Дело № 2 – 16/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2018 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд города Ярославля
в составе судьи Ловецкой М.П.,
при секретаре Скобелевой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухарева Альберта Валерьевича, Сухарева Марка Альбертовича, Осиповой Ольги Арвиевны, Гордеевой Галины Александровны к АО «Дом моды «Волга», департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о признании права собственности на земельный участок, установлении границ земельного участка, возложении обязанности по государственной регистрации право собственности на земельный участок, по встречным требованиям АО «Дом моды «Волга» к Сухареву Альберту Валерьевичу, Сухареву Марку Альбертовичу, Осиповой Ольге Арвиевне, Гордеевой Галине Александровне о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Истцы согласно уточнённым требованиям обратились с иском об установлении границ земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общежитие, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1013 кв.м, согласно межевому плану ООО «Лимб» от 05.06.2017 г., признании права общей долевой собственности за Сухаревым А.В., Сухаревым М.А., Осиповой О.А. на земельный участок на 11/100 доли за каждым, за Гордеевой Г.А. в размере 26/10 доли, прекратив право бессрочного пользования АО «Дом быта «Волга» на спорный земельный участок, обязав мэрию г. Ярославля, Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, комитет по управлению муниципальным имуществом произвести государственную регистрацию в Управлении Росреестра Ярославской области жилых помещений 1<адрес>, 41/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1013 кв.м. Истцы являются собственниками помещений, расположенных пол адресу: <адрес>, в связи с чем за истцами должно быть признано право общей долевой собственности на земельный участок. Помещения 1, 2, 3 в нарушение действующего законодательства не были переданы в муниципальную собственность, в связи с чем истцы просят возложить обязанность на ответчиков мэрию г. Ярославля, Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, комитет по управлению муниципальным имуществом произвести государственную регистрацию спорных помещений и 41/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
С встречными требованиями обратилось АО «Дом моды «Волга» о признании права общей долевой собственности на 41/1000 доли на земельный участок площадью 1013 кв.м, прекратив право бессрочного пользования АО «Дом быта «Волга».
Представитель истцов по доверенности Кузнецов Н.А. просил уточнённые исковые требования удовлетворить.
Представитель АО «Дом моды «Волга» по доверенности Летягина Е.Т. просила удовлетворить встречные требования, не поддержав ходатайство об отказе от иска.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля по доверенности Грекова О.Д. просила учесть, что спорное имущество не является муниципальным, на балансе не стоит, мэрия не претендует на спорное имущество.
Соответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ТОО «Волга» на основании постановления мэра г. Ярославля от 29.01.1993 г. за № 136 для жилищного строительства (общежитие) выдано свидетельство от 15.07.1993 г. на предоставление земельного участка площадью 1050 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в бессрочное постоянное пользование.
На основании представленных учредительных документов ТОО «Волга» переименовано на АО «Дом Моды «Волга».
Согласно представленной выписке из единого государственного реестра недвижимости Осипова О.А., Сухарев А.В., Сухарев М.А. являются собственниками в равных долях по 1/3 доли каждый помещений квартиры <адрес>, Гордеева Г.А. собственник помещения 10.
Из технического паспорта дома 63 следует, что одноэтажный дом, 1957 года постройки, имеет площадь квартир 128,1 кв.м, в том числе жилой - 93,5 кв.м. В общежитии 1 квартира, 7 комнат.
Земельный участок, что следует из выписки государственного кадастра недвижимости, имеет площадь 1050 кв.м, входит в земли населенного пункта, разрешенное использование: общежитие, дата присвоения кадастрового номера 29.04.2005 г.
В межевом плане ООО «Лимб» от 05.06.2017 г. указана площадь земельного участка, на которую претендуют истцы, как 1013 кв.м.
Сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о правах на спорный земельный участок отсутствуют.
Согласно части 1 и части 2 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Часть 3 той же статьи устанавливает, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля жилые помещения <адрес>, не являются муниципальной собственностью, в связи с чем произвести государственную регистрацию не представляется возможным.
Распоряжение имуществом в силу части 1 статьи 209 ГК РФ является правом его собственника, суд не вправе решать вопрос о признании многоквартирного жилого дома индивидуальным, то есть изменять правовой режим имущества. Жилищное законодательство РФ такой возможности не предусматривает.
В силу ч. 3 ст. 48 Градостроительный кодекс Российской Федерации под объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Квартиры в спорном многоквартирном доме находятся в собственности истцов в порядке приватизации
Из представленных правоустанавливающих документов, а также доводов, изложенных в исковых требованиях, следует, что строение по адресу <адрес>, является общежитием. Доказательства, подтверждающие данный факт, сторонами не оспорены.
Решением Дзержинского района г. Ярославля от 27.06.2012 г. признано за Гордеевой Г.А. право собственности на жилое помещение под номером № согласно технического описания ГУПТИ и УН по ЯО по состоянию на 30.06.2009 г., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решением Дзержинского района г. Ярославля от 28.09.2009 г. признано за Осиповой О.А., Сухаревым А.В., Сухаревым М.А. право общей долевой собственности на жилое помещение под номером № согласно технического описания ГУПТИ и УН по ЯО по состоянию на 30.06.2009 г.. расположенного по адресу: <адрес> по 1/3 доли за каждым, в порядке приватизации.
Судом при рассмотрении установлено, что у собственников помещений в д<адрес> отсутствуют какие-либо права на спорный земельный участок, земельный участок для индивидуального жилищного строительства собственникам приватизированных в установленном законом порядке помещений уполномоченным органом не предоставлялся, поэтому факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на спорный объект.
Общежитие не является индивидуальным домом, в связи с чем требования истцов о признании права собственности на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, подлежат отказу в удовлетворении.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
Согласно части 1 статьи 16 ФЗ Вводного закона и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, земельный участок под объектом капитального строительства в силу закона не может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации индивидуального жилого дома. Спорный жилой дом не может быть признан индивидуальным, поскольку рассчитан на автономное проживание нескольких семей.
Истцы претендуют на земельный участок придомовой территории многоквартирного дома. Земельный участок, на который претендуют истцы, входит в земли населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации общежития, необходим для рационального использования участка для эксплуатации многоквартирного дома.
Учитывая положения Закона ЯО от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании права собственности на земельные участки, предназначенные для эксплуатации многоквартирного дома.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, оснований для предоставления в личную собственность истцов земельного участка, как по первоначальным, так и по встречным требованиям, не имеется, кроме того, заявленные требования противоречат положениям общеобязательного нормативного правового акта Правил землепользовании и застройки г. Ярославля.
Управлением Росреестра по Ярославской области представлены сведения о том, что согласно данным единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 29.04.2005 г., является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-Ф).
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный 29.04.2005 г. и в силу части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации с указанной даты земельный участок находится в совместной собственности лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В пункте 66 Постановления N 10/22 также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Спорный земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, в силу требований статьи 16 Вводного закона, право общей долевой собственности на индивидуально-определенный земельный участок у собственников помещений многоквартирного дома в силу закона возникло.
На основании ч. 4 ст. 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:
1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
На основании ст. 42.8. Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Земельный участок был сформирован в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома. Спорный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации) и не находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В силу статьи 17 ФЗ "О землеустройстве" межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства. Документы о межевании земельных участков необходимы для последующего проведения их кадастрового учета. Согласно ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимо составление межевого плана - документа, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Кроме того, в отдельных, определенных названным Федеральным законом, случаях требуется обязательное согласование местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Границы спорного участка не установлены, не соответствуют фактической площади участка, необходимой для эксплуатации жилого дома, в связи с чем суд соглашается с представленным межевым планом ООО «Лимб» от 05.06.2017 г., согласно которому площадь участка по фактическим границам составляет площадь 1013 кв.м. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования в целях обслуживания и эксплуатации этого дома.
Орган местного самоуправления не доказал правомерность установления границ общего земельного участка по варианту, закрепленному в кадастровом паспорте земельного участка, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Порядок изъятия и предоставления земельных участков регулировался главой 5 Земельного кодекса РСФСР.
Согласно абз. 1, 2 ст. 31 ЗК РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Ст. 32 ЗК РСФСР было предусмотрено, что приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Исходя из положений вышеприведенных нормативных актов, основанием для возникновения права на земельные участки, в том числе для индивидуального жилищного строительства, являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом может служить свидетельство о праве собственности на землю или государственный акт, удостоверяющий право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан.
Государственный акт, удостоверяющий право бессрочного (постоянного) пользования АО «Дом моды «Волга» не представлен.
Согласно ст. 269 ГК РФ (в редакции на момент принятия решения о выделении истцу земельного участка) лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
Процедура землеустройства в 1992 г. была предусмотрена ст. 114 Земельного кодекса РСФСР.
В силу указанной нормы землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Землеустройство проводилось по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
В соответствии с п. п. 1.11 инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (утв. Роскомземом 09.03.1992), государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.
Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
Согласно п. п. 3.1 инструкции Государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются руководителям предприятий, организаций, учреждений, гражданам, уполномоченным представителям коллективов граждан председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах - главой или его заместителем сельской, поселковой, городской администрации.
Лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в Книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
В соответствии с п. п. 3.2, 3.3 инструкции Книга записей государственных актов установленного образца (приложение 2) ведется районным (городским) комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, а в населенных пунктах - сельской, поселковой, городской администрацией. Книга прошнуровывается, свидетельствуется подписью председателя районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или главой сельской, поселковой, городской администрации и скрепляется гербовой печатью.
В соответствии с п. п. 2.16 инструкции материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело.
Согласно п. п. 2.17 Землеустроительные дела по выдаче государственных актов хранятся в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской, поселковой, городской администрации.
Вместе с тем, основанием возникновения права собственности на земельный участок является решение о его предоставлении (правоустанавливающий документ) и доказательства формирования участка в натуре.
П. 9.1 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, свидетельство N № от 15.07.1993 г., предоставляющее АО «Дом моды «Волга» право на бессрочное (постоянное) пользование, является правоподтверждающим документом и подтверждает права заявителя на владение и пользование спорными землями только на праве постоянного (бессрочного) пользования, но не может подтверждать право собственности АО «Дом моды «Волга» на спорный земельный участок. Правовых оснований для прекращения права бессрочного пользования суд не усматривает.
Требования о возложении обязанности на мэрию г. Ярославля, Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, комитет по управлению муниципальным имуществом произвести государственную регистрацию на спорные помещения подлежат отказу в удовлетворении, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие, что доля в праве общей долевой собственности в размере 41/100 и спорные помещения <адрес> являются муниципальной собственностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Установить границы земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общежитие, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1013 кв.м согласно межевому плану ООО «Лимб» от 05.06.2017 г.
В остальной части требований Сухарева Альберта Валерьевича, Сухарева Марка Альбертовича, Осиповой Ольги Арвиевны, Гордеевой Галины Александровны к АО «Дом моды «Волга», департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности по государственной регистрации право собственности на земельный участок отказать.
В удовлетворении встречных требований АО «Дом моды «Волга» к Сухареву Альберту Валерьевичу, Сухареву Марку Альбертовичу, Осиповой Ольге Арвиевне, Гордеевой Галине Александровне о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 06.02.2018 г.
Судья М.П.Ловецкая