Дело № 2-16/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Александровский Завод 14 февраля 2024 года
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Маншеева Н.Н., при секретаре Сандаковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Савва-Борзинская ООШ и Администрации Александрово-Заводского муниципального округа о проведении работы по реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о проведении работы по реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух мотивируя тем, что котельная муниципального общеобразовательного учреждения Савво-Борзинская основная общеобразовательная школа (далее МОУ Савва-Борзинская ООШ или школа) оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что МОУ Савва-Борзинская ООШ мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведены до настоящего времени, несмотря на внесенное в апреле 2023 года представление прокурора о проведении таких мероприятий в течение месяца с целью устранения нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Просит возложить проведение данных мероприятий на МОУ Савва-Борзинская ООШ, в случае отсутствия денежных средств у ответчика, возложить обязанность по финансированию образовательного учреждения на учредителя администрацию Александрово-Заводского муниципального округа.
В судебном заседании заместитель прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Пушкарев А.В. дал пояснения согласно исковому заявлению, с учетом уточнения в части срока исполнения решения просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание ответчик - директор МОУ Савва-Борзинская ООШ ФИО4 не явилась, о дне, времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании ответчик - представитель администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края ФИО5 по доверенности не возражала против удовлетворения исковых требований, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведены до настоящего времени, в связи с отсутствием в бюджете округа денежных средств, просила срок для исполнения решения установить до ДД.ММ.ГГГГ, также пояснила, что проводить проверку по соблюдению требований законодательства об охране атмосферного воздуха уполномочен только природоохранный прокурор, соответственно право на обращение в суд с данным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц имеет только природоохранный прокурор.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
В Забайкальском крае органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, является Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство).
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2, далее - Порядок).
Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Согласно пункту 3 Требований при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Пунктом 5 Требований определено, что разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Закона об охране окружающей среды.
Пунктом 6 Требований установлено, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации: инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчет рассеивания «выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ N 273.
Согласно пункту 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Из материалов дела следует и ответчиками не оспаривается, что прокуратурой Александрово-Заводского района Забайкальского края проведена проверка эксплуатации котельной МОУ Савва-Борзинская ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, относящейся к объектам III категории.
В ходе проверки установлены нарушения требований природоохранного законодательства, у школы, осуществляющей деятельность, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, отсутствовали согласованные с Министерством природных ресурсов Забайкальского края мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, общеобразовательное учреждение в проверяемый период данных мероприятий не проводило.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокурором района представления об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха, которое до настоящего времени школой не исполнено.
В целях прекращения нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения, прокурор района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Таким образом, МОУ Савва-Борзинская ООШ, осуществляя производственную деятельность, в нарушении требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, не разработало мероприятие по снижению выбросов в период НМУ и не направило их на согласование в Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
При таких обстоятельствах, исковые требования о проведении работы по реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к МОУ Савва-Борзинская ООШ подлежат удовлетворению.
Судом также установлено, что МОУ Савва-Борзинская ООШ является общеобразовательным бюджетным учреждением (п. 1.1 Устава).
Учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование - муниципальный район «Александрово-Заводский район» в лице его администрации (п. 1.3 Устава), его функции и полномочия переданы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», которая реорганизована а администрацию Александрово-Заводского муниципального округа.
Источниками формирования финансовых средств учреждения являются в частности бюджетные средства Александрово-Заводского муниципального округа (пункт 5.8 Устава).
Учитывая, что функции и полномочия учредителя школы осуществляет Администрация Александрово-Заводского муниципального округа, соответственно указанная Администрация принимает участие в распределении финансовых средств, в том числе и на разработку мероприятия по снижению выбросов в период НМУ, поэтому исковые требования о возложении обязанности по финансированию школы денежными средствами для проведения вышеуказанных мероприятий на администрацию Александрово-Заводского муниципального округа подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика ФИО5 о том, что настоящее исковое заявление предъявлено неуполномоченным должностным лицом, ввиду того, что в соответствии с п. 2.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан относится к компетенции природоохранных прокуроров, не основаны на законе по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» руководящие должностные лица органов прокуратуры, в частности, прокуроры районов, обязаны в полной мере использовать предоставленные федеральным и региональным законодательством полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности. При этом данные должностные лица, обязаны считать одним из основных направлений надзорной деятельности надзор в сфере экологической безопасности.
Аналогичные требования закреплены и в пункте 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (далее - Приказ ГП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№)
Кроме того, из пункта 3.21. Приказа ГП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что руководящие должностные лица органов прокуратуры при организации и проведении проверок исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха обязаны обращать особое внимание на деятельность предприятий, осуществляющих наибольшее негативное воздействие на него, а также обязаны оценивать своевременность и полноту проведенных мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ, установлению очистного оборудования, а также реализации уполномоченными органами власти контрольно-надзорных и разрешительных функций по охране и мониторингу атмосферы.
Поскольку требования вышеуказанных организационно-распорядительных документов распространяются на всех руководящих должностных лиц органов прокуратуры, в том числе и прокуроров районов, следовательно, к их полномочиям отнесены как вопросы осуществления надзора в сфере экологической безопасности, так и полномочия по принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений.
Ссылка представителя ответчика на положения п. 2.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» правового значения не имеет, поскольку данный приказ не содержит запрета на осуществлении надзора за исполнением законодательства в экологической сфере иными (помимо природоохранных) прокурорами.
Судом также обсуждены доводы представителя ответчика ФИО5 о предоставлении срока до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения, однако считает их несостоятельными, поскольку школе было предоставлено достаточно времени для разработки мероприятий по снижению выбросов в период НМУ и направления их на согласование в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, учитывая, что с представлением об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха прокурор обратился в апреле 2023 года.
Кроме того, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поэтому дальнейшее неисполнение решения суда негативным образом влияет на охрану окружающей среды, поскольку не проведение мероприятий по снижению выбросов в период НМУ не позволяет уменьшить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случае, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований, подлежат взысканию с ответчика МОУ Савва-Борзинская ООШ в доход местного бюджета госпошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать МОУ Савва-Борзинская ООШ в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать, согласовать и организовать работу по реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
В случае недостаточности денежных средств у МОУ Савва-Борзинская ООШ возложить обязанность по финансированию учреждения денежными средствами для проведения вышеуказанных мероприятий на администрацию Александрово- Заводского муниципального округа.
Взыскать с МОУ Савва-Борзинская ООШ (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход Александрово - Заводского муниципального округа в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Александрово- Заводский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2024 года.
Судья Н.Н. Маншеев