ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/2021 от 28.06.2021 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при помощнике судьи Плакине А.А., с участием представителя истца Иванова Е.В., представителя ответчика Смирнова Д.Ю., ответчика Миненко Н..В., представителей ответчика Тигунцева А.В., Клепикова Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-16/2021 по иску Шелепинь Н.В. к администрации Киренского городского поселения, Миненко Н.В. о признании сделки о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды недействительной, применении последствий недействительности сделки

УСТАНОВИЛ:

Шелепинь Д.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что 23.04.2019 между ответчиками заключен договор № 105-фл/19 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, согласно условий которого администрация Киренского городского поселения (арендодатель) обязуется предоставить Миненко Н.В. (арендатору) за плату во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 41390 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Договор вступает в силу с момента подписания и заключается сроком на 5 лет с 23.04.2019 по 22.04.2024. Действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие с момента подписания акта приема-передачи земельного участка в аренду. При заключении данного договора были допущены грубейшие нарушения федерального законодательства. 25.06.2018 Миненко Н.В. обратился с заявлением в администрацию Киренского городского поселения о предоставлении земельного участка площадью 15 287 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель использования: объекты сельскохозяйственного назначения – в результате по данному заявлению предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 15 287 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 15 287 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: объекты сельскохозяйственного назначения. 26.11.2018 Миненко Н.В. обратился с заявлением в администрацию Киренского городского поселения о предоставлении земельного участка площадью 24 100 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель использования: объекты сельскохозяйственного назначения – в результате по данному заявлению предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 24 100 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Киренский район, в 76,6 метрах юго-восточнее земельного участка <адрес>, общей площадью 24 100 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: объекты сельскохозяйственного назначения. 25.01.2019 Миненко Н.В. обратился с заявлением в администрацию Киренского городского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 41 390 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель использования: для сельскохозяйственного использования, в результате чего постановлением № 36 от 24.01.2019 утверждена схема земельного участка площадью 41 390 кв.м. в границах территориальной зоны (СХЗ-801) из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Затем Миненко Н.В., основываясь на данном постановлении провел межевые работы, в результате чего на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, который и был передан в аренду Миненко Н.В. При образовании данного земельного участка были существенно нарушены нормы земельного законодательства. Так, не учтены границы территориальных зон СХЗ-801 (зона сельскохозяйственный угодий) и СХЗ-802 (зона объектов сельскохозяйственного назначения), предварительно согласованный земельный участок площадью 15 287 кв.м. расположен одновременно в зонах СХЗ-801 и СХЗ-802, что противоречит ст. 11.9 п.7 ЗК РФ. Предварительно согласованный земельный участок площадью 24 100 кв.м. расположен в зоне СХЗ-801 (зона сельскохозяйственный угодий) и не соответствует основным видам и параметрам разрешенного использования, установленного для данной зоны: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Спорный земельный участок с кадастровым номером пересекает границу населенного пункта с.Кривошапкино, согласно утвержденным правилам землепользования и застройки Киренского муниципального образования в нарушение ст. 11.9 п.3 ЗК РФ. Также спорный земельный участок образован путем неправомочного объединения схем предварительно согласованных земельных участков, общая площадь земельного участка с кадастровым номером не совпадает с суммой предварительно согласованных земельных участков = 24 100 кв.м. + 15 287 кв.м. = 39 387 кв.м., разница с общей площадью земельного участка с кадастровым номером составила 2003 кв.м., также существует разница в конфигурации участков и соответственно в координатах поворотных точек границ участков. Таким образом, постановление № 36 от 24.01.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка, которым утверждена схема земельного участка общей площадью 41390 кв.м. идет в разрез с действующим земельным законодательством (ст. 39.15. ЗК РФ) и действующими Правилами землепользования и застройки Киренского МО. Выше поименованные нарушения законодательства, допущенные Ответчиками при образовании земельного участка с кадастровым номером , повлекли нарушение законных прав истца (являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства), являющегося арендатором арендатором смежного (соседнего) земельного участка (кадастровый , на заключение договора аренды данного земельного участка с администрацией Киренского городского поселения, исключили возможность его использования, а также принимать участие в решении вопросов землепользования. Данные обстоятельства свидетельствует о том, что при заключении договора аренды между ответчиками, заведомо не позволяют обеспечить доступность для широкого круга общественности возможности получения земельного участка в аренду и повлекло нарушение принципа публичности. На основании изложенного истец просит договор № 105-фл/19 от 23.04.2019 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией Киренского городского поселения и Миненко Н.В., недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>.

Истец Шелепинь Д.В. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежаще.

Представитель истца Иванов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, поддержав доводы, изложенные в иске. Дополнительно указал суду, что подтверждением пересечения границы населенного пункта (с.Кривошапкино) спорным земельным участком с кадастровым номером , является кадастровое деление территории на кадастровые кварталы и совпадением границ кадастровых кварталов с границами населенных пунктов с указанием сведении о их границах и поворотных точках в ЕГРН. Граница населенного пункта - с.Кривошапкино определена кадастровыми кварталам что подтверждается проектом кадастрового деления территории населенных пунктов Кривошапкинской сельской администрации Киренского района, утвержденным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иркутской области 02.09.2001, на основании которого и была осуществлен постановка на кадастровый учет границ кадастровых кварталов. Спорный земельный участок согласно сведений из ЕГРН расположен в 2-х кадастровых кварталах , а соответственно пересекает границы населенного пункта с.Кривошапкино, что является нарушением п.3 ст. 11.9 ЗК РФ. Спорный земельный участок фактически находится в разных категориях земель: земли населенных пунктов (кадастровый ) и земли сельскохозяйственного назначения (кадастровый ), что подтверждается данными дежурной карты учета земель Т.О.О. «Киренское», «Сидоровское», «Новая жизнь» Киренского района Иркутской области. Подтверждением нахождения спорного земельного участка в границах разных территориальных зон СХЗ-801 (Зона сельскохозяйственных угодий) и СХЗ-802 (Зона объектов сельскохозяйственного назначения), является сопоставление картометрическим методом определения координат, картографических материалов - Карты градостроительного зонирования с. Кривошапкино с кадастровым планом территории, путем масштабирования и привязки карты к поворотным точкам границ кадастровых кварталов. Также нарушением норм земельного законодательства при предоставлении спорного земельного участка на правах аренды ответчику является не проведение торгов. Вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного использования», согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, данный вид включает в себя содержание 20 видов разрешенного использования, большая часть которых не подпадает под действие ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, где содержится перечень случаев и видов разрешенного использования земельных участков, в отношении которых договор аренды заключается без проведения торгов. Также через данный земельный участок проходит - автомобильная дорога общего пользования (год завершения строительства 1989 г.), 02.07.2020 поставленная на кадастровый учет, кадастровый номер , правообладателем которой является администрация Киренского городского поселения. Указанная дорога необходима истцу в целях осуществления деятельности как главы КФХ. Сделка по предоставлению спорного земельного участка на условиях аренды ответчику Миненко Н.В. нарушает право истца на свободное передвижение, установленное Конституцией РФ, ввиду чинения препятствий движению его транспортных средств, в том числе тяжелой технике, движение которой по дорогам общего пользования в с.Кривошапкино ограничено до 3,5 тонн, что не дает возможности осуществлять выезд с земельного участка истца до автомобильной дороги с.Кривошапкино - д.Повороты, а также с собственного участка истца при вывозе сельхозпродукции. Также незаконными действиями ответчиков по предоставлению спорного участка в аренду без торгов нарушены его права как гражданина, имеющего притязания на указанный земельный участок, ввиду его нахождения вблизи собственных и арендованных земельных участков истца.

Ответчик Миненко Н.В., представители ответчика Клепиков Д.Ю., Тигунцев А.В., действующие на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании против исковых требований возражали, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Указали, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ информационное сообщение о предварительном согласовании предоставления земельных участков было размещено в районной газете «Ленские Зори» №44 (11446) от 26.06.2018 и №88 (11490) от 30.11.2018. По истечении 30 дней со дня публикации указанных сообщений, заявлений (претензий) от третьих лиц - не поступило, соответственно, впоследствии, Миненко Н.В. администрацией Киренского городского поселения были подготовлены проекты решений о предварительном согласовании земельных участков. В это же самое время Шелепинь Д.В. оформлял документы на приобретение в собственность земельного участка площадью 24924 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый , категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов) объект сельскохозяйственного назначения, который 28.01.2019 им был приобретен в собственность. На кадастровый учет, данный земельный участок был поставлен 04.10.2018. Так же Шелепинь Д.В. является арендатором земельного участка площадью 1359 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> кадастровый , категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), объект сельскохозяйственного назначения На кадастровый учет, данный земельный участок был поставлен 19.07.2018. Все вышеуказанные земельные участки находятся в шаговой доступности от земельного участка с кадастровым номером арендуемого Миненко Н.В., поэтому утверждения истца о том, что ему не было известно, что это земельный участок будет передан в аренду Миненко Н.В. и он был лишен права на участие в аукционе на земельный участок с кадастровым номером , являются ложью. Больше года истец знал, что земельный участок с кадастровым номером арендует Миненко Н.В. и неоднократно предлагал Миненко Н.В. переуступить ему право аренды и разделить этот земельный участок, но договориться им так и не получилось. 18.03.2020 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, администрацией Киренского муниципального образования проведена выездная проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом. По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 18.03.2020 № 04/03-20 в отношении ООО «Молния». В ходе проверки было установлено, что ООО «Молния» без согласования самовольно заняло часть земельного участка, общей площадью 2183 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в аренде у Миненко Н.В., ограждение земельного участка, установленное Миненко Н.В., было демонтировано силами и средствами ООО «Молния» вследствие самовольного занятия земельного участка. Администрацией Киренского городского поселения был сделан запрос (№160-2020 от 18.03.2020) в адрес Шелепинь Д.В. по поводу самовольного захвата земельного участка им и ООО «Молния». 25.03.2020 получен ответ от Шелепинь Д.В., в котором он признает факт того, что им частично занят участок с кадастровым номером (письмо от 23.03.2020). По данному поводу Миненко Н.В. был вынужден обратиться в Киренский районный суд с исковыми требованиями к ООО «Молния и к Шелепинь Д.В. об обязании не чинить ему препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый , освободить данный земельный участок от принадлежащего им имущества, в том числе техники, бытовых вагончиков, в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Заочным решением Киренского районного суда от 08.09.2020 исковые требования Миненко Н.В. были удовлетворены в полном объеме. Данное заочное решение суда вступило в законную силу 30.09.2020, но на сегодняшний день так и не исполнено. Кроме того, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой. Истец лишен права на подачу иска о признании договора аренды земельного участка недействительным, поскольку данная сделка является оспоримой, а истец не является стороной сделки, также им не представлено доказательств нарушения каких-либо прав и охраняемых законом интересов данной сделкой. Поскольку истец неоднократно пытался договориться с Миненко Н.В. об уступке права аренды на оспариваемый земельный участок, то своим поведением он давал основание другим лицам полагаться на действительность договора аренды. На дату проведения межевания земельного участка, заключения договора аренды, дорога, на которую ссылается истец, не была поставлена на кадастровый учет, наличие указанной дороги на дату проведения межевания не было указано на картах и официальных документах, которые использует в соответствии с действующим законодательством при выполнении работ кадастровый инженер. Также о наличии дороги не сообщил и сам собственник дороги – администрация Киренского городского поселения. Неверное указание поворотных точек при проведении кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, не влечет за собой признание сделки недействительной, поскольку земельный участок как таковой существует и уточнение его местоположения не влечет за собой снятия его с кадастрового учета, а исключение определенных сведений о земельном участке и внесение изменений в договор аренды. Полагают, что истцом, выбран не правильный способ защиты нарушенного права. Если истец полагает, что нарушены его права на проезд и проход по дороге, то он вправе обратиться в суд с иным требованием, а заявленные им требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. В случае признания судом наличия на земельном участке дороги общего пользования либо иных нарушений, связанных с межеванием спорного земельного участка, последствием для устранения указанных нарушений является признание недействительными документов межевания в отношении земельного участка в части указания местоположения границ данного земельного участка, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ данного участка, о приведении границ указанного земельного участка в уточненных границах. Пересечение границ кадастровых кварталов не является нарушением земельного законодательства. Пересечений спорного земельного участка с границами населенных пунктов не имеется, так как данные границы не установлены и не внесены в ЕГРН. Предоставление земельного участка без проведения торгов допускается в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Действующее законодательство не запрещает объединение земельных участков, в отношении которых в соответствие с действующим законодательством было опубликовано информационное соглашение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, и по итогам опубликования, в связи с тем, что заявлений в отношении указанных земельных участков, кроме заявления ответчика Миненко Н.В., не последовало, были переданы Миненко Н.В. в аренду без проведения аукциона. Просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Киренского городского поселения Смирнов Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме ввиду обоснованности требований истца и выявления ненадлежащей работы сотрудниками администрации, указав, что спорный земельный участок действительно был выдан в нарушение порядка норм земельного законодательства РФ, в частности был предоставлен без проведения торгов. Миненко Н.В. неоднократно подавались заявления, по которым выносились муниципальные правовые акты, что могло привести к путанице и введению в заблуждение уполномоченных должностных лиц. Предшествуя фактическому предоставлению земельного участка Миненко Н.В., последним подавались заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно заявлений Миненко Н.В. от 18.06.2018 и от 26.11.2018, целью испрашиваемых земельных участков являлось размещение объекта сельхозназначения, предоставление которых возможно без торгов. После незаконного образования земельного участка из двух, испрашиваемых изначально, цель использования изменилась на «для сельскохозяйственного использования». Согласно Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра № П/0412 от 10.11.2020, вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного использования» включает в себя 20 подпунктов, в числе которых строительство зданий и сооружений в целях животноводства, растениеводства и т.д., что существенно расширяет рамки использования земельного участка и, соответственно, круг заинтересованных в предоставлении такого участка лиц. Кроме того, ч. 2 ст. ЗК РФ установлен перечень случаев, при которых земельные участки представляются без торгов, исходя из которых можно сделать вывод о непопадании настоящего случая под действие указанной нормы закона. Спорный земельный участок пересекает границы населенного пункта, что недопустимо в соответствии с ч.3 ст. 11.9 ЗК РФ. Границы населенных пунктов совпадают с границами кадастровых кварталов, что соответствует действительности и подтверждается Проектом кадастрового деления территорий населенных пунктов Кривошапкинской сельской администрации Киренского района от 2001 года. Также пояснил, что с Миненко Н.В. была проведена беседа, целью которой было мирным путем решить сложившуюся ситуацию по причине предоставления участка гражданину, по которому проходит сооружение «автомобильная дорога», поставленное на кадастровый учет. В результате указанной беседы Миненко Н.В. было предложено добровольно отказаться от спорного земельного участка для последующего снятия с кадастрового учета и выделения последнему двух участков в порядке, установленном законодательством, однако до настоящего времени Миненко Н.В. данных действий не произвел.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст.25, п. 1 ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Возникшие права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч. 3, 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.

Земельным кодексом РФ закреплен принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ).

По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и заключения договора аренды закреплены в п. 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

В силу пп. 6, 7, 8 п. 1 ст. 39.15, пп. 4, 5, 7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка и в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов должны быть указаны, в том числе: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка.

Согласно пп.1 п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (п.5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п.6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Из материалов дела следует, что 10.06.2019 Иванов Е.В., действующий в интересах истца Шелепинь Д.В., обратился в администрацию Киренского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 38:09:110102:ЗУ1, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответом от 18.06.2019 администрация Киренского городского поселения отказала в утверждении схемы расположения указанного земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который предоставлен в пользование на праве аренды гражданину, для сельскохозяйственного использования.

В ответе от 30.03.2020 на обращение Шелепинь Д.В. администрация Киренского городского поселения сообщила, что в результате проведенной внутренней проверки были выявлены нарушения земельного законодательства при образовании земельного участка с кадастровым номером . Поскольку указанный земельный участок обременен арендными отношениями с гр. Миненко Н.В., истцу Шелепинь Д.В. было предложено решить спорную ситуацию в судебном порядке.

Проверяя доводы истца в обоснование заявленных исковых требований, судом установлено следующее.

18.06.2018 Миненко Н.В. обратился в администрацию Киренского городского поселения с заявлением, в котором просил выбрать земельный участок для получения на праве аренды, площадью 15 287 кв.м. и предварительно согласовать место размещения объекта сельскохозяйственного назначения. Предполагаемое место размещения земельного участка: с.Кривошапкино, восточнее ул. Молодежная, 1а.

К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с указанием координат характерных точек границ земельного участка.

Информационное сообщение о предварительном согласовании земельного участка было размещено в газете Киренского района «Ленские зори», выпуск № 44 (11446) от 26.06.2018.

Распоряжением и.о. главы Киренского муниципального образования от 26.07.2018 № 220 Миненко Н.В. было предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 15 287 кв.м., разрешенное использование: объекты сельскохозяйственного назначения. Условием предоставления земельного участка является проведение работ по его образованию.

26.11.2018 Миненко Н.В. вновь обратился в администрацию Киренского городского поселения с заявлением, в котором просил выбрать земельный участок для получения на праве аренды, площадью 24 100 кв.м. и предварительно согласовать место размещения объекта сельскохозяйственного назначения. Предполагаемое место размещения земельного участка: <адрес><адрес>.

К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, где указано, что цель использования земельного участка: личное подсобное хозяйство (пашня).

Информационное сообщение о предварительном согласовании земельного участка было размещено в газете Киренского района «Ленские зори», выпуск № 88 (11490) от 30.11.2018.

Распоряжением главы Киренского муниципального образования от 29.12.2018 № 404 Миненко Н.В. было предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в 76,6 метрах юго-восточнее земельного участка по <адрес>, общей площадью 24 100 кв.м., разрешенное использование: объекты сельскохозяйственного назначения. Условием предоставления земельного участка является проведение работ по его образованию.

Постановлением главы Киренского муниципального образования от 24.01.2019 № 36 по заявлению Миненко Н.В. была утверждена схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 38:09:000000:ЗУ1, расположенного в границах территориальной зоны (СХЗ-801), по адресу: <адрес>, восточнее участка а по <адрес>, общей площадью 41390 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

На основании указанного постановления по заявлению Миненко Н.В. проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план, и вышеуказанный земельный участок 12.03.2019 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:09:000000:1364, площадью 41390 кв.м. +/- 1780, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, для иных видов сельскохозяйственного использования.

08.04.2019 Миненко Н.В. обратился к главе администрации Киренского городского поселения с заявлением о предоставлении без торгов земельного участка, находящегося на территории Киренского муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером , площадью 41 390 кв.м., для сельскохозяйственного назначения на праве аренды сроком на 5 лет.

Распоряжением и.о. главы Киренского муниципального образования от 23.04.2019 № 91 спорный земельный участок предоставлен Миненко Н.В. в аренду сроком на 5 лет.

23.04.2019 между администрацией Киренского городского поселения и Миненко Н.В. заключен договор № 105-фл/19 о предоставлении на условиях аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 41390 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Договор заключен сроком на 5 лет с 23.04.2019 по 22.04.2024.

29.05.2019 Миненко Н.В. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права на указанный земельный участок, на основании которого в отношении земельного участка зарегистрировано право аренды в пользу Миненко Н.В., номер государственной регистрации -38/129/2019-1.

Анализируя представленные документы, в том числе, схемы расположения земельных участков, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером был сформирован путем неправомерного объединения двух схем предварительно согласованных земельных участков площадью 15 287 кв.м. и 24 100 кв.м., которые не являлись смежными и между ними проходила автомобильная дорога. В результате такого объединения площадь вновь образованного земельного участка увеличилась на 2003 кв.м., имеется разница в конфигурации участка и координатах поворотных точек границ участка по сравнению с предварительно согласованными. Кроме того, разрешенное использование вновь образованного земельного участка (для сельскохозяйственного использования) не соответствует разрешенному использованию предварительно согласованных земельных участков (для размещения объектов сельскохозяйственного назначения).

Вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного использования», согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, включает в себя содержание 20 видов разрешенного использования, большая часть которых не подпадает под действие ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, где содержится перечень случаев и видов разрешенного использования земельных участков, в отношении которых договор аренды заключается без проведения торгов.

В нарушение пп. 6, 7, 8 п. 1 ст. 39.15, пп. 4, 5, 7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ Миненко Н.В. в заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельных участков, заявлении о предоставлении земельного участка без торгов не указал основание предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

Каких-либо доказательств, подтверждающих право Миненко Н.В. на предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, ответчиком не представлено.

Учитывая указанные обстоятельства, администрация Киренского городского поселения при предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером и заключении договора аренды с Миненко Н.В. обязана была организовать торги в форме аукциона.

В результате несоблюдения администрацией Киренского городского поселения предусмотренной Земельным кодексом РФ процедуры по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка, сужен круг лиц, которые могли бы претендовать на получение спорного земельного участка в аренду.

Из представленного ответчиком Миненко Н.В. заключения кадастрового инженера Луговской Л.С. следует, что в результате исследования границы земельного участка с кадастровым номером было установлено, что 12.03.2019 в ЕГРН были внесены сведения об исследуемом земельном участке. Координаты границ данного земельного участка были получены кадастровым инженером из сведений ЕГРН с обозначением что указывает на то, что участок находится в разных кадастровых кварталах . Пересечение границ кадастровых кварталов не является нарушением земельного законодательства, при постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося в нескольких кварталах проставляется номер кадастрового квартала с обозначением :000000:. Пересечений с границами населенных пунктов нет, так как данные границы не установлены, то есть не определены координаты поворотных точек, и не внесены в ЕГРН. В случае пересечений было бы отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка. Данный участок не находится в разных территориальных зонах, они не установлены, а в случае пересечений при постановке на кадастровый учет участка с кадастровым номером Росреестром будет вынесен отказ в постановке.

Однако из представленного истцом заключения кадастрового инженера Пантелеевой В.О. следует, что в результате совмещения границ земельного участка с кадастровым номером и границ кадастровых кварталов в программном обеспечении ГИС Карта (Panorama) было установлено, что граница земельного участка пересекает границу кадастрового квартала схема 1). 25.10.2013 решением Думы Киренского муниципального образования № 96/3 был утвержден генеральный план Киренского городского поселения, в составе которого содержится Карта градостроительного зонирования населенных пунктов. На данном картографическом материале отражены границы населенных пунктов и границы территориальных зон, в том числе села Кривошапкино (М 1:5000) – пунктирной линией красного цвета. Сведения о генеральном плане поселения и все документы в его составе размещены администрацией Киренского городского поселения в общем доступе на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Кадастровый инженер совместил карту градостроительного зонирования и координаты границ земельного участка с кадастровым номером и границ кадастровых кварталов в цифровом виде при помощи программного обеспечения ГИС Карта (Panorama). Для проведения анализа растровое изображение карты градостроительного зонирования было привязано к кадастровым планам территорий указанных кадастровых кварталов методом аффинного трансформирования. Данный метод позволяет изменять форму цифрового изображения, поворачивать его и масштабировать, приводя в соответствие с изображением – эталоном. В данном случае в качестве изображения-эталона был принят ортофотоплан местности, приведенный в соответствие с системой координат МСК-38. Для привязки были выбраны опорные точки из ярко выраженных пересечений, отчетливо видимых на ортофотоплане: береговая линия реки Лена и повороты дороги общего пользования. При помощи программного обеспечения были уравнены невязки их взаимного положения и выполнено преобразование с их осреднением. В результате появилась возможность сравнить местоположение кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером и границы населенного пункта с. Кривошапкино. Было установлено, что граница населенного пункта с. Кривошапкино совпадает с границами кадастровых кварталов , а кадастровая граница земельного участка с кадастровым номером пересекает границу населенного пункта с. Кривошапкино. Результат проведенного сравнения отражен на схеме 1. Кроме того, исходя из проекта кадастрового деления территории населенных пунктов Кривошапкинской сельской администрации Киренского района, утвержденного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иркутской области 02.09.2002г., граница населенного пункта с. Кривошапкино совпадает с границами кадастровым кварталов . В результате анализа было установлено, что исследуемый земельный участок с кадастровым номером расположен в границах двух территориальных зон - СХЗ-801 (Зона сельскохозяйственных угодий) и СХЗ-802 (Зона объектов сельскохозяйственного назначения). Исследуемый земельный участок с кадастровым номером , согласно сведениям Росреестра отнесенный к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, пересекая границу населенного пункта, фактически находится в разных категориях земель: земли населенных пунктов (кадастровый ) и земли сельскохозяйственного назначения (кадастровый ).

Судом принимается заключение кадастрового инженера Пантелеевой В.О. в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, подтверждающего тот факт, что кадастровая граница земельного участка с кадастровым номером 38:09:000000:1364 пересекает границу населенного пункта с. Кривошапкино, спорный земельный участок расположен одновременно в границах двух территориальных зон - СХЗ-801 (Зона сельскохозяйственных угодий) и СХЗ-802 (Зона объектов сельскохозяйственного назначения), поскольку заключение содержит подробное описание произведенных исследований, выводы кадастрового инженера сделаны на основе анализа проекта кадастрового деления территории населенных пунктов Кривошапкинской сельской администрации Киренского района, Карты градостроительного зонирования населенных пунктов, ортофотоплана местности села Кривошапкино, публичной кадастровой карты, исследования границ спорного земельного участка, совмещения карты градостроительного зонирования, координат спорного земельного участка и границ кадастровых кварталов. Заключение подробно, мотивированно, обоснованно, согласуется с материалами дела.

Вместе с тем, кадастровый инженер Луговская Л.С. в данном ей заключении ограничилась лишь исследованием того, что границы населенного пункта села Кривошапкино и территориальных зон не внесены в ЕГРН, на основании чего ей был сделан вывод об отсутствии пересечений спорного земельного участка с указанными границами.

Также судом установлено, что истец Шелепинь Д.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , являющихся соседними со спорным земельным участком с кадастровым номером , что подтверждается выписками из ЕГРН.

Из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, следует, что доступ к земельному участку истца с кадастровым номером возможен только по автомобильной дороге общего пользования местного значения с кадастровым номером , которая проходит через спорный земельный участок ответчика Миненко Н.В. Истец лишен возможности осуществлять выезд с собственного земельного участка до автомобильной дороги с.Кривошапкино - д.Повороты при вывозе сельхозпродукции, в том числе тяжелой техникой, движение которой по дорогам общего пользования в с.Кривошапкино ограничено до 3,5 тонн.

Довод ответчика Миненко Н.В. о том, что фактически никакой автомобильной дороги общего пользования на земельном участке не существует, опровергается имеющимися в деле документами.

Так, согласно выпискам из ЕГРН, в пределах земельного участка с кадастровым номером 38:09:000000:1364 расположен объект недвижимости с кадастровым номером а именно сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога общего пользования местного значения, протяженностью 2168 м., расположенная по адресу: Иркутская область, Киренский район, автомобильная дорога общего пользования местного значения «Обход с.Кривошапкино», год завершения строительства – 1989 г., дата постановки на учет – 02.07.2020. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за Киренским муниципальным образованием 02.07.2020.

Из представленных администрацией Киренского городского поселения документов следует, что автомобильная дорога общего пользования местного значения с кадастровым номером «Обход с.Кривошапкино» включена в реестр муниципального имущества Киренского муниципального образования (реестровый номер 184) на основании заочного решения Киренского районного суда от 21.02.2012 по делу № 2-52/2012.

Постановлением администрации Киренского городского поселения от 03.10.2011 № 152, с учетом внесенных дополнений постановлениями от 18.12.2017 № 747, от 29.04.2019 № 388, от 14.11.2019 № 765, от 14.11.2019 № 767, от 07.12.2020 № 583, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в которых включена автомобильная дорога «Объездная автодорога с.Кривошапкино».

Из пояснений представителя администрации Киренского городского поселения, данных в судебном заседании, следует, что в 2019 году при реализации проекта по строительству объектов «Магистральный газопровод «Сила Сибири», участок «Ковыкта-Чаянда» в целях урегулирования вопроса по согласованию транспортной схемы и последующему заключению соглашения на содержание дорог местного значения возникла необходимость в регистрации права муниципальной собственности на объездные дороги в обход населенных пунктов, в числе которых участок автодороги «Обход с.Кривошапкино». Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом совещания от 30.07.2019 при главе администрации Киренского муниципального образования по вопросу строительства объектов «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда», ведомостью участков автодорог местного значения, задествованных при строительстве объекта, ведомостью объемов ремонтно-восстановительных работ на автомобильных дорогах местного значения, задействованных при доставке грузов на объект строительства.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером был сформирован в нарушение действующего законодательства, не соответствует ч.ч. 3, 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно он пересекает границу населенного пункта с.Кривошапкино Киренского муниципального образования, находится одновременно в двух территориальных зонах СХЗ-801 и СХЗ-802. Кроме того, в нарушение действующего законодательства указанный земельный участок был предоставлен ответчику Миненко Н.В. без проведения торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в то время как право Миненко Н.В. на получение земельного участка без проведения торгов не было подтверждено, чем было нарушено право третьих лиц на участие в аукционе, в том числе истца, имеющего притязания на указанный земельный участок, ввиду его нахождения вблизи собственных и арендованных земельных участков истца. Помимо прочего, через спорный земельный участок проходит автомобильная дорога общего пользования местного значения, а ввиду предоставления данного земельного участка ответчику Миненко Н.В. в аренду нарушаются права третьих лиц на передвижение по данной дороге, в том числе нарушает право истца на свободное передвижение, ввиду чинения препятствий движению его транспортных средств, в том числе тяжелой технике, движение которой по дорогам общего пользования в с.Кривошапкино ограничено до 3,5 тонн, что не дает возможности осуществлять выезд с земельного участка истца до автомобильной дороги с.Кривошапкино - д.Повороты, а также с собственного участка истца при вывозе сельхозпродукции.

Довод ответчика Миненко Н.В. о том, что предоставленный ему земельный участок не пересекает границу населенного пункта, поскольку границы населенного пункта с.Кривошапкино не установлены, является несостоятельным, поскольку в соответствии с п.1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.

В силу ч.2 и ч.3 ст.7 указанного закона органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) до 01.06.2023 (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.01.2024.

Как следует из материалов дела, руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Иркутской области 02.09.2001 утвержден проект кадастрового деления территорий населенных пунктов Кривошапкиной сельской администрации, который содержит текстовое описание местоположения границ с.Кривошапкино, описание границ кварталов , план кадастрового деления с.Кривошапкино.

Решениями Думы Киренского муниципального собрания от 25.10.2013 № 96/3 и № 97/3 утверждены генеральный план Киренского муниципального образования и Правила землепользования и застройки Киренского муниципального образования, в составе которых содержатся карта границ населенных пунктов Киренского муниципального образования, карта градостроительного зонирования территорий населенных пунктов Киренского муниципального образования, в том числе села Кривошапкино.

Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенного пункта с.Кривошапкино не свидетельствует о не установлении данных границ, поскольку в соответствии с п.1 ст. 84 Земельного кодекса РФ границы населенного пункта с.Кривошапкино установлены Генеральным планом Киренского муниципального образования.

Довод ответчика Миненко Н.В. о том, что истец лишен права на подачу иска о признании договора аренды земельного участка недействительным, поскольку он не является стороной сделки, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм права. В силу п.2 ст. 168 ГК РФ истец вправе обратиться в суд с иском о признании сделки ничтожной, не являясь её стороной.

Ссылка ответчика Миненко Н.В. на решение Киренского районного суда от 08.09.2020 о возложении на ООО «Молния и Шелепинь Д.В. обязанности не чинить Миненко Н.В. препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером освободить данный земельный участок от принадлежащего им имущества, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при наличии доказательств недействительности заключенного между администрацией Киренского городского поселения и Миненко Н.В. договора о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив и оценив объяснения сторон, письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что договор № 105-фл/19 от 23.04.2019 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией Киренского городского поселения и Миненко Н.В., является недействительным (ничтожным) в соответствии с п.2 ст. 168 ГК РФ, как заключенный с нарушением требований закона, допущенных при образовании земельного участка, а также без соблюдения процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды, что повлекло нарушение прав (интересов) неопределенного круга лиц, в том числе истца, которые могли бы претендовать на получение земельного участка в аренду либо в собственность посредством аукциона.

Поскольку договор № 105-фл/19 от 23.04.2019 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 38:09:000000:1364 признан судом недействительным (ничтожным), суд считает возможным удовлетворить исковые требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об указанном земельном участке, поскольку он был сформирован на основании заявления Миненко Н.В. с нарушениями действующего земельного законодательства, а реализация прав третьих лиц (потенциальных участников земельных правоотношений), в том числе истца, на приобретение в собственность либо в аренду земель, входящих в границы данного земельного участка, возможна только после его снятия с кадастрового учета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шелепинь Д.В. к администрации Киренского городского поселения, Миненко Н.В. о признании сделки о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды недействительной, применении последствий недействительности сделки – удовлетворить.

Признать недействительным договор № 105-фл/19 от 23.04.2019 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией Киренского городского поселения и Миненко Н.В..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Мельникова