ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/1/16 от 27.01.2016 Выгоничского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-16/1/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

п. Выгоничи 27 января 2016 года.

Выгоничский районный суд Брянской области в составе:

председательствующий судья Терехов А.С.,

секретарь судебного заседания Пыталева О.Е.,

с участием:

истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Выгоничского район­ного суда Брянской области гражданское дело по иску ФИО1 к Кокинской сельской администрации Выгоничского района о признании незаконным Постановления Кокинской сельской администрации от <дата> в части исключения ее из числа граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», о признании за ней права на участие в подпрограмме и об обязании Кокинскую сельскую администрацию восстановить ее в очереди граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица»,

У С Т А Н О В И Л:

Гражданка ФИО1 <дата> года рождения обратилась в суд с вышеуказанным иском к Кокинской сельской администрации Выгоничского района.

В обоснование исковых требований указала, что <дата> она обратилась в Кокинскую сельскую администрацию Выгоничского района с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, в связи с отсутствием у нее жилого помещения и наличием вышеуказанного статуса, и о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На основании Постановления Кокинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области от <дата> она была постановлена на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для включения в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и получения жилищного сертификата. Однако <дата> она была исключена из списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам» на основании Определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 года и рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенных в письме от 06.03.2015 года № 6348-ЕС/05. Считает, она была исключена из списка граждан-участников подпрограммы необоснованно. Просила суд: признать незаконным Постановление Кокинской сельской администрации от <дата> в части исключения ее из числа граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», признать за ней права на участие в подпрограмме и обязать Кокинскую сельскую администрацию восстановить ее в очереди граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица».

Истец ФИО1 и ее представитель по дове­ренности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, сослались на обстоятельства, указанные в заявлении, помимо этого суду пояснили, что в постановлении Конституционного Суда РФ, на основании которого ФИО1 была снята с учета, говорится о другой категории граждан, к которой ФИО1 не относится. В связи с этим она была снята с учета незаконно и необоснованно, что является недопустимым, поэтому необходимо устранить нарушенные права ФИО1 на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица».

Представитель ответчика Кокинской сельской администрации Выгоничского района ее глава ФИО3 исковые требования не признал, суду пояснила, что ФИО1 была снята с учета законно и обоснованно. После поступления в августе 2015 года письма Департамента строительства и архитектуры Брянской области ими была проведена инвентаризация дел участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», в ходе которой было установлено, что ФИО4 не может быть участником данной подпрограммы, поскольку ее статус не отвечает указанным в законодательстве требованиям.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1, <дата> г.р., в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, была зарегистрирована и проживала в <адрес>, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем в 2013 году ей было выдано удостоверение Серия гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение.

<дата> истец ФИО1 обратилась в Кокинскую сельскую администрацию Выгоничского района с заявлением, в котором просила включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также включить ее в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

На основании Постановления Кокинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области от <дата> ФИО1 была постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для включения в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и получения жилищного сертификата.

Постановлением Кокинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области от <дата> истец ФИО1 была исключена из списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам» на основании Определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 года № 1007-О и рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенных в письме от 06.03.2015 года № 6348-ЕС/05.

В соответствии с ч.1 ст.22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в числе других, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2006 года № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом в силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в уполномоченные органы (в рассматриваемом случае - орган местного самоуправления) заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов, прежде всего, документа, подтверждающего право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Анализ положений Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 позволяет сделать вывод, что законодатель наделяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, различным льготным статусом. После добровольного переселения гражданина из одной радиоактивно загрязненной зоны в другую, а также в случае выезда из указанных зон на территорию, не подвергшуюся загрязнению, его статус меняется.

Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на ЧАЭС, на основании совместного Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 года «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п.2 Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного вышеуказанным Приказом, удостоверение выдается:

- гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

- гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

- гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

- гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

- военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.

Удостоверение по форме согласно приложения № 1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (п. 3 Порядка).

У ФИО1 имеется удостоверение единого образца, подтверждающее то обстоятельство, что она относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В 2005 году ФИО1 добровольно выехала в чистую от радиоактивного загрязнения зону - Брянская область, с. Кокино. Однако затем она неоднократно переселялась на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение в <адрес>, где проживала до <дата>.

В этом случае, согласно части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации № 1244-1, указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.

По смыслу изложенных выше нормоположений, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с <дата> по <дата> на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации № 1244-1.

Материалами дела подтверждается, что истец ФИО1 родилась в <адрес><адрес><дата>.

Согласно пункту 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истец ФИО1 не соответствует требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а поэтому ей обоснованно отказано в признании участником подпрограммы.

С учетом вышеуказанных норм закона и обстоятельств дела суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Исковые требования ФИО1 о признании незаконным Постановления Кокинской сельской администрации от <дата> в части исключения ее из числа граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», и об обязании Кокинскую сельскую администрацию восстановить ее в очереди граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», также не подлежат удовлетворению, поскольку они производны от основных исковых требований о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, которые судом не удовлетворяются.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Кокинской сельской администрации Выгоничского района о признании незаконным Постановления Кокинской сельской администрации от <дата> в части исключения ее из числа граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», о признании за ней права на участие в подпрограмме и об обязании Кокинскую сельскую администрацию восстановить ее в очереди граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского об­ластного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окон­чатель­ной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстан­цию через Вы­гоничский районный суд.

Председательствующий: А.С.Терехов

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2016 года

Судья: А.С.Терехов