ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/2021УИД от 14.01.2021 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-16/2021 УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Облучье 14 января 2021 года

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Суржиковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Саяпиной О.В.,

с участием:

представителя истца межрегионального территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области –Кузьменко О.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области –Ефимовой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя третьего лица администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области- Афониной С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании предоставить жилые помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее-МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее-администрация МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании предоставить жилые помещения.

Требования мотивированы тем, что Российская Федерация является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: ЕАО, <адрес>. Право собственности на вышеуказанные квартиры зарегистрировано в установленном порядке, объекты недвижимости переданы на праве оперативного управления Управлению Министерства внутренних дел РФ по Еврейской автономной области (далее - УМВД России по ЕАО).

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, в соответствии с постановлением главы администрации МО «Облученский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу ЕАО, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ.

Если многоквартирный дом признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), т.е. путем выкупа изымаемого помещения.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную и адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, согласно п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Согласно сведениям из реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, ведущегося в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» и доступные для ознакомления на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (www.reformagkh.ru), расселение дома по адресу ЕАО, <адрес> фактически завершено ДД.ММ.ГГГГ, фактическая дата сноса - ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. МТУ Росимущество в Хабаровском крае и ЕАО обратилось в адрес администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО с просьбой о возмещении денежных средств за изъятые жилые помещения по адресу: ЕАО, <адрес>, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен изъятого.

Согласно полученному ответу администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района в процессе реализации государственной программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Еврейской автономной области» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 473-пп, осуществлялось переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, в благоустроенные жилые помещения.

Однако, согласно вышеуказанному ответу федеральное недвижимое имущество, закрепленное за органами внутренних дел Российской Федерации, в случае признания аварийным подлежит списанию в соответствии с Приказом МВД России от 18.10.2012 № 954 «О списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за органами внутренних дел Российской Федерации».

Вместе с тем, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО полагает, что указанный нормативно-правовой акт определяет порядок организации деятельности по согласованию Министерством внутренних дел решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами МВД России в случае принятия такого решения в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834, согласно которому в отношении федерального недвижимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, на праве оперативного управления, решение о списании принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества указанных учреждений.

В адрес МТУ обращений от УМВД России по ЕАО о согласовании решения о списании указанных жилых помещений в связи с признанием их аварийными не поступало, о принятии такого решения МТУ не известно.

До настоящего времени МТУ, как собственнику жилых помещений в указанном многоквартирном доме, администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» другого жилого помещения не предоставлено, в требованиях МТУ о выплате выкупной цены либо предоставлении другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности отказано.

Просит обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» предоставить МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО жилые благоустроенные помещения, отвечающее установленным требованиям не менее 43,2 кв.м и 44,5 кв.м, взамен ранее занимаемых жилых помещений по адресу: ЕАО, <адрес>.

Определением суда от 24.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области и администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район».

В судебном заседании представитель истца МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО Кузьменко О.Н. требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно в судебном заседании и отзыве на заявление ответчика о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности указал, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома по адресу: ЕАО, <адрес> аварийным и подлежащим сносу вынесено законно и компетентным составом, законность данного заключения сомнений не вызывает. Вместе с тем, в нарушение ст.32 ЖК РФ ответчиком распоряжения с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, издано не было, решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа не принималось. Как следствие, уведомление о принятом решении в соответствии с ч.4 ст.32 ЖК РФ, а также проект соглашения о выкупе жилых помещении не направлялись, соглашение не заключалось. Требование о сносе или реконструкции дома, признанного аварийным в разумный срок за счет собственных средств к МТУ, как собственнику жилых помещений в доме, не предъявлялось. В отношении обращения ответчика в суд с иском о принудительном изъятии жилого помещения истцу не известно. Таким образом, процедура изъятия жилого помещения со стороны администрации муниципального района соблюдена не была. То обстоятельство, что администрация муниципального образования снесла дом, то есть осуществила действия по реализации властных полномочий, не разрешив вопрос о выплате возмещения собственникам жилых помещений в установленном порядке, без соблюдения процедуры, установленной статьей 32 ЖК РФ, не является основанием для освобождения ответчика от выплаты возмещения за жилое помещение.

Из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на уполномоченный орган, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вместе с тем, требование о предоставлении в собственность другого жилого помещения может быть заявлено в случаях, когда обязанность по предоставлению жилого помещения установлена соглашением об изъятии либо специальными правовыми нормами.

Так, если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник помещения в этом доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право по своему выбору требовать его выкупа или предоставления другого жилого помещения.

К спорным жилищным правоотношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

О том, что жилой дом по адресу: ЕАО, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, истец узнал из письма Управления МВД России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ МТУ обращалось в адрес ответчика с требованием о возмещении денежных средств за изъятые жилые помещения либо предоставлении других благоустроенных жилых помещений взамен изъятых. Ответом администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается обращение истца к ответчику с заявлениями о восстановлении нарушенных жилищных прав истца. В связи с этим, полагает, что срок исковой давности истцом не пропущен.

В судебном заседании представитель ответчика-администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Ефимова М.А. заявленные требования не признала. Пояснила, что особенности списания федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, определены в Положении об особенностях списания федерального имущества, утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834, в соответствии с которыми списание недвижимого имущества осуществляется после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Согласно п.3 Положения решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно не пригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>, <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ. То есть имущество, принадлежащее истцу, с ДД.ММ.ГГГГ года было непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению, и соответственно, подлежало списанию. Согласно Приказу МВД России от 18.10.2012 № 954 «О списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ОВД РФ», документом-основанием для списания в отношении многоквартирного жилого дома является решение межведомственной комиссии о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Жилые помещения – квартиры расположенные по адресу: ЕАО, <адрес>, квартиры №, были переданы в собственность Облученского городского поселения в рамках государственной программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 147-пп. Ни Российская Федерация, ни субъект РФ, ни муниципальное образование не могут быть признаны нуждающимся в жилых помещениях. Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселению из аварийного жилищного фонда подлежат только граждане

В случае передачи жилых квартир МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, расходы на их приобретение будут подлежать возмещению Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципальным образованием «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО из бюджета муниципального образования.

Кроме того, представителем ответчика также заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности. Мотивировано тем, что общий срок исковой давности составляет три года. Фактическая дата завершения расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>-ДД.ММ.ГГГГ. Информация о дате завершения расселения дома размещена на официальном сайте Государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ». В системе также ведется реестр аварийного жилья Российской Федерации. Настоящее исковое заявление поступило в адрес администрации Облученского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении 3 лет с даты расселения многоквартирного дома. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель третьего лица-администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Афонина С.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселению из аварийного жилищного фонда – жилого дома по ул.<адрес> в <адрес> подлежали только граждане, предоставление жилых помещений юридическим лицам, данным законом не предусмотрено. Источниками финансирования программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальной образовании «Облученский муниципальный район» на 2013-2015 годы являлись средства областного бюджета, местного бюджета, а также средства государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку денежные средства, предоставленные Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках данной Программы являются строго целевыми, в случае удовлетворения исковых требований ответчик будет обязан возместить Фонду стоимость жилых помещений, переданных МТУ Росимущства в Хабаровском крае и ЕАО.

Представители третьих лиц- УМВД России по ЕАО, управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены своевременно и надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Российская Федерация является собственником жилых помещений-квартир (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ) и (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), расположенных по адресу: ЕАО, <адрес>.

Указанные жилые помещения МВД России переданы на праве оперативного управления УМВД России по ЕАО.

Заключением межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" четко определены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, одним из которых является признание до 1 января 2017 года многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В силу п.6 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что финансовая поддержка Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляется бюджетам Российской Федерации именно на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, то есть является строго целевой, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, включению такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, право на предоставление другого равнозначного жилого помещения за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства имеют только граждане, в том числе, которым жилые помещения, расположенные в таком аварийном доме, принадлежат на праве собственности.

В судебном заседании установлено, что признанный аварийным многоквартирный жилой по адресу: ЕАО, <адрес>, <адрес>, включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район» на 2013-2015 годы», утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках данной муниципальной программы определено к расселению 32 жилых помещения, из которых частная собственность-24, муниципальная собственность-8 без указания статуса специализированного жилищного фонда. Источниками финансирования Программы определены средства местного и областного бюджетов, а также средства государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 473-пп по утвержденным муниципальным программам по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждена государственная программа «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Еврейской автономной области» на 2013-2017 годы».

Согласно сведений, размещенных на официальном сайте Государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ», фактическая дата расселения граждан из многоквартирного жилого дома по адресу: ЕАО, <адрес>, <адрес> -ДД.ММ.ГГГГ, фактическая дата сноса жилого дома-ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выписками из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности муниципального образования «Облученское городское поселение» на дату рассмотрения настоящего дела находятся квартиры № , площадью 50 кв.м., , площадью 47,3 кв.м., которые, согласно пояснениям представителя ответчика, переданы в собственность Облученского городского поселения в рамках государственной программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 147-пп.

Согласно ответу заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ предоставляется субъектам Российской Федерации только на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, имеющих жилье в собственности или по договору социального найма. Переселение иного жилищного фонда за счет финансовой поддержки Фонда является нецелевым использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и подлежит возврату средств Фонда.

Материалами дела также подтверждается, что истец МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался к ответчику с требованием о предоставлении выкупной цены за изъятые жилые помещения либо предоставления других благоустроенных жилых помещений на праве собственности.

Разрешая указанные обращения администрация МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указала, что федеральное недвижимое имущество, закрепленное за органами внутренних дел Российской Федерации, в случае признания аварийным, подлежит списанию в соответствии с Приказом МВД России от 18.10.2012 № 954 «О списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за органами внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с Приказом МВД России от 18.10.2012 № 954 «О списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за органами внутренних дел Российской Федерации» решение о списании федерального недвижимого имущества принимается и в том случае, если оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.

По информации, предоставленной по запросу суда УМВД России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что основанием для списания недвижимого имущества с учета необходимо наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию прекращения права оперативного управления. В отношении жилых помещений, расположенных по адресу: ЕАО, г.Облучье, ул.Биробиджанское шоссе, д.5 кв.12 и кв.15, документов на прекращение права оперативного управления не поступало, данные объекты основных средств с балансового учета не списаны.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что жилые помещения взамен изъятых в признанном аварийном многоквартирном жилом доме, в отношении которого осуществлен снос, истцу ответчиком предоставлены не были.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 этого кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО о том, что администрацией МО «Облученское городское поселение» жилые помещения взамен изъятых в аварийном жилом доме не предоставлены, стало известно из обращения начальника УМВД России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ исх. , о данных обстоятельствах МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с даты расселения жилого дома не могло знать, поскольку квартиры переданы в оперативное управление УМВД России по ЕАО, ответчик также не оповещал МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО ранее ДД.ММ.ГГГГ об отказе передать в собственность Российской Федерации жилые помещения взамен изъятых.

Вместе с тем исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный ст. 196 ГПК РФ трехлетний срок, а потому срок исковой давности истцом не пропущен.

Анализируя установленные по делу обстоятельства в совокупности с правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что обязанность предоставления жилых помещений взамен изъятых в рамках реализации государственной программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Еврейской автономной области» на 2013-2017 годы» возникла у администрации муниципального образования «Облучеснкое городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО только в отношении граждан, имеющих в аварийном жилом доме по адресу: ЕАО, <адрес> жилые помещения на праве собственности либо по договору социального найма.

В связи с этим оснований для обязания ответчика предоставить жилые помещения МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО взамен ранее занимаемых жилых помещений, суд не усматривает и приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.32 ЖК РФ, ст.ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании предоставить жилые помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.В. Суржикова

мотивированное решение изготовлено 19.01.2021

копия верна:

Судья А.В. Суржикова