ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/20 от 17.01.2019 Сысольского районного суда (Республика Коми)

УИД11RS0017-01-2019-001068-35 Дело №2-16/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2020 года с. Визинга

Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,

при секретаре судебного заседания Демидович Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации сельского поселения «Койгородок» к Администрации муниципального района «Койгородский» об обязании принять недвижимость в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения «Койгородок» обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района «Койгородский», к Совету муниципального района « Койгородский», в котором, с учетом уточненных требований, просит признать незаконным и отменить Решение Совета муниципального района «Койгородский» от 25.09.2019 « О согласовании перечня имущества, находящегося в собственности МО сельского поселения « Койгородок», безвозмездно передаваемого в собственность МО МР «Койгородский» относительно передачи объектов незавершенного строительства, расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Койгородский район, с. Койгородок: сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер 11:02:0000000:67, назначение – объект незавершенного строительства, протяженность 2575 метров, степень готовности 90%, сооружение канализации, кадастровый номер 11:02:0000000:68 протяженностью 2012 кв.м., степень готовности объекта 30%, обязать принять МО МР «Койгородский» от МО СП «Койгородок» указанные объекты незавершенного строительства в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда путем подписания акта приемо-передачи данного имущества, а также осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности МО СП «Койгородок» на указанные объекты недвижимости.

В судебном заседании представитель истца, руководитель администрации сельского поселения «Койгородок» ФИО1 уточненные исковые требования поддержал. Пояснил, что строительство объектов началось в 2013 году, когда полномочия по водоснабжению и водоотведению были возложены на поселения, а с 01.01.2015 эти полномочия переданы муниципальным районам. В 2017 и 2018 году полномочия по водоснабжению и водоотведению АМР «Койгородский» передавала по соглашению АСП «Койгородок».

До настоящего времени строительство указанных в иске объектов не завершено. Поскольку в 2019 году соглашение о передаче полномочий не заключалось, АСП «Койгородок» направило ходатайство в Совет МР «Койгородский» о переводе объектов незавершенного строительства на баланс АМР «Койгородский». Совет района принял решение об отказе в принятии объектов в состав муниципального имущества района. Считает данное решение противоречащим действующему законодательству, поскольку полномочия по водоснабжению и водоотведению были переданы муниципальным районам, и в Устав СП «Койгородок» были внесены изменения в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия по водоснабжению и водоотведению исключены из полномочий поселения.

Считает, что нахождение в собственности администрации поселения указанных объектов не отвечает полномочиям МО СП «Койгородок», названные объекты необходимы МО МР «Койгородский» для исполнения возложенных на него полномочий по организации тепло-, водоснабжения, водоотведения в силу ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Указанное имущество является социально значимыми объектами, предназначенными для водоснабжения, водоотведения жилых домов, объектов социальной сферы.

Представитель третьего лица на стороне истца, Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов исковые требования по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала. Пояснила, что спорное имущество в соответствии с нормами Федеральных законов № 131-ФЗ и №416 – ФЗ подлежит передаче в муниципальную собственность Койгородского района. Сельское поселение не имеет в штате соответствующих специалистов в сфере ЖКХ. Напротив, район располагает отделом ЖКХ, отделом строительства, бюджет совершенно другой, в отличие от сельского поселения. Федеральный законодатель возложил обязанность по водоснабжению и водоотведению на муниципальный район, как на экономически более сильную сторону. В 2013 году был заключен контракт на строительство, при выполнении которого возникли проблемы. В 2014, 2015, 2016 годах шли судебные процессы с подрядчиком ООО «Ремстройсервис». В 2017 -2018 годы поселению передавались полномочия от муниципального района по доведению объекта до готовности, проекты были финансированы. В ноябре 2018 года подрядная организация, которая вела работы по продолжению строительства, прекратила работы в связи с невозможностью их выполнения. В связи с этим на совещании в Министерстве энергетики и ЖКХ было рекомендовано данный объект разбить на этапы и ввести в эксплуатацию частями. Решение совещания носит рекомендательный характер. В настоящее время требуется внести изменения в проектно-сметную документацию, и это требует больших финансовых вливаний, необходимо обращение в Министерство финансов РК о выделении дополнительных финансовых средств. А для этого АМР «Койгородский» необходимо оформить в собственность спорные объекты. В АМР «Койгородский» неоднократно направляли письма с рекомендациями окончить строительство объектов водоснабжения и водоотведения, потому что это важнейшее условие обеспечения жизнедеятельности населения. В силу ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим законом вопросов местного значения. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Поскольку спорное имущество предназначено для водоснабжения и водоотведения населения, оно не может быть перепрофилировано, должно быть отчуждено и передано в муниципальный район, как социально значимое имущество, участвующее в функционировании систем жизнеобеспечения населения.

Просит учесть, что процент готовности не говорит, что водопроводные сети ненадлежащего качества, водопровод готов на 90%, водоотведение на 30%. Федеральный закон не содержит каких-либо оговорок, что объект должен быть исключительно завершенного строительства. Поскольку объект существует в натуре, право собственности на него зарегистрировано, ничего не препятствует передаче данных объектов в собственность муниципального района.

Представитель ответчиков, АМР «Койгородский» и Совета МР «Койгородский» по доверенности ФИО5 исковые требования не признала. Пояснила, что на основании п.1.5 Положения о порядке владения и пользования муниципальным имуществом МО МР «Койгородский», Совет района принимает решения о принятии имущества в муниципальную собственность района стоимостью от 500000 руб. На данный момент стоимость спорных объектов составляет 7 млн. руб. Данный вопрос рассматривался Советом в сентябре 2019 года. Совет принял решение об отказе принятия имущества в муниципальную собственность района и о необходимости рассмотрения вопроса на совещании с Министерствами Республики Коми (Министерством финансов, Министерством ЖКХ, Министерством имущества). Без решения Совета района администрация района не вправе принять объекты. Администрация района доводила свою позицию о несогласии принять спорные объекты Правительству Республики Коми.

Источником финансирования мероприятий по определению подрядчика на разделение проектной документации, прохождение государственной экспертизы должны являться средства бюджета муниципального района. Принимая во внимание, что проект бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы уже сформирован, исходя из планируемого объема доходной части с учетом приоритетности принимаемых расходных обязательств, данные мероприятия возможно будет запланировать не раньше 2021 года.

Разбивка проектно-сметной документации (ПСД), а также прохождение государственной экспертизы займет продолжительное время, не менее полугода. При этом следует учесть, что ПСД на строительство водопроводных и канализационных сетей разработана в 2012 году, а значит, необходимо будет провести мероприятия по приведению ПСД в соответствие с нормами действующего законодательства.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст.12,130–132 КонституцииРФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ( в ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Согласно частям 1, 5 ст. 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст. 51 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей14Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в числе иных, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-иводоснабжениянаселения,водоотведения, снабжения населения топливом в пределахполномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставоммуниципальногорайонаи уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальныхрайонов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значениямуниципальныхрайонов.

То естьполномочияпоорганизацииводоснабженияиводоотведения, с учетом вышеуказанного законодательства, возложенына АМР «Койгородский».

Согласно подп.2 п.1.1 ст.11 Устава МО МР « Койгородский» организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Из ст.29 Устава следует, что в компетенции Совета района находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Статьей 46 Устава предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления в муниципальном районе составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, в том числе и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Порядок управления (владения, пользования, распоряжения) имуществом района определяется нормативно-правовыми актами Совета района ( ст.47 Устава).

Согласно п.1.5 Положения о порядке владения и пользования муниципальным имуществом МО МР «Койгородский», утвержденного Советом МО МР « Койгородский» 17.06.2015, решение о принятии имущества в соответствии с действующим законодательством из государственной собственности Российской Федерации, Республики Коми, иных муниципальных образований в муниципальную собственность стоимостью от 500000 руб. принимает Совет района.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, муниципальное образование сельского поселения « Койгородок» является собственником объектов незавершенного строительства: сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер 11:02:0000000:67, протяженностью 2575 метров, степень готовности 90%, и сооружение канализации, кадастровый номер 11:02:0000000:68 протяженностью 2012 кв.м., степень готовности объекта 30%. Право собственности зарегистрировано 26.12.2016 на основании постановления «О предоставлении в постоянное(бессрочное) пользование земельного участка АСП « Койгородок» от 18.02.2012 № 18/02 и разрешения АМР « Койгородский» на строительство от 29.07.2013 № RU11511000-20.

Указанные объекты предназначены для оказания коммунальных услуг в виде централизованного водоснабжения и водоотведения.

Поскольку организация водоснабжения и водоотведения в силу частей 3,4 и п.4 части 1 ст.131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании части 4 статьи 15 Закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, администрацией МР «Койгородский» в 2017 и 2018 году заключались соглашения о передаче АСП « Койгородок» полномочий по организации водоснабжения и водоотведения и завершения работ по строительству объектов водопроводных и канализационных сетей.

В 2019 году соглашения о передаче указанных выше полномочий администрации сельского поселения « Койгородок» не заключалось.

Решениями Совета сельского поселения « Койгородок» от 15 июля 2019 года № IV-35/122, № IV-35/123 водопроводные и канализационные сети с. Койгородок (кадастровые номера 11:02:0000000:67, 11:02:0000000:68) исключены из плана приватизации на 2019 год, администрации СП « Койгородок предписано осуществить работы по передаче указанного имущества в собственность МО МР « Койгородский».

12.08.2019 в адрес Совета МР «Койгородский» направлено обращение руководителя АСП « Койгородок» о рассмотрении вопроса о принятии имущества, объектов незавершенного строительства - водопроводных и канализационных сетей в собственность муниципального района «Койгородский» с предложением предоставить документы о согласовании прием указанного имущества в собственность муниципального района.

Из решения Совета МР « Койгородский» от 25.09.2019 следует, что депутаты Совета не поддержали проект решения «О согласовании перечня имущества, находящегося в собственности СО СП « Койгородок», безвозмездно передаваемого в собственность МО МР « Койгородский». Было предложено рассмотреть данный вопрос после проведения совещания с профильными министерствами Республики Коми.

Из п.1.5 Положения о порядке владения и пользования муниципальным имуществом МО МР «Койгородский», утвержденному Советом МО МР « Койгородский» 17.06.2015 следует, что решение о принятии имущества из государственной собственности Российской Федерации, Республики Коми, иных муниципальных образований в муниципальную собственность стоимостью от 500000 рублей должно приниматься Советом района в соответствии с действующим законодательством.

Суд находит данное решение Совета МР «Койгородский» не соответствующим законодательству.

Так, вопросы разграничения (перераспределения) муниципального имущества, в том числе в связи с изменением полномочий органов местного самоуправления, регулируются частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 июля 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из данной нормы следует, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке, в частности, разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Как следует из Выписки из протокола №39 Совета МР «Койгородский» от 25.09.2019 года, Совет района не обосновал отказ в согласовании перечня имущества, предложенного истцом передаче в собственность муниципального района.

Советом не принято во внимание, что АСП «Койгородок» предложило безвозмездно передать в собственность МР «Койгородский» имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения муниципального района, что полномочия поорганизацииводоснабженияиводоотведения возложенына АМР «Койгородский», и соглашения о передаче этих полномочий АСП « Койгородок» в 2019 году не заключено.

В связи с изложенным выше, решение Совета МР «Койгородский» об отказе в принятии спорного имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения муниципального района, безвозмездно передаваемого администрацией СП «Койгородок» администрации МР «Койгородский» в связи с изменением перечня вопросов местного значения сельского поселения, является не соответствующим законодательству и подлежит отмене, отказ АМР «Койгородский» в принятии спорного имущества незаконным, т.е. заявленные АСП « Койгородок» требования подлежат удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации сельского поселения «Койгородок» удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета муниципального района «Койгородский» от 25.09.2019 в части отказа согласования безвозмездно передаваемого МО СП «Койгородок» в собственность МО МР «Койгородский» имущества, а именно, объектов незавершенного строительства, расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Койгородский район, с. Койгородок:

- сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер 11:02:0000000:67, протяженность 2575 метров, степень готовности 90%;

- сооружение канализации, кадастровый номер 11:02:0000000:68, протяженность 2012 кв.м., степень готовности объекта 30%.

Обязать АМР «Койгородский» принять от МО СП «Койгородок» объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Койгородский район, с. Койгородок:

- сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер 11:02:0000000:67, протяженность 2575 метров, степень готовности 90%;

- сооружение канализации, кадастровый номер 11:02:0000000:68, протяженность 2012 кв.м., степень готовности объекта 30%, в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда путем подписания акта приемо-передачи данного имущества.

Обязать АМР «Койгородский» осуществить государственную регистрацию перехода от МО СП «Койгородок» права собственности на объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Койгородский район, с. Койгородок: сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер 11:02:0000000:67, протяженность 2575 метров, степень готовности 90%; сооружение канализации, кадастровый номер 11:02:0000000:68 протяженностью 2012 кв.м., степень готовности объекта 30%.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья М.И.Подорова

Мотивированное решение изготовлено 27.01.2020

Копия верна: