в индивидуальный лицевой счёт могут быть вынесены только с целью уточнения личных данных застрахованного лица, адреса места жительства или указания в имеющимся стаже особых условий труда для исчисления специального стажа.
То есть, самостоятельно, без документального подтверждения, в том числе и по результатам проведённой проверки, вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета в отношении размера исчисленных и уплаченных работодателем страховых взносов, учтённых при определении размера страховой пенсии, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе.
Согласно ст. 14 ФЗ -27 страхователь вправе получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд РФ для индивидуального (персонифицированного учёта), а в случае несогласия обратиться в судебные органы с иском к работодателю.
Поскольку истец, узнав о нарушении своих прав, с соответствующими требованиями к бывшему работодателю – АО «Русь» не обратился, а последний до настоящего времени изменения в индивидуальные сведения по истцу не внёс и доначисления страховых взносов не произвел, а у ответчика техническая и правовая возможность самостоятельного внесения сведений на индивидуальный счет застрахованного лица отсутствует, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
Доводы истца о нарушении должностными лицами ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области при приеме у АО «Русь» корректирующих сведений за период ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 пункта 37 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", в соответствии с которым предоставленные страхователем индивидуальные сведения, содержание ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц вноситься не должны, судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, поскольку спорные отношения имели место с ДД.ММ.ГГГГ, должностные лица УПФР при приеме корректирующего расчета РСВ-1 у страхователя АО «Русь» ДД.ММ.ГГГГ должны были руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах". Согласно указанной инструкции Пенсионный фонд помимо сведений о застрахованных лицах принимал также сведения об уплаченных и начисленных страховых взносах (форма отчетности РСВ-1). С 01.01.2017 года функции по администрированию страховых взносов переданы в Федеральную налоговую службу. В связи с этим, часть форм отчетности, в том числе, расчет по страховым взносам (РСВ-1), из которого следуют сведения о заработной плате и начисленных страховых взносах, в Пенсионный фонд Российской Федерации не предоставляется. После передачи полномочий по администрированию страховых взносов в ФНС, были внесены изменения в ФЗ от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и указанная инструкция была признана утратившей силу. На смену ей была принята «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, действующая в настоящее время, которая регламентирует полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 года, в том числе и по предоставлению новых форм отчетности.
Поскольку указанная инструкция действует в отношении новых полномочий Пенсионного фонда и адаптирована к новой отчетности, которая предоставляется в Пенсионный фонд (формы отчетности СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3), положения пункта 37 указанной Инструкции к представленному АО «Русь» ДД.ММ.ГГГГ корректирующему расчету РСВ-1 за период ДД.ММ.ГГГГ применены быть не могут.
Доводы ФИО1 о том, что ответчиком при приеме корректирующих сведений за ДД.ММ.ГГГГ не была проведена камеральная проверка обоснованности представленных АО «Русь» сведений судом отклоняются, поскольку из представленной ГУ-УПФР в Советском районе информации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по корректирующему расчету РСВ-1, представленному страхователем АО «Русь» ДД.ММ.ГГГГ с номером корректировки 001 ДД.ММ.ГГГГ камеральная проверка проведена, а доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено.
Доводы истца о том, что Пенсионный фонд необоснованно произвел возврат учтенных на его лицевом счете страховых взносов, судом признаются несостоятельными, как основанные на неверном понимании норм материального права.
Действительно, из представленных ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) в материалы дела документов (копиях первичных и корректирующих расчётов по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ) следует и не оспаривается сторонами, что спорные суммы начисленных страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ, заявленные Обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1, были разнесены Фондом на его индивидуальный лицевой счет, в который, в связи подачей Обществом корректирующих сведений о страховых взносах, впоследствии были внесены изменения.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пени и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 11).
Особенностям возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов посвящена ст. 27 Закона N 212-ФЗ.
Согласно положениям этой нормы возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона (ч. 2).
В соответствии с ч. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ, подлежащего применению по периодам, истекшим до 01.01.2017 года, и с п. 6.1 ст. 78 НК РФ, введённому в действие с 01.01.2017 года, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонда РФ не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного учёта и учтены (разнесены) Пенсионным фондом РФ на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у страхователя АО «Русь» имелась задолженность по страховым взносам <данные изъяты> рублей (страховая часть) и <данные изъяты> (ФФОМС). В результате подачи АО «Русь» корректирующего расчета РСВ-1 ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма задолженности была уменьшена и составила на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей (страховая часть) и <данные изъяты> рублей (ФФОМС).
Доказательств обратного истцом в судебное заседание не представлено.
Поскольку у АО «Русь» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась задолженность по уплаченным страховым взносам за период 2014-2016 годы, которая в полном объеме не погасилась и после подачи ДД.ММ.ГГГГ корректирующего расчета за спорные периоды, оснований для применения должностными лицами ГУ-УПФР РФ в Советском районе положений части 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ и возврата АО «Русь» излишне уплаченных страховых взносов не имелось.
Учитывая, что доказательств незаконных действий должностных лиц ГУ-УПФР РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) при приеме корректирующих сведений и перерасчету пенсии истцу судом не получено, при отсутствии требований истца к работодателю АО «Русь» об обоснованности предоставления корректирующих сведений ДД.ММ.ГГГГ, без которых у ответчика отсутствует техническая и правовая возможность самостоятельного внесения сведений на индивидуальный счет застрахованного лица, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий должностных лиц ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области (межрайонное) по внесению корректирующих сведений за ДД.ММ.ГГГГ, представленных АО «Русь» ДД.ММ.ГГГГ на его индивидуальный лицевой счет,
признании незаконным решения ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии в сторону уменьшения,
об обязании ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области (межрайонное) восстановить сведения о страховых взносах за ДД.ММ.ГГГГ на его индивидуальном лицевом счете согласно ранее поданных и учтенных сведений и перерасчете назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
отказать.
Решение может обжаловано сторонами в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения, с 01.02.2019 года в Кировский областной суд через Советский районный суд.
Судья С.М.Мамаев
Мотивированное решение составлено 01.02.2019 года
Судья С.М.Мамаев