ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/2015 от 20.03.2015 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-16/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Газимурский-Завод 20 марта 2015 года

Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего - судьи Долгоровой А.Г.,

при секретаре Гончаровой А.А.,

с участием истца Овчинниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой ФИО4 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Буруканская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Истец Овчинникова Л.А. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями. В обоснование требований указала, что с 20.09.2010 года работает в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Буруканская основная общеобразовательная школа (далее по тексту МБОУ Буруканская ООШ) в должности <данные изъяты>. Размер её начисленной заработной платы с ноября 2014 по январь 2015 составлял <данные изъяты> и включал в себя: оклад в размере – <данные изъяты>, районный коэффициент 70 % - <данные изъяты>, процентную надбавку за непрерывный стаж работы 5% - <данные изъяты>, доплата за вредность 8 % - <данные изъяты> (л.д.2-6).

Истец считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Установление повышенной оплаты труда, а именно районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. То есть, данный вид выплаты по своему основанию не связан с количеством и качеством выполняемого труда. И основанием для его выплаты является то, что она работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно в особых климатических условиях. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей ее зарплаты до МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии. Размер ее вознаграждения за труд, снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает полагающиеся ей компенсационные выплаты за работу в суровых климатических условиях в равный МРОТ размер вознаграждения за труд. С 1 января 2015 года, размер ее вознаграждения за труд без включения компенсационных выплат должен составлять в месяц 5965 руб. 00 коп..

Истец просит взыскать с ответчика МБОУ Буруканская ООШ недоначисленную и невыплаченную им заработную плату за период с ноября 2014 по январь 2015 в сумме <данные изъяты> 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Истец просит возложить на ответчика МБОУ Буруканская ООШ обязанность выплачивать ей при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года – 5965 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

Обязать Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» профинансировать МБОУ Буруканская ООШ денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу, в случае недостаточности указанных средств у учреждения (л.д.2-6).

В судебном заседании истец Овчинникова Л.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы заявления, дополнила, что на больничном не находилась, в отпуске не была, отработала полностью спорный период.

В судебное заседаниепредставитель ответчика МБОУ Буруканская ООШ - директор ФИО3, действующая на основании прав по должности, неявилась, о дне и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила гражданское дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования истца признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования.

В судебное заседание представитель соответчика Администрации МР «Газимуро-Заводский район» не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил в иске истцу отказать, ссылаясь на отсутствие нарушения трудового законодательства, пропуска трехмесячного срока обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора и рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представил отзыв (л.д.72-74).

В судебное заседание представитель соответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил в иске истцу отказать и рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представил отзыв.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика МБОУ Буруканская ООШ, соответчиков Администрации МР «Газимуро-Заводский район»,представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5554 рублей в месяц. Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 января 2014 года составляет 5554 рублей в месяц.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5 965 рублей в месяц. Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 января 2015 года составляет 5 965 рублей в месяц.

Общий размер начисленной месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, которому установлены процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в размере 30% и районный коэффициент в размере 40 %, должен составлять не менее, чем: 5554 руб. (МРОТ с 01.01.2014 г.) х 1.7 (30%+40%) = <данные изъяты>; 5965 руб. (МРОТ с 01.01.2015 г.) х 1.7 (30%+40%) = <данные изъяты>

Согласно, расчетов исключается сумма за совмещение, разовые премии не включаются в размер заработной платы. Расчет производится по основной должности истца на 1 полную ставку.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что:

Истица Овчинникова Л.А. работает в МБОУ Буруканская ООШ в должности <данные изъяты> полный рабочий день (л.д.7-8, 9, 10, 11-15). За период работы с ноября 2014 года по январь 2015 года на должностной оклад истца в размере - <данные изъяты>, составляющий менее МРОТ, начислялось за непрерывный стаж работы - 30%, районный коэффициент - 40%, надбавка за вредность – 8%, за выслугу лет – 5%. С учетом названных выплат, начисленная заработная плата истца составляла <данные изъяты> (л.д.17-18, ___).

С учетом перечисленных выплат, заработная плата истца не превышает минимального размера оплаты труда, что не соответствует нормам трудового законодательства.

Доводы соответчика Администрации МР «Газимуро-Заводский район» изложенные в отзыве о правомерности начисления заработной платы со ссылкой на Соглашение Правительства Забайкальского края, Федерации профсоюзов Забайкальского края, Объединения работодателей Забайкальского края от 17.10.2012 "О минимальной заработной плате в Забайкальском крае" и Дополнении к нему N 20-Д/СГ-2 от 1.03.2014 г., которым в Забайкальском крае размер минимальной заработной платы в месяц для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов Забайкальского края, с 01.04.2014 установлен в сумме 6044 рубля, основанием к отказу в иске являться не могут.

Из содержания пункта 2.1 указанного регионального Соглашения следует, что минимальный размер заработной платы на территории Забайкальского края включает в себя стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях).

Доводы соответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, изложенные в отзыве о том, что месячная заработная плата истицы Овчинниковой Л.А. в спорный период составляла 5554 руб., что соответствует, установленному федеральным законом МРОТ, следовательно, нарушений трудовых прав истца при выплате заработной платы ответчиком не допущено, не состоятельны.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. При этом в ч.3 ст. 37 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Статьей 2 ТК РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Из вышеуказанного следует, что тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 января 2014 года не менее 5 554 руб., с 1 января 2015 г. – 5 965 руб.). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Так как истец работает в Забайкальском крае (ранее Читинской области), который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истец имеет право на получение за период с ноября 2014 г. по январь 2015 г. ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцу законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента за работу в Забайкальском крае (40 %) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2014 г. и с 01.01.2015 г. Федеральным законом.

Право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с работой в местности с особыми климатическими условиями предусмотрено Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области», которым в целях дальнейшего повышения материального благосостояния населения и закрепления кадров в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области.

Выплата районного коэффициента за работу в Читинской области (в настоящее время в Забайкальском крае) в размере 20 % предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

Приведенные нормативные правовые акты применяются на территории Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст. 423 Трудового кодекса РФ как непротиворечащие данному кодексу.

Кроме того, на территории Забайкальского края для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, и работающих в муниципальных районах и городских округах, за исключением муниципальных районов «Каларский район», «Могочинский район», «Тунгиро-Олекминский район», «Тунгокочинский район», «Чернышевский район», Законом Забайкальского края от 14.10.2008 г. № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников бюджетных организаций» к федеральному районному коэффициенту дополнительно установлен районный коэффициент в размере 20 %.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Истцу районный коэффициент 40% и северная надбавка 30%, начислялась ответчиком на должностной оклад, а не на МРОТ и фактически включались в минимальный размер оплаты труда.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5554 рублей в месяц.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.

Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 января 2014 года составляет 5554 рублей в месяц, с 1 января 2015 года составляет 5 965 рублей в месяц.

Общий размер начисленной месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, которому установлены процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в размере 30% и районный коэффициент в размере 40 %, должен составлять не менее, чем: 5554 руб. (МРОТ с 01.01.2014 г.) х 1.7 (30%+40%) = <данные изъяты>. 5965 руб. (МРОТ с 01.01.2015 г.) х 1.7 (30%+40%) = <данные изъяты>

Согласно расчетов сумма за совмещение, разовые премии не включаются в размер заработной платы. Расчет производится по основной должности истца на 1 полную ставку.

Схема расчета:

1. оклад (по часам) + 1.7 (40% - р/к, 30% - с/н) + надбавка за вредность + за выслугу лет = сумма (начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат);

<данные изъяты> - начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат = недоплата (с 01.01.2014).

<данные изъяты> - начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат = недоплата (с 01.01.2015).

В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец состоит в трудовых отношениях с МБОУ Буруканская ООШ, расположенным в <адрес>.

Истцу начисление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, размер которой не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, не производилось.

Доводы представителя соответчика Администрации МР «Газимуро-Заводский район» изложенные в отзыве о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд, несостоятельны.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

Суд считает, что оснований для применения последствий пропуска срока истцу Овчинниковой Л.А. обращения в суд о взыскании неданочисленной и невыплаченной заработной платы за период с ноября 2014 года по январь 2015 года, не имеется, поскольку, согласно платежных ведомостей (л.д.33-36), заработная плата истцом за ноябрь 2014 года была получена – 09.12.2014 года, за декабрь 2014 г. – аванс получен 30.12.2014 г., заработная плата – 29.01.2014 г., за январь 2015 г. заработная плата получена 05.02.2015 г., а в суд истец обратилась 02.02.2015 года, то есть в пределах установленного законом срока, о чем представитель ответчика не оспаривал.

Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца Овчинниковой Л.А. за период с 1 ноября 2014 года по 31 января 2015 года составляет:

Ноябрь 2014 г.

<данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>

Декабрь 2014 г.

<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>

Январь 2015 г.

<данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>

<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты><данные изъяты>

Итого: <данные изъяты><данные изъяты> коп. – данная сумма, рассчитанная судом, подлежит взысканию с ответчика.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз.14 ч.1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При обстоятельствах установленных судом, в связи с установленным фактом нарушения в части начисления и выплаты заработной платы истцу без соблюдения норм действующего законодательства, длительности срока восстановления нарушенных его прав, суд полагает возможным, исходя из требований разумности и справедливости взыскать в пользу истца Овчинниковой Л.А. компенсацию морального вреда в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст.ст. 22 и 237 ТК РФ обязанность по возмещению морального вреда в случае нарушения трудовых прав работника возложена на работодателя.

Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ, как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцу, как работнику образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников.

Из данной нормы усматривается, что собственник имущества несет субсидиарную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений финансируемых учредителем.

Судом установлено, что финансирование на оплату труда истице Овчинниковой Л.А. производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края за счет субвенции, из Устава МБОУ Буруканская ООШ следует, что собственником имущества и учредителем является Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район».

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, анализируя приведенные нормы, следует прийти к выводу о том, что Администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых из субвенции края муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому суд считает, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края несут обязанность по финансированию МБОУ Буруканская ООШ денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

При таком положении, требования истца Овчинниковой Л.А. о возложении на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать МБОУ Буруканская ООШ денежными средствами на выплату истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5554 рублей в месяц.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.

Следовательно, размер вознаграждения истцам за труд без включения компенсационных выплат с 1 января 2014 года составляет 5554 рублей в месяц, с 1 января 2015 года составляет 5 965 рублей в месяц.

Таким образом, требования истца о возложении на ответчика МБОУ Буруканская ООШ выплачивать ей, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года – 5965 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 408-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений, законны и обоснованны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, иск истца подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истцы освобождены, суд с учетом того обстоятельства, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Буруканская основная общеобразовательная школа, является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета района, с учетом финансового положения ответчика полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 (сто) рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 103 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Овчинниковой ФИО5 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Буруканская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Буруканская основная общеобразовательная школа недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период:

с 1 ноября 2014 г. по 31 января 2015 г. в пользу:

- Овчинниковой ФИО6 в размере <данные изъяты> 20 копеек(без вычета НДФЛ).

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Буруканская основная общеобразовательная школа компенсацию морального вреда в пользу:

- Овчинниковой ФИО7 в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Буруканская основная общеобразовательная школа выплачивать Овчинниковой ФИО8 при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года – 5965 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 408-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

Обязать Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения Буруканская основная общеобразовательная школа профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пределах, выделяемых на эти цели субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Буруканская основная общеобразовательная школа государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края с момента получения.

Судья А.Г. Долгорова