УИД 46RS0007-01-2019-000474-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Золотухино 10 марта 2020 г.
Курской области
Золотухинский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Евсюкова С.А.,
при секретаре Гриневой М.Н.,
с участием:
прокурора - заместителя прокурора Золотухинского района Курской области Хмелевской Т.Ю.,
истца Семенихиной Л.А.,
представителя ответчика - администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области Сазонова А.В.,
рассмотрев гражданское дело № Э-2-16/2020 по иску прокурора Золотухинского района Курской области в интересах несовершеннолетних к администрации поселка Золотухино Курской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям, системой коммунальной и транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Золотухинского района Курской области в интересах несовершеннолетних ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО5, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО6, ФИО43 обратился в суд с иском к администрации поселка Золотухино Курской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям, системой коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Золотухинского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления Золотухинского района Курской области - администрацией поселка Золотухино законодательства о бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, и было установлено, что на основании постановления администрации поселка Золотухино № от ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства бесплатно были предоставлены земельные участки: ФИО46 и ее семье Канунникову А.И., ФИО16, ФИО18, ФИО19 с кадастровым №, общей площадью 1259 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Какуриной Е.В. и ее семье ФИО21, ФИО20, ФИО22, ФИО23 с кадастровым №, общей площадью 1260 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Семенихиной Л.А. и ее семье ФИО9, ФИО24, ФИО10, ФИО27, ФИО28 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Чеглаковой О.Ю. и ее семье ФИО11, ФИО29, ФИО31, ФИО32 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Беспаловой Л.Н. и ее семье ФИО33, ФИО35, ФИО36 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Букреевой Е.Н. и ее семье ФИО12, ФИО37, ФИО39, ФИО40 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Давлеевой Ю.И. и ее семье ФИО13, ФИО41, ФИО6, ФИО43 с кадастровым №, общей площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
По итогам проведенной проверки были выявлены нарушения ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключающиеся в том, что земельные участки, предоставленные ФИО17, ФИО21, ФИО25, ФИО30, ФИО34, ФИО38, и ФИО42, инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечены, на этих участках полностью отсутствует электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожная инфраструктура (подъездная дорога к земельным участкам), т.е. использование предоставленных земельных участков по целевому назначению - для индивидуального жилищного строительства невозможно, что свидетельствует о не обеспечении администрацией поселок Золотухино возможности ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности семей, которым были предоставлены указанные земельные участки.
На основании изложенного, уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования, просил возложить обязанность на администрацию поселка Золотухино Курской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить в соответствии с проектно-сметной документацией объектами инженерной и дорожной инфраструктуры - водопроводом и автомобильной дорогой предоставленные многодетным семьям земельные участки с кадастровыми №, №, №, №, №, №, №.
В судебном заседании заместитель прокурора Золотухинского района Курской области Хмелевская Т.Ю. уточненные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области Сазонов А.В. исковые требования прокурора не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на то, что вопросы обеспечения объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, в части финансирования, относятся с полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, администрация п.Золотухино такими средствами не располагает.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находится под защитой государства (ч.1 ст.38; каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1 ст.39). Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция РФ, тем самым, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, и, тем самым, удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Как следует из ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, муниципальное образование «поселок Золотухино» Золотухинского района Курской области представляет собой территорию поселка Золотухино, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 Устава муниципального образования «поселок Золотухино»), то есть обладает статусом городского поселения.
Уставом муниципального образования «поселок Золотухино» к вопросам местного значение отнесена организация в границах поселка Золотухино электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ст.3 Устава); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселка Золотухино и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п.5 ст.3 Устава).
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что прокуратурой Золотухинского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления Золотухинского района Курской области - администрацией поселка Золотухино законодательства о бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, и было установлено, что на основании постановления администрации поселка Золотухино № от ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства бесплатно были предоставлены земельные участки: ФИО17 и ее семье Канунникову А.И., ФИО16, ФИО18, ФИО19 с кадастровым №, общей площадью 1259 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Какуриной Е.В. и ее семье ФИО21, ФИО20, ФИО22, ФИО23 с кадастровым №, общей площадью 1260 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Семенихиной Л.А. и ее семье ФИО9, ФИО24, ФИО10, ФИО27, ФИО28 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Чеглаковой О.Ю. и ее семье ФИО11, ФИО29, ФИО31, ФИО32 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Беспаловой Л.Н. и ее семье ФИО33, ФИО35, ФИО36 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Букреевой Е.Н. и ее семье ФИО12, ФИО37, ФИО39, ФИО40 с кадастровым №, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; Давлеевой Ю.И. и ее семье ФИО13, ФИО41, ФИО6, ФИО43 с кадастровым №, общей площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Проверкой было выявлено, что земельные участки, предоставленные ФИО47., Какурина Е.С., Семенихиной Л.А., Чеглаковой О.Ю., Беспаловой Л.Н., Букреевой Е.Н., Давлеевой Ю.И. инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечены, на указанных участках полностью отсутствует электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожная инфраструктура (подъездная дорога к земельным участкам), что подтверждается актом проверки от 07.11.2019 и свидетельствует о невозможности использования земельного участка по целевому назначению - для индивидуального жилищного строительства, т.е. не обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности семей, которым указанные земельные участки были предоставлены, в связи с чем многодетные семьи лишены возможности в полной мере осуществлять строительные работы.
В соответствии с п.38 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» рекомендуется учитывать, что согласно п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.15, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с п.23 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 39 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» определено, что до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
40. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Реализацию законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется обеспечивать необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, включая финансирование расходов на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, проведение кадастровых работ, обеспечение земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, необходимой инженерной инфраструктурой.
В целях обеспечения населения Курской области доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 № 716-па утверждена государственная программа Курской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области».
Приложением к названной программе утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, и на строительство объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий регионального проекта «ЖИЛЬЕ» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Курской области» государственной программы Курской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области».
Названными Правилами установлено, что проект по развитию территорий включает в себя перечень мероприятий по подготовке документации по планировке территории, образованию земельных участков в границах такой территории, модернизации (строительству) на земельных участках в границах соответствующей территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков их реализации.
Пунктами 3-4 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей при соблюдении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта муниципального образования, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения между комитетом строительства Курской области и муниципальным образованием о предоставлении субсидии.
Таким образом, установленные судом обстоятельства, свидетельствует о том, что обязанность по организации мер по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей в порядке решения вопросов местного значения, круг которых определен федеральным законодательством и Уставом муниципального образования «поселок Золотухино» возложена на муниципальное образование «поселок Золотухино».
В заявленных исковых требованиях прокурор просит наложить на ответчика обязанность обеспечить, то есть сделать, снабдить, указанные земельные участки объектами инженерной инфраструктуры и автомобильной дорогой, однако данная обязанность не соответствует федеральному законодательству, законодательству субъекта, а так же уставу муниципального образования, из которых следует, что на муниципальное образование (городское поселение) возлагается обязанность организовать (подготовить, устроить, основать путем привлечения сил, упорядочить, придать планомерность), то есть принять предусмотренные законом и входящие в полномочия ответчика меры по организации обеспечения земельных участков водоснабжением и автомобильной дорогой (решение вопросов по подготовке и согласованию проектной документации, проведению тендеров и т.п.).
Проанализировав изложенное, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в виде отсутствия мер по организации обеспечения водоснабжением и автомобильной дорогой предоставленных многодетным семьям земельных участков, подлежат устранению ответчиком.
Срок, запрошенный прокурором на исполнение судебного акта, суд находит разумным.
На основании пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ истец (прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, оснований для взыскания судебных расходов по оплате госпошлины с администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияпрокурора Золотухинского района Курской области в интересах несовершеннолетних к администрации поселка Золотухино Курской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям, системой коммунальной и транспортной инфраструктуры - удовлетворить частично.
Обязать администрацию поселка Золотухино Курской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение водоснабжением и автомобильной дорогой земельные участки:
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения - 13 марта 2020 г.
Судья /подпись/ С.А. Евсюков